Развитие фонематического восприятия. Неречевые звуки.
статья по логопедии (старшая группа)

Алина Николаевна Горюнова

Развитие неречевого слуха у детей ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya._nerechevye_zvuki.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия. Неречевые звуки.

Консультация для родителей.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги, приставки, общие суффиксы или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». А это важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Развитие неречевого слуха. Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков. Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение. Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям. Следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно), что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию. Упражнения на различение неречевых звуков способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

•звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

 •звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий. Ребенок различает неречевые звуки по их основным характеристикам:

• по громкости (громкий-тихий);

• по продолжительности звучания (долгий-короткий);

• по направлению звука;

 • по высоте (высокий - низкий);

• по ритму (иду, скачу, бегу).

ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?

Эти игры научат внимательно прислушиваться к неречевым звукам и окружающим шумам, реагировать на них. Наблюдая, ребенок поймет, что предметы могут издавать разнообразные звуки, некоторые из них бывают похожими друг на друга.

«Отгадай, что шумит» (4-5 игрушек, издающих различные шумы: звучащий самолетик, трещетка, колокольчик, молоточек…., ширма) Взрослый демонстрирует игрушки и звуки, которые они издают. Убеждается, что все предметы знакомы. - Посмотри: это самолетик. Он шумит так. Далее взрослый за ширмой воспроизводит звук и просит ребенка отгадать, какая игрушка звучала. Если ребенок не говорит, то он показывает игрушку.

«Чья музыка слышится?» (колокольчик, барабан, дудочка, бубен, гармошка, губная гармошка, ширма) Проводится аналогично предыдущей. Для сравнения надо предъявлять звучание двух инструментов.

 «Кто играет?» (колокольчик, барабан, дудочка, бубен, гармошка, губная гармошка, слон, мишка, зайка, волк, мышка, ширма) Игра проводится аналогично предыдущей, только вводятся герои, которые играют на определенных инструментах. Обязательно после ответа ребенка взрослый показывает героя и вновь демонстрирует звучание инструмента для проверки.

 «Оркестр» (колокольчик, барабан, дудочка, бубен, гармошка, губная гармошка, металлофон, ширма) Процесс игры аналогичен предыдущим. Взрослый демонстрирует звук, называет инструмент. Далее за ширмой воспроизводит звучание сразу двух инструментов и просит определить, что звучало. Вместе с ребенком сравнивают, проверяют ответ. Постепенно увеличивается кол-во муз. инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Первый уровень- узнавание неречевых звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на первом этапе развития фонематического восприятия- узнавание неречевых звуков. Цель: развитие слухового внимания и слуховой...

Дидактические игры для развития слухового восприятия неречевых звуков

   Развивать слуховое восприятие детей можно при помощи дидактических игр. Предлагаю игры, направленных на развитие восприятия неречевых звуков. Игры представлены в порядке усложнения...

Игры для развития фонематического восприятия автоматизации звуков

В данном материале находятся нестандартные игры, для старшего дошкольного возраста....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и ОНР на этапе узнавания и различения неречевых звуков

Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух...

«Развитие восприятия неречевых звуков, как основа для формирования фонематического слуха у детей»

Статья адресована родителям, воспитателям, специалистам, которые занимаются с детками с речевой патологией....

Формирование фонематического восприятия. Неречевые звуки. Формирование условно-двигательной реакции на звук.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУКУДР – условно-двигательная реакция или любое из действий, которое совершается на конкретный звуковой сигнал.Один из самых важных и первостепенных...

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»...