Игровые приемы развития речевого дыхания у детей с ТНР
статья по логопедии

В статье идет речь о способах работы над речевым дыханием у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_dlya_rechevogo_dyhaniya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы развития речевого дыхания у детей с ТНР

Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо: - выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй; - развивать силу выдоха; – выработать умение регулировать силу выдоха; – развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов; – развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Для того, чтобы ребенок был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.

Правильному речевому и физиологическому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
  • Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
  • По длительности упражнения короткие — не более 30 секунд непрерывной работы.
  • Нельзя играть сразу после принятия пищи.
  • Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.

При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых. Так, у детей 4-6лет — длительность игры составляет – 4-6 минут, дети 6-7 лет-могут играть по 5-7 минут.

Игры на развитие диафрагмального дыхания

«Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

«Маятник»
И.п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.

«Охота»
Дети закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.

Игры для развития речевого дыхания

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности: без участия речи; на материале гласных звуков; согласных звуков; слогов, слов; предложений, фраз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

- Упражнения для развития ротового выдоха.

«Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки». Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д. «Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»

- Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т.д.

- Упражнения, направленные на закрепление центрального выдоха:«Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Фокус» и т.д.

Таким образом, учитель – логопед или иной педагог одновременно решает несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательные воображения, оздоравливаем детей. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

Рекомендованные игры и упражнения, помогут в работе с детьми развивать правильное речевое дыхание, тем самым создадут условия для успешного овладения правильной хорошо звучащей речью, поддержат и сохранят здоровье ребенка дошкольного возраста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Приемы работы по развитию речевого дыхания у детей раннего возраста

Каждый из органов имеет свою функцию. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одно...

Приемы развития речевого дыхания у детей раннего возраста

Хотелось бы остановится на менее традиционных технологиях, применяемых нами. И начнем мы с Биологической обратной связи, БОС-дыхание. Физиолог-разработчик данной технологии А.А. Сметанкин сказал: &laq...