Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего (и старшего) дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории.
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)

Логопеды часто сталкиваются с проблемой постановки звуков у детей с нарушениями речи. Это может быть связано с разными факторами: спецификой нарушения у ребенка, несформированностью кинестетических и кинетических ощущений, нарушением артикуляционной моторики, недоразвитием фонематического восприятия, отсутствием целенаправленного речевого выдоха. А также с недостаточно выстроенной системой работы по коррекции звукопроизношения, отсутствием планомерной и поэтапной работы. Вместе с тем, большая часть логопедов владеют методикой коррекции звукопроизношения. В связи с этим, я бы хотела поделиться своим опытом работы по коррекции звукопроизношения в виде конспекта занятия. По данному конспекту можно проводить занятия многократно, пока вы не реализуете поставленной цели и не решите конкретные задачи. По мере того, как те или иные задачи будут отработаны, конспект занятия будет меняться. В том случае, если вы находитесь с ребенком на этапе активной автоматизации поставленных звуков, тогда нет необходимости в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики и в дыхательно-голосовых упражнениях конкретных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего (и старшего) дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории.

        Логопеды часто сталкиваются с проблемой постановки звуков у детей с нарушениями речи. Это может быть связано с разыми факторами: спецификой нарушения у ребенка, несформированностью кинестетических и кинетических ощущений, нарушением артикуляционной моторики, недоразвитием фонематического восприятия, отсутствием целенаправленного речевого выдоха. А также с недостаточно выстроенной системой работы по коррекции звукопроизношения, отсутствием планомерной и поэтапной работы. Вместе с тем, большая часть логопедов владеют методикой коррекции звукопроизношения. В связи с этим, я бы хотела поделиться своим опытом работы по коррекции звукопроизношения в виде конспекта занятия. По данному конспекту можно проводить занятия многократно, пока вы не реализуете поставленной цели и не решите конкретные задачи. По мере того, как те или иные задачи будут отработаны, конспект занятия будет меняться. В том случае, если вы находитесь с ребенком на этапе активной автоматизации поставленных звуков, тогда нет необходимости в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики и в дыхательно-голосовых упражнениях конкретных звуков.

Тема: "Чашечка горячего чая и сердитая пчела"

Цель: Постановка звуков Ш, Ж, начальная автоматизация.

Задачи: 1. Формирование артикуляционного и акустического образа звуков.

              2. Усвоение положения органов артикуляции для звуков Ш, Ж.

              3. Развитие артикуляционной моторики.

              4. Развитие мимической мускулатуры.

              5. Развитие целенаправленного речевого выдоха.

              6. Развитие фонематического восприятия.

             7. Уточнение и расширение активного словаря.

 

                                                Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика

        Логопед рассказывает ребенку "Сказку о язычке" (здесь логопед проявляет творчество), мотивируя к выполнению запланированных им упражнений артикуляционной гимнастики.

Упражнения выполняются на начальных этапах совместно логопедом с ребенком, в дальнейшем ребенок выполняет отраженно и самостоятельно.

Упражнение "Прятки"

        Рот открыт, язык меняет положение поочередно, то за верхними резцами, то за нижними. (Здесь важно, чтобы ребенок научился поднимать язык вверх и фиксировать за верхними резцами. Положение языка вниз необходимо для контрастности ощущений у ребенка.)

Упражнение "Язычок красит потолок"

        Широким языком проводим по твердому небу от верхних резцов к глотке.

Упражнение "Язычок скачет на лошадке"

        Рот полуоткрытый, поднимаем язычок к твердому небу и щелкаем им.

После того как ребенок научится выполнять упражнение с полуоткрытым ртом, можно переходить к выполнению упражнения с сомкнутыми зубами.

Упражнение "Гриб"

        Необходимо присосать язык к твердому небу, зафиксировать и, двигая подбородком вниз, потянуть подъязычную уздечку.

Упражнение "Корзинка"

        Рот открыт, широкий язычок поднимаем как можно выше и прижимаем к верхней губе.

Упражнение "Лодочка"

        Рот открыт, губы немного растянуты в улыбке. Вытаскиваем широкий язычок и кладем его на нижнюю губу, затем поднимаем вверх кончик языка. Форма языка напоминает широкий ковш. При этом кончиком языка не дотрагиваемся до верхних резцов или твердого неба.

Упражнение "Чашка чая"

        Рот открыт, губы немного растянуты в улыбке. Вытаскиваем широкий язычок и кладем его на нижнюю губу, затем поднимаем вверх кончик языка. Кончиком языка достаем до верхнего неба за верхними резцами.  Форма языка напоминает широкий ковш, как для упражнения "Лодочка".

II. Дыхательно-голосовые упражнения

Упражнение "Подуем на чашечку чая"

        Делаем носом вдох и на выдохе ртом произносим с силой звук "Ш ш ш ш ..." Рот открыт, губы немного растянуты в улыбке. Вытаскиваем широкий язычок и кладем его на нижнюю губу, затем поднимаем вверх кончик языка. Кончик языка за верхними резцами, касается твердого неба. Форма языка напоминает широкий ковш, как для упражнения "Лодочка".

        Обращаем внимание ребенка, что "чашечка" все время за верхними резцами.

        Если отраженно ребенок не может воспроизвести, мы помогаем, используя шпатель.

III. Автоматизация звука Ш

        Как только у ребенка правильно получается звук Ш изолированно, можно поупражняться в произнесении звука с простыми гласными в прямых слогах: ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша,

шо-шо-шо,

шу-шу-шу,

ши-ши-ши.

        Поскольку звуки Ш, Ж отличаются по звонкости-глухости, то нам важно сформировать акустико-артикуляционный образ звука Ж. Переходим к постановке звука Ж.

IV. Дыхательно-голосовые упражнения

        Упражнение "Сердитая пчела"

        - Пчела почувствовала аромат чая и залетела в окно. Она была очень голодна и сердита. Покажи сердитую пчелу (хмурим брови).

        Делаем носом вдох и на выдохе ртом произносим с силой звук "Жжжжж ..." Рот открыт, губы немного растянуты в улыбке. Вытаскиваем широкий язычок и кладем его на нижнюю губу, затем поднимаем вверх кончик языка. Кончик языка за верхними резцами, касается твердого неба. Форма языка напоминает широкий ковш, как для упражнения "Лодочка".

        Обращаем внимание ребенка, что "пчелка не улетела", все время за верхними резцами.

        Если отраженно ребенок не может воспроизвести, мы помогаем, используя шпатель.

V. Автоматизация звука Ж

        Как только у ребенка правильно получается звук Ж изолированно, можно поупражняться в произнесении звука с простыми гласными в прямых слогах: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Жа-жа-жа,

жо-жо-жо,

жу-жу-жу,

жи-жи-жи.

VI. Развитие фонематического восприятия

Игра "Змея или пчела?"

        На столе перед ребенком 2 предметные картинки: на одной изображена змея, а на другой пчела.

Логопед знакомит ребенка с правилами игры: "Я буду произносить слоги, слушай внимательно, в одних слогах "змея шипит", в других "пчела жужжит". Как только услышишь "змею", подними картинку со змеей, если услышишь "пчела жужжит", подними картинку с пчелой".

        Логопед произносит разные слоги с одним гласным: ША, ША, ЖА, ША, ЖА, ЖА, ЖА, ША. Ребенок поднимает соответствующую картинку.

В дальнейшем игра проводится аналогично с другими гласными: О, У, И.

        Когда с другими гласными игра отработана, можно проводить игру с разыми гласными: ЖО, ША, ШУ, ЖА, ЖИ, ШО, ЖУ, ШИ и т.п. Ребенок поднимает соответствующую картинку с изображением змеи или пчелы.

 Игра "Выбери картинки"

         На столе перед ребенком 6 предметных картинок. Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш (Ж).

VII. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия  в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...