Формирование коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ
консультация по логопедии (старшая группа)

Переяславцева Ольга Витальевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы речевого развития дошкольников с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия с семьёй.

 Сложная структура речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной, системной коррекционной работы по устранению  различных  дефектов и формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Самостоятельно данный контингент детей с этой проблемой справиться не может, на Руси издавна называли семью «Малой церковью». Ведь семья — это самое святое, что есть в жизни каждого человека, а ребёнок в семье — бесценный дар Божий, которого родители должны достойно воспитывать и обучать.  А весь процесс обучения  и воспитания проходит через слово. Но из-за нехватки свободного времени, перегрузки на работе, а иногда и педагогической неосведомлённости и некомпетентности в вопросах  развития и воспитания  детей с ОВЗ заметно снижен процесс взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Таким образом, возникает необходимость в построении определённой системы работы детского сада и семьи, основанного на сотрудничестве, в формировании коммуникативной функции речи детей с различными расстройствами как средства коррекции речевых и личностных расстройств  данной категории детей . 

Целью  деятельности  является разработка системы мероприятий по созданию условий  взаимодействия  дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования коммуникативной стороны речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия, формирование  положительного интереса к изучению родного языка в семьях данной категории детей с целью предупреждения в последующем стойких речевых нарушений и возможных психологических нарушений, основанных на этой проблеме.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1) разработка и применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по формированию лингвистических основ родного языка;

2) формирование активной позиции родителей при участии их в коррекционно-образовательном процессе;

3) привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов коррекционного обучения и воспитания, их психоэмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития, а также полноценной подготовке детей с ОВЗ к жизни и общению в социуме. Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй.

По результатам исследования   составлен алгоритм взаимодействия с семьёй.  Он включает в себя 6 стадий, которые носят следующие названия:

-поиск контактов при первой встрече;

- обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;

- установление общих требований к воспитанию ребёнка;

- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;

- реализация индивидуального похода;

- совершенствование педагогического сотрудничества.

На втором этапе  реализуем план работы  с семьей.

Он включает в себя:

-Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, еженедельные  беседы, родительская почта;

- Обучение практическим умениям: как правильно закрепить поставленный звук, как учить стихи с детьми, правильное обучение чтению и т.д.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников

Выступление на пелагогическрм совете...

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...

Формирование коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия с семьёй

В статье рассмотрены актуальные вопросы речевого развития в контексте взаимодействия с семьями воспитанников...