Способы передачи чужой речи
статья по логопедии
Сообщение на тему: Способы передачи чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: Способы передачи чужой речи
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора (авторскими словами). Чужая речь может передаваться разными способами.
Эти способы являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Способы передачи чужой речи:
- Прямая речь
- Диалог
- Косвенная речь
- Вводные конструкции
- Цитирование
- Дополнение
Прямая речь
Прямая речь — это передача чужой речи с сохранением формы и содержания.
В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.
На письме прямая речь заключается в кавычки «».
Схематическое обозначение частей предложений с прямой речью:
- А — слова автора, которые пишутся с прописной буквы
- а — слова автора, которые пишутся со строчной буквы
- «П» — прямая речь, которая пишется с прописной буквы
- «п» — прямая речь, которая пишется со строчной буквы
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Слова автора после прямой речи
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
«П…» — а.
Слова автора перед прямой речью
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П…»
Слова автора внутри прямой речи
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».
«П, — а, — п?»
Диалог
Диалог — это разговор двух или более лиц, чьи слова передаются
без изменений. Он состоит из последовательных реплик.
Реплики — это вопросы, ответы, замечания одного собеседника в ответ
на слова другого. Когда необходимо показать процесс общения героев, применяют диалог.
В диалоге могут отсутствовать слова автора.
Знаки препинания при диалоге
- Каждая реплика пишется с красной строки, с заглавной буквы.
- Перед репликой ставится тире.
- В кавычки реплики НЕ заключаются.
- Остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.
Что такое косвенная речь?
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей.
Синтаксически косвенная речь — это сложноподчинённое предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.
Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи:
- подчинительных союзов (что, чтобы, как и др.)
- союзных слов (когда, где, куда, откуда и др.)
- частицы «ли»
Перевод прямой речи в косвенную
Правило 1
Слова автора становятся главным предложением
и ставятся перед косвенной (чужой) речью.
Правило 2
Если прямая речь — повествовательное предложение, то при переводе её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
Правило 3
Если прямая речь — побудительное предложение, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы.
Правило 4
Если прямая речь – вопросительное предложение, то она заменяется придаточным предложением с частицей ли или вопросительными словами кто, что, какой, где и др. Вопросительный знак НЕ ставится.
Правило 5
Если в прямой речи есть личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
Правило 6
В предложениях с косвенной речью не сохраняются обращения и междометия.
Вводные конструкции
В таких предложениях пересказывается содержание чужого высказывания и передаётся при помощи вводных конструкций со значением источника сообщения.
Цитирование
Цитирование – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. Цитата может быть оформлена как предложение с прямой или косвенной речью, а также с вводными словами. Цитаты заключаются в кавычки.
Способы передачи чужой речи
Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если сохранена стихотворная строка.
Общие правила оформления
До и после кавычек
- Обязательно должно содержаться указание на автора или источник.
- Если в цитату вставлен дополнительный текст, который что-то поясняет, или употребляется полностью сокращенное слово, то это пояснение пишется в квадратных или угловых скобках.
- Скобки при указании на автора и кавычки при цитате не нужны, если ниже цитаты есть указание на автора или источник. Данное правило используется в оформлении эпиграфов.
- ! ? … ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключённым в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек.
- Перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек.
Предложения с дополнением
Такие предложения передают только тему (основное содержание) чужого высказывания, содержат глагол со значением говорения + предлог О + дополнение, называющее тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений
Презентация для воспитателей о способах передачи сообщений...
Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений
Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...
Сказка, как способ передачи духовно-нравственного опыта.
С самого раннего возраста, сказка входит в жизнь ребенка и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений и миро...
Обучаем детей способам передачи образа в движении
Консультпункт для воспитателей...
Метод меж возрастного взаимодействия как способ передачи опыта детей начальной школы воспитанникам старших возрастных групп
На протяжении четырех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» успешно реализуется коммуникативная технология «межвозрастного (межгруппового) взаимодействия» детей разных воз...
СТОРИТЕЛЛИНГ-"сказительство", способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй детям с ОВЗ"
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Использование "Кубиков истории", как направление сторителлинга, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного воз...