Приемы развития речевого дыхания у детей раннего возраста
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
Хотелось бы остановится на менее традиционных технологиях, применяемых нами. И начнем мы с Биологической обратной связи, БОС-дыхание. Физиолог-разработчик данной технологии А.А. Сметанкин сказал: «Дыхание – это так просто и привычно, оно такое само собой разумеющееся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 27.55 КБ |
razvitie_rechevogo_dyhaniya.pdf | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста
Слайд №1
Центр «Развитие» - организация, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетным направлением в работе образовательного учреждения является квалифицированная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи, начиная с раннего возраста.
Слайд №2
Сегодня мы бы хотели остановится на наиболее важном направлении работы с детьми раннего возраста – это развитие речевого дыхания.
Статистические данные последнего десятилетия свидетельствуют о росте различных речевых нарушений, которые, наблюдаются уже у детей раннего возраста и, конечно в свою очередь влияют на психосоматическое здоровье и социальную адаптацию.
Слайд №3
Мы знаем, что каждый из органов имеет свою функцию. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль правильного дыхания, как «пускового механизма».
СЛАЙД № 4
С особенностями речи детей раннего возраста имеющих ослабленный вдох и выдох вы можете познакомиться на данном слайде:
- говорят очень тихо;
- затрудняются в произнесении длинных фраз;
- добирают воздух в середине фразы;
- не договаривают слова;
- нарушают плавность речи, так как нерационально расходуют воздух;
- произносят слова шепотом в конце фразы;
- говорят на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием;
- говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего:
- сформировать сильный плавный ротовой выдох;
- контролировать время выдоха;
- расходовать воздух экономно;
- развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
СЛАЙД 5
Параметры правильного ротового выдоха представлены на слайде:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Для работы правильного ротового выдоха мы применяем в работе традиционные игры и упражнения, которые будут продемонстрированы в видеоролике в конце нашего выступления.
СЛАЙД № 6
Это:
- «Буря в стакане»
- «Забей в ворота гол»
- «Раскрути карусель»
- «Послушный ветерок»
- «Шторм»
- «Живой цветок» и др.
СЛАЙД 7
Эффективность развития речевого дыхания зависит от правильности выполнения упражнений:
- вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
- губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
- выдох должен быть продолжительный и плавный;
- предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
- не поднимать плечи;
- не надувать щеки при выдохе;
- упражнение на развитие дыхания повторить не более 3 раз;
- осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
- проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме желательно до еды;
- помещение предварительно проветрить перед проведением;
Очень важно отметить, что при проведении игр и упражнений, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.
СЛАЙД 8
Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими видами деятельности.
СЛАЙД 9
Хотелось бы остановится на менее традиционных технологиях, применяемых нами. И начнем мы с Биологической обратной связи, БОС-дыхание. Физиолог-разработчик данной технологии А.А. Сметанкин сказал: «Дыхание – это так просто и привычно, оно такое само собой разумеющееся. Но, именно, то обстоятельство, что мы можем управлять дыханием, делает его своего рода инструментом, с помощью которого можно сознательно влиять на состояние организма».
СЛАЙД № 10
Программа БОС представилась нам целостной, законченной формой для решения задач по овладению правильным дыханием.
Это эффективный метод коррекции, использующий резервные возможности организма.
СЛАЙД 11
Сущность методики состоит в обучении детей управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального аппаратно-программного обеспечения. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания используется для обучения ребенка новым навыкам артикуляции, голоса, речи.
СЛАЙД 12
Специалисты Центра прошли обучение на курсах «Системы здоровьесберегающих технологий на основе метода БОС в образовательных учреждениях» и имеют свидетельства.
Методику обучения с применением биологической обратной связи мы начали внедрять наряду с традиционной логопедической работой.
СЛАЙД №13
В первую очередь все дети получают разрешение на проведение занятий у врача-педиатра. Затем мы начинаем работу по изучению теоретических материалов, где в игровой форме преподносим сведения о важности правильного дыхания.
Коррекционную работу с детьми на тренажере БОС сочетаем с занятиями, на которых отрабатываем навыки мышечной релаксации, диафрагмального дыхания, рациональной голосоподачи, голосоведения.
С каждым ребенком проводится до 10 занятий. Занятия продолжаются 5-7 мин, что соответствует санитарным нормам по работе с детьми раннего возраста.
СЛАЙД 14
Работа с малышами начинается с базового сюжета «Столбик». В этом сюжете используются два вида обратной связи: световая и звуковая. «Столбик» – это сигнал обратной связи по частоте сердечных сокращений, высота которого увеличивается на вдохе и уменьшается на выдохе. По данному принципу работу продолжаем и в других сюжетах, которые связаны с лексическими темами.
Еще одной нетрадиционной технологией, которую мы применяем в работе, является тренажер «Дэльфа».
СЛАЙД 15
Логопедический тренажер «Дэльфа» дает возможность работать по нескольким направлениям: отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха; отработка плавного длительного ротового выдоха.
Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции, многократно дублировать необходимый тип упражнений.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания поделена на пять этапов:
СЛАЙД 16
На первом этапе мы вырабатываем правильное диафрагмальное дыхание с помощью дыхательной гимнастики.
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос и сразу же произвести свободный, плавный выдох.
На втором этапе отрабатываются статистические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Дети обучаются спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлинённому выдоху.
СЛАЙД 17
Это отрабатываются в упражнениях «Чашка чая» и «Праздничный пирог» - если выдох в микрофон будет достаточно активным и сильным, свечки на праздничном пироге будут гаснуть одна за другой, а колышущиеся струйки пара указывают на правильный и устойчивый выдох.
С помощью упражнений «Ёлочка», «Репка», «Росток» - в увлекательной форме для детей проходит закрепление навыка длительно и экономно выдыхать воздух.
СЛАЙД 18
На третьем этапе идет обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).
Упражнения «Колобок», «Бегемот» помогают ребенку отрабатывать громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков, наблюдая за изменением рисунка на экране;
Увлекательные игры «Сказочный замок», «Космический стрелок» помогают сформировать и автоматизировать навык голосообразования – (длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний гласных звуков);
- произнесение согласных звуков [ф],[х], по мере появления используются согласные [с], [з],[ш],[ж].
СЛАЙД 19
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП и ПЯТЫЙ ЭТАП включают в себя произнесение слогов и звукоподражаний (ау, иа, произнесение слоговых сочетаний (та-то-та-то, ту-ду-ту-ду).
Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи ребенок может произнести на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз. Это такие упражнения, как «Бабочка», «Мельница», «Паровоз», «Волшебный замок».
Слайд 20
Опыт применения данных технологий, показал, что:
- дети, прошедшие курс успешнее овладевают правильным звукопроизношением;
- в оптимальные сроки проходит коррекция речи по другим разделам специальной программы (обогащение словаря, становление грамматического строя речи, развитие связной речи);
- за счет овладения глубоким вдохом и плавным выдохом ребята избавляются от физиологических запинок (которые характерны для детей раннего возраста);
- улучшается осанка;
- за счет усиленного обогащения мозга кислородом активизируются мыслительные процессы, и дети лучше усваивают программный материал.
Таким образом, использование этих технологий имеет ряд положительных моментов, выгодно отличающих его от обычного комплекса логопедических методик:
- значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка,
- позволяет быстрее устранить речевые нарушения,
- расширяет возможности логопедической работы.
Работая по этой системе, мы добиваемся главной цели - улучшения здоровья детей и эффективного решения коррекционных задач.
СЛАЙД 21
Конечно нельзя обойтись без помощи родителей. Поэтому мы проводим консультации, беседы, даем рекомендации .
Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и дети. Сложнее всего приходится малышам. Для ребёнка важна движение и игра. А в данной ситуации – это очень проблемно.
Образовательные учреждения вынуждены были искать новые пути реализации образовательных программ и поставленных в них целей и задач. Наш Центр также не остался в стороне. Мы нашли выход - дистанционные мероприятия, направленные на взаимодействие с семьями воспитанниками.
Нашей задачей было предложить родителям интересные, разнообразные приемы и методы взаимодействия с детьми в игре. Но при этом не быть навязчивым и не перегружать родителей и ребят. В течение карантина специалисты предлагали онлайн-задания, онлайн-игры по развитию речевого дыхания.
РОЛИК
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»
Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста...
Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста
Речевое дыхание является важным в постановке правильной речи у ребенка и начинать нужно работать над данной проблемой с раннего возраста....
Презентация на Тему: "Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста"
Презентация на Тему: "Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста"...
Приемы работы по развитию речевого дыхания у детей раннего возраста
Каждый из органов имеет свою функцию. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одно...
развитие речевого дыхания у детей раннего возраста
консультация для родителей с картотекой игр по развитию речевого дыхания...