Конспект занятия "Звук и буква А"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кочанова Людмила Ивановна

   В данном материале представлен алгоритм работы по ознакомлению детей с ТНР подготовительной к школе группы со звуком и буквой А.

Цель занятия:

1.Учить детей давать характеристику звуков по  по акустическим и артикуляционным признакам.
2.Развивать слуховое внимание.
3.Учить определять позицию звука в слове.
4.Познакомить детей с буквой А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_a.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква а»

ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК

Цель занятия:

  1. Учить детей давать характеристику звуков по  по акустическим и артикуляционным признакам.
  2. Развивать слуховое внимание.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Познакомить детей с буквой А

Оборудование: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), н муляжи (ананас, апельсин, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а. Красный замок.

Ход занятия

1. Оргмомент

Мимические упражнения.

Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.

  1. Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наше путешествие будет интересными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

  1. Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.

  1. Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.

  1. Произношение слов со звуком а, определение позиции звука

Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)

  1. Физминутка

Пантомима «В саду».

Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите апельсин. Он еще не созрел. По вашим лицам я должна догадаться, что апельсин невкусный. А вот — ананас, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов.

А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а.

Фраза произносится тихо и громко.

Какими фруктами мы угостим Анну?(абрикосами, апельсинами, ананасом.)

Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:

— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

Аист (ребенок):        — Топни правой ногой,

Топни левой ногой. Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой.

Вот мы и дома.

Вносится глобус.

Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?

Объяснение смысла слова айсберг. Повторите, где мы с вами побывали. Ответы детей.

Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».

  1. Чтение стихотворения «Как появились буквы»

Палочки,        Но для них покуда

Крючочки,        Нету знаков — букв.

Закорючки,        Эй, крючки

Точки        И точки,

Бегали толпою        Черточки,

И поодиночке.        Кружочки!

Ссорились,        Собирайтесь вместе,

Мирились,        Становитесь в строчки

Прыгали без дела.        И шагайте слаженно

Наконец        По листу бумажному!

Без дела        Черточки послушались,

Жить им надоело.        Прекратили драки,

И сказал им кто-то,        Превратились в нужные

Умный и серьезный:                Правильные знаки. — Взяться за работу        Стали всем понятными

Никогда не поздно        .        Буквами печатными. Слышим мы повсюду                 И тогда вприпрыжку

Много разных звуков,        Прибежали в книжку.

Демонстрируются элементы букв, затем буква а.

  1. Знакомство с буквой а

Что вам напоминает буква а? Ответы детей.

Вот два столба наискосок, А между ними — поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою буква А.

С. Маршак

Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах.

Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом, Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет Славный буквенный народ. А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

  1. Написание буквы а
  2. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...