Обучаем детей способам передачи образа в движении
консультация на тему
Консультпункт для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchaem_detey_sposobam_peredachi_2.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧАЕМ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ПЕРЕДАЧИ
ОБРАЗОВ В ДВИЖЕНИИ
Консультпункт для воспитателей
Цель:
Оказать теоретическую и практическую помощь воспитателям в развитии у детей эмоциональной восприимчивости и выразительности движений при создании музыкально-двигательных образов.
План:
- Вступление.
- Классификация движений.
- Проблемные моменты.
- Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа.
Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.
Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.
Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.
Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.
Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнение с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.
В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы - от веселых, беззаботных, лиричных, нежных до энергичных, волевых, решительных. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.
Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.
Упражнения, игры и танцы, используемые на занятиях и в совместной деятельности, являются учебным, дидактическим материалом: все они одновременно помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)
Все музыкально-ритмические движения можно разделить на четыре части:
- упражнения, при помощи которых дети овладевают тремя приемами движения – пружинным, маховым и плавным, дающими им в дальнейшем возможность сообщить движению характер и выразительность, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам;
- упражнения, помогающие овладеть ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения простейших музыкально-двигательных образов;
- упражнения, раскрывающие выразительность музыкально-пространственных композиций: учат коллективно выполнять их так же осмысленно, четко и музыкально, как должно исполняться каждое индивидуальное движение; развивают у детей чувство пространства;
- упражнения, игры и танцы, развивающие и углубляющие творческие способности детей, умение создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные в упражнениях других разделов.
Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны с содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.
Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т.п.). Широко использованы движения, которыми дети естественно выражают свои чувства.
Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально-двигательного образа; со сменой его меняется и характер движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Недопустимо разучивание движений без музыки, под счет.
Целостный эмоциональный музыкальный образ воплощается в движениях, охватывающих все тело.
Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Психическая заторможенность снимается в работе над увлекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Но, кроме того, под влиянием разных причин у них возникает физическая заторможенность – множество разнообразных зажимов, неправильных привычек. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них мышечное чувство – умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.
Педагог должен постоянно следить за положением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали, добиваться естественного и сознательного выполнения задания. Дети должны уметь приготовиться к движению.
Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация нарушаются у тех детей, которые еще не умеют непосредственно отдаться музыке и движению – игре, танцу, упражнению и пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т.п. Таких детей нельзя торопить и упрекать за ошибки, надо посоветовать им не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку.
Некоординированность и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях надо подбирать музыкальный материал более спокойного характера. Следует отметить, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью (особенно мальчики), очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.
Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. Таким детям необходимо давать специальные упражнения, учить их делать движения с полной амплитудой, четко, быстро и до предела напрягать мышцы.
Перед упражнениями, играми, танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, педагог либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но, ни в коем случае он не должен подсказывать им движений. Если материал построен на основных движениях, на подражательных движениях или уже освоенных детьми элементах танца, пляски, педагог называет эти движения и предоставляет детям действовать – соответственно характеру музыки они сами придают движению нужную выразительность.
Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений.
Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев в целом (или отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа – это будит их воображение.
Во всех случаях, показывая, педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движение. Показывать детям движение схематично, формально, вполсилы нельзя – это не только не помогает детям лучше чувствовать и понимать движение и музыку, но и вредит им: дети перестают воспринимать музыку, движения у них делаются пустыми, неполноценными.
Конечно, не все дети и не всегда одинаково активны и эмоциональны, но надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример педагога, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми. Для этого ему необходимо воспитать в себе привычку во время движения (своего и детей) петь про себя мелодию, знать ее наизусть.
Игровые задания для развития пластической
выразительности при создании образа
- Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
- Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что обучение детей способам передачи образов в движении возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации образа в пластике, необходима длительная и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это, в свою очередь, будет стимулировать их общее развитие.
Литература:
- Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под редакцией Н.А.Ветлугиной. – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1982.
- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Сост. Е.П.Раевская и другие. – 3-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1991.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
- Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений
Презентация для воспитателей о способах передачи сообщений...
Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений
Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...
Конспект семинара-практикума "Как обучать детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"
ПДД...
Методическая разработка "Обучаем детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"
Учебный материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения для педагогов и родителей...
Метод меж возрастного взаимодействия как способ передачи опыта детей начальной школы воспитанникам старших возрастных групп
На протяжении четырех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» успешно реализуется коммуникативная технология «межвозрастного (межгруппового) взаимодействия» детей разных воз...
Передача музыкального образа через движение, вокализацию и мимику в музыкальной подвижной игре у дошкольников.
Музыкальная игра сама по себе очень увлекательна для детей дошкольного возраста. Но, если она связана с созданием образа, то здесь необходимо обратить внимание на три аспекта театральной деятельности ...