Статья "Технологии развития речевого дыхания у детей с речевой патологией"
статья по логопедии на тему

Бикмаева Алла Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii_razvitiya_rechevogo_dykhaniya.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией  А.Г.Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А.Рождественской, Е.Л.Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П.Бутейко; и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Апробируется в логопедической практике для постановки диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Суть этой гимнастики  в том, что при сжимании грудной клетки при наклонах вперёд рекомендуется делать не выдох, а быстрый вдох, а при выпрямлении – автоматический незаметный выдох.

Например, рекомендуется в быстром темпе выполнять наклоны вперёд  (голова опущена, руки тянутся к полу) с одновременными редкими, короткими вдохами, а при выпрямлении делать незаметные выдохи.

Другим приёмом является быстрое  ритмичное сведение на уровне плеч согнутых в локтях рук (при этом сжимается грудная клетка с одновременными короткими и редкими вдохами, а при разведении рук осуществляется пассивный выдох)

В традиционной дыхательной гимнастике всё наоборот. При наклонах – выдох, а при выпрямлении – вдох. По методике А.Н. Стрельниковой, сдавливание грудной клетки, живота во время вдоха стимулирует укрепление мышц, участвующих в акте дыхания, т.к. мышцам приходиться работать в режиме нагрузок. Разработана целая система упражнений дыхательной гимнастики, способствующая поэтапному овладению диафрагмальным дыханием.

Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. Значительная часть методик не учитывает положения А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания. В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. Технология  формирования правильного речевого дыхания направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР (тяжелое нарушение речи).

Дыхание, как известно, заключается в вентилировании лёгких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

  1. Для того чтобы научить ребёнка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.  С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот.
  2.  Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.  Поэтому важно научить ребёнка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т.е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох – с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.
  3. Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в лёгких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи, и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в лёгких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;

- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (первый признак утомления - зевота- симптом кислородной недостаточности);

- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

- при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

- при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

- дыхательные упражнения лучше проводить плавно, под счёт, музыку;

- дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Можно рекомендовать следующий комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.

«Осень»

Дни становятся короче,

Но зато длиннее ночи.

Листья жёлтые кружатся,

Тихо на асфальт ложатся.

Птицы улетают в тёплые края.

«До свиданья, птицы», -

 Говорю им я.

Грустно стало очень,

Потому что осень.

Прямые руки в стороны, перед собой.

Руки в стороны.

Руки вверх, медленно опускаются. Кисти двигаются, имитируя падающие листья.

Дети приседают, кисти рук касаются пола.

Стоя на носочках, машут прямыми руками, как крыльями.

Машут правой поднятой рукой.

Руки опущены, голова наклонена.

«Медвежонок в берлоге»

Цель: Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание: Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нём мечах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог:

Медведь в берлоге сладко спит

И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

Выдох произвольный.

«Птицы»

Птицы так всегда летают,

Так все птицы отдыхают,

Так все корм клюют,

А вот все воду пьют.

Стоя на носочках, дети машут руками, как крыльями.

Присели, прямые руки заведены слегка назад.

Встали, резкие наклоны головы.

Стоят, голова наклонена вперёд, потом откидывается назад.

«Заячьи бега»

Цель: Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание: Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

«Зима»

Вот снежинки вниз летят,

На дома и на ребят.

Мы на улицу пойдём.

И в снежки играть начнём.

Падай снег, веселей!

Будет всё вокруг белей.

Руки подняты вверх, постепенно опускаются, кисти изображают падающие снежинки.

Руки вверх-вниз.

Ходьба на месте с размахиванием руками.

Наклонились, «слепили снежок», бросили.

Руки вверх, постепенно опускаются, кисти ритмично опускаются и поднимаются вверх.

Круговые движения руками.

«Полоскание»

Цель: Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание: Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку(ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог:

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну, стряхну, разотру.

«Домашние животные»

(названия домашних животных даны с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Рядом с человеком кошечки живут.

И собачки верно дом свой стерегут.

Нам дают коровки мясо, молоко.

Козочки, овечки прыгают легко.

Поросятам толстым тяжело ходить,

Лучше уж лошадкой резвою побыть.

Шагаем тихо, неслышно, руками делаем движения, имитирующие «умывание» кошечкой мордочки.

Руки за спиной, слегка наклонившись, идём вокруг себя.

Руки согнуты у головы, указательные пальцы имитируют рожки.

На носочках прыгаем, руки на поясе.

Руки полусогнуты впереди туловища, шагаем на месте, переваливаясь.

Бег на месте с высоким поднятием колен.

«Буратино удивляется»

Цель: Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание: Дети сидят на мечах-гигантах.

Педагог:

Удивляется полено:

- Папа Карло, где колено?

Поднимает плечики,

Смотрит так доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

«Транспорт»

Мы поедем на машине.

В самолёте полетим.

А ещё на пароходе

Тоже плавать мы хотим.

Транспорт любят

Все на свете.

И троллейбус,

И трамвай,

И автобус, поезд тоже.

Правила лишь соблюдай.

Выстраиваемся в цепочку, движемся вперёд, рулим воображаемым рулём.

Продолжать двигаться, только руки расставлены в стороны.

Делаем руками движения, как будто плывём.

Движемся вперёд, слегка топая ногами.

Повороты вправо-влево, стоим на месте, руками делаем движения, указывающие на разные виды транспорта.

Стоим на месте, указательным пальцем правой руки делаем грозящие движения.

«Великан»

Цель: Формировать вертикаль позвоночника.

Педагог: Дети представьте, что сенсорная комната – это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас – могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверенны в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надёжны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленькими труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

«Медуза»

Цель: Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание: Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог:

Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

«Чайка»

Цель: Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание: Дети лежат в сухом бассейне не спине.

Педагог:

Спокойно на спине лежу,

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх-вдох, на выдох - опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белякова А.И., Дьякова Е.А. Заикание. — М., 2000.
2. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. — М. 1997.
4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.; Просвещение, 1996.
5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. — М.: Медицина, 1989.
6. Аурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.
7. Пеллингер Е.Л., Успенская А. П. Как помочь заикающимся школьникам. — М., 1995.
8. Репина 3.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996.
9. Сайкина Е.Г. Фитбол — аэробика для детей. // Дошкольная педагогика. 2005. № 5. – С. 51-54.
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2003.
11. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
12. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....

Комплексы для развития речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Поскольку звуки речи образуются при выдохе, е...