Конспект занятия "Звук и буква А"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале представлен алгоритм работы по ознакомлению детей с ТНР подготовительной к школе группы со звуком и буквой А.
Цель занятия:
1.Учить детей давать характеристику звуков по по акустическим и артикуляционным признакам.
2.Развивать слуховое внимание.
3.Учить определять позицию звука в слове.
4.Познакомить детей с буквой А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_a.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звук и буква а»
ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК
Цель занятия:
Учить детей давать характеристику звуков по по акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать слуховое внимание.
Учить определять позицию звука в слове.
Познакомить детей с буквой А
Оборудование: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), н муляжи (ананас, апельсин, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а. Красный замок.
Ход занятия
1. Оргмомент
Мимические упражнения.
Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.
- Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наше путешествие будет интересными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
Физминутка
Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите апельсин. Он еще не созрел. По вашим лицам я должна догадаться, что апельсин невкусный. А вот — ананас, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов.
А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а.
Фраза произносится тихо и громко.
Какими фруктами мы угостим Анну?(абрикосами, апельсинами, ананасом.)
Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок): — Топни правой ногой,
Топни левой ногой. Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой.
Вот мы и дома.
Вносится глобус.
Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?
Объяснение смысла слова айсберг. Повторите, где мы с вами побывали. Ответы детей.
Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».
Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Палочки, Но для них покуда
Крючочки, Нету знаков — букв.
Закорючки, Эй, крючки
Точки И точки,
Бегали толпою Черточки,
И поодиночке. Кружочки!
Ссорились, Собирайтесь вместе,
Мирились, Становитесь в строчки
Прыгали без дела. И шагайте слаженно
Наконец По листу бумажному!
Без дела Черточки послушались,
Жить им надоело. Прекратили драки,
И сказал им кто-то, Превратились в нужные
Умный и серьезный: Правильные знаки. — Взяться за работу Стали всем понятными
Никогда не поздно . Буквами печатными. Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку
Много разных звуков, Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
Знакомство с буквой а
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок, А между ними — поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою буква А.
С. Маршак
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом, Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет Славный буквенный народ. А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
- Написание буквы а
- Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...