Формирование коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия с семьёй
учебно-методический материал по логопедии
В статье рассмотрены актуальные вопросы речевого развития в контексте взаимодействия с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_word_2.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Переяславцева
учитель- логопед
О.В. Мацнева
учитель- логопед
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол
Формирование коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия с семьёй
Сложная структура речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной, системной коррекционной работы по устранению различных дефектов и формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Самостоятельно данный контингент детей с этой проблемой справиться не сможет. Не случайно, на Руси издавна называли семью «Малой церковью». Ведь семья — это самое святое, что есть в жизни каждого человека, а ребёнок в семье — бесценный дар Божий, которого родители должны достойно воспитывать и обучать. А весь процесс обучения и воспитания проходит через слово.
Но из-за нехватки свободного времени, перегрузки на работе, а иногда и педагогической неосведомлённости и некомпетентности в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ заметно снижен процесс взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна, т.к.
- традиционные формы взаимодействия с семьёй дают низкий уровень вовлечения родителей в процесс формирования коммуникативной функции речи;
- подрастающее поколение всё реже может слышать образец красивой и правильной речи;
- хорошее владение языком, речью - это искусство, которому нужно учиться.
Таким образом, в моей работе возникла необходимость в построении определённой системы работы детского сада и семьи, основанного на сотрудничестве, в формировании коммуникативной функции речи детей с различными расстройствами как средства коррекции речевых и личностных расстройств данной категории детей.
Целью деятельности являлась разработка системы мероприятий по созданию условий взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования коммуникативной стороны речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия, формирование положительного интереса к изучению родного языка в семьях данной категории детей с целью предупреждения в последующем стойких речевых нарушений и возможных психологических нарушений, основанных на этой проблеме.
- Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- 1) разработка и применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по формированию лингвистических основ родного языка;
- 2) формирование активной позиции родителей при участии их в коррекционно-образовательном процессе;
3) привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов коррекционного обучения и воспитания, их психоэмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития, а также полноценной подготовке детей с ОВЗ к жизни и общению в социуме. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй.
По результатам исследования был составлен алгоритм взаимодействия с семьёй. Он включает в себя 6 стадий, которые носят следующие названия:
-поиск контактов при первой встрече;
- обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;
- установление общих требований к воспитанию ребёнка;
- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
- реализация индивидуального похода;
- совершенствование педагогического сотрудничества.
-Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, еженедельные беседы, родительская почта;
- Обучение практическим умениям: как правильно закрепить поставленный звук, как учить стихи с детьми, правильное обучение чтению и т.д.
Использовались следующие формы работы с родителями: тематические консультации, заседания семейного клуба, лектории, родительские собрания, беседы, психологические тренинги, семинары-практикумы, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
Целесообразно применять традиционные формы такие как: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Это родительские собрания, на которых организованно идёт ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР
Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...
«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».
Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...
Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Обобщение опыта работы с теоретическим обоснованием....
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...
Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников
Выступление на пелагогическрм совете...
Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"
Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...