Способы передачи чужой речи
статья по логопедии

Ахмадуллина Зарина Фархатовна

Сообщение на тему: Способы передачи чужой речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: Способы передачи чужой речи

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора (авторскими словами). Чужая речь может передаваться разными способами.

Эти способы являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Способы передачи чужой речи:

  1. Прямая речь
  2. Диалог
  3. Косвенная речь
  4. Вводные конструкции
  5. Цитирование
  6. Дополнение

Прямая речь

Прямая речь —  это  передача чужой речи с сохранением формы  и содержания.

В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

На письме прямая речь заключается в кавычки «».

Схематическое обозначение частей предложений с прямой речью:

  • А — слова автора, которые пишутся с прописной буквы
  • а — слова автора, которые пишутся со строчной буквы
  • «П» — прямая речь, которая пишется с прописной буквы
  • «п» — прямая речь, которая пишется со строчной буквы

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Слова автора после прямой речи

«П», — а.

«П?» — а.

«П!» — а.

«П…» — а.

Слова автора перед прямой речью

А: «П».

А: «П?»

А: «П!»

А: «П…»

Слова автора внутри прямой речи

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

«П? — а. — П».

«П! — а. — П».

«П, — а, — п?»

Диалог

Диалог — это разговор двух или более лиц, чьи слова передаются

без изменений. Он состоит из последовательных реплик.

Реплики — это вопросы, ответы, замечания одного собеседника в ответ

на слова другого. Когда необходимо показать процесс общения героев, применяют диалог.

В диалоге могут отсутствовать слова автора.

Знаки препинания при диалоге

  • Каждая реплика пишется с красной строки, с заглавной буквы.
  • Перед репликой ставится тире.
  • В кавычки реплики НЕ заключаются.
  • Остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.

Что такое косвенная речь?

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей.

Синтаксически косвенная речь — это сложноподчинённое предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи:

  •  подчинительных союзов (что, чтобы, как и др.)
  • союзных слов (когда, где, куда, откуда и др.)
  • частицы «ли»

Перевод прямой речи в косвенную

Правило 1

Слова автора становятся главным предложением

и ставятся перед косвенной (чужой) речью.

Правило 2

Если прямая речь — повествовательное предложение, то при переводе её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.

Правило 3

Если прямая речь — побудительное предложение, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы.

Правило 4

Если прямая речь – вопросительное предложение, то она заменяется придаточным предложением с частицей ли или вопросительными словами кто, что, какой, где  и др. Вопросительный знак НЕ ставится.

Правило 5

Если в прямой речи есть личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.

Правило 6

В предложениях с косвенной речью не сохраняются обращения и междометия.

Вводные конструкции

В таких предложениях пересказывается содержание чужого высказывания и передаётся при помощи вводных конструкций со значением источника сообщения.

Цитирование

Цитирование – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. Цитата может быть оформлена как предложение с прямой или косвенной речью, а также с вводными словами. Цитаты заключаются в кавычки.

Способы передачи чужой речи

Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если сохранена стихотворная строка.

Общие правила оформления

До и после кавычек

  • Обязательно должно содержаться указание на автора или источник.
  • Если в цитату вставлен дополнительный текст, который что-то поясняет, или употребляется полностью сокращенное слово, то это пояснение пишется в квадратных или угловых скобках.
  • Скобки при указании на автора и кавычки при цитате не нужны, если ниже цитаты есть указание на  автора или источник. Данное правило используется в оформлении эпиграфов.
  • ! ? … ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключённым в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек.
  • Перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек.

Предложения с дополнением

Такие предложения передают только тему (основное содержание) чужого высказывания, содержат глагол со значением говорения + предлог О + дополнение, называющее тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений

Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...

Сказка, как способ передачи духовно-нравственного опыта.

С самого раннего возраста, сказка входит в жизнь ребенка и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений и миро...

Метод меж возрастного взаимодействия как способ передачи опыта детей начальной школы воспитанникам старших возрастных групп

На протяжении четырех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» успешно реализуется коммуникативная технология «межвозрастного (межгруппового) взаимодействия» детей разных воз...

СТОРИТЕЛЛИНГ-"сказительство", способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй детям с ОВЗ"

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Использование "Кубиков истории", как направление сторителлинга, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного воз...