«Новогодний праздник. Звук «ч» и буква Ч».
план-конспект занятия по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novogodniy_prazdnik._zvuk_ch_i_bukva_ch.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального (открытого) логопедического занятия в подготовительной группе

«Новогодний праздник. Звук «ч» и буква Ч».

Образовательные задачи.

 Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление в речи существительных в форме единственного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с (предложения с противопоставлением). Совершенствование фонематических представлений ( определение места звука в слове, выполнение звукового анализа слов). Совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов. Автоматизация произношения сонорных звуков и их дифференциация в игровой деятельности. Совершенствование навыков звукобуквенного, звукового и слогового анализа.

Развивающие задачи. 

Развитие фонематических представлений , зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ловкости, координации речи с движением, целенаправленного речевого выдоха.

Воспитательные задачи. 

Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с палочками, предметные картинки с изображением ёлочных игрушек, снежинки, резиновый мяч, мешок с подарками, карточки со слогами, картинка с изображением лисы, изображение елочки в тетради, «светофорчики».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед встречает детей, приветствует родителей. Он предлагает детям отгадать загадки, связанные с новогодним праздником. Он нацеливает детей на то, что следует говорить четко, выразительно, следить за звукопроизношением.

Я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшенья.

Но на мою, поверьте,

Великую беду,

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году.

Дети. Это новогодняя ёлка.

Логопед.

На Новый год

Ей каждый рад,

Хоть и колюч

Ее наряд.

Дети. Тоже елка.

Логопед.

В Новый год случится

Сказочное что – то,

Тихо постучится

В наши двери кто – то.

-тук – тук!

- кто там?

- поглядите только –

Зеленая, пушистая,

Смолистая, душистая…

Дети. Елка!

Логопед.

Мне купили маску волка.

Где я в ней не побывал!

Но сегодня я отправлюсь

В детский сад на…

Дети. Карнавал!

Логопед. Я думаю, вы уже поняли, что сегодня мы продолжаем разговор о новогоднем празднике.

  1. Упражнение «Раздели на слоги».

Логопед предлагает посмотреть на картинки, которые лежат перед детьми, и разделить их названия на слоги.

1-й ребенок. Сне-гу-роч-ка. В этом слове четыре слога.

2-ой ребенок. Ел-ка. В этом слове два слога.

3-й ребенок. Сер-пан-тин. В этом слове три слога.

4-й ребенок. По-дар-ки. В этом три слова.

  1. Штриховка изображения елочки.

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Сейчас вы выполните штриховку елочки так, как показано стрелками, а потом правильно ее раскрасите.

Дети выполняют работу.

  1. Разгадывание ребуса.

Логопед привлекает внимание детей к ребусу.

Логопед. Теперь разгадайте ребус в нижней части страницы.

Дети. В ребусе спрятано слово маска. От слова роама остается слог мА, от слова доска остается часть ска. Получается слово маска.

Логопед. Верно. Ведь маска обязательный атрибут новогоднего карнавала.

  1. Подвижная игра «С Новым годом!»

Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить упражнение.

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток

Загорелась как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Дети садятся на места.

  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Чч.

Логопед раздает детям «Мой букварь».

Логопед. Откройте букварь там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы слева вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с которой мы сегодня познакомимся. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок?

Дети. Значит буква Чч обозначает только один мягкий согласный звук «ч».

Логопед. Верно, звук «ч» согласный и всегда мягкий. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает.

Логопед. В каких словах вы слышите звук «ч»?

Дети. Чебурашка, чашка, чай, черепашка.

Логопед. Молодцы! Теперь рассмотрите картинки в нижней части страницы и назовите слова со звуком «ч».

Дети. Бабочка.

  1. Упражнение «Светофорчики».

Логопед привлекает внимание детей к картинкам в нижней части страницы.

Логопед. Произнесите названия картинок, которые вы видите в нижней части страницы.

Дети. Бочка, ключ, чайник.

Логопед. Определите место звука «ч» в этих словах. Раскрасьте соответствующие квадратики в «светофорчиках».

Дети выполняют задание. Логопед убирает контейнер с карандашами.

  1. Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Чч из палочек.

Логопед ставит на стол контейнер с палочками Кюизенера.

Логопед. Давайте проведем соревнование, кто скорее сложит букву Ч из палочек. Какие палочки нам нужны?

Дети. Нам нужны одна длинная палочка и две короткие.

Дети берут палочки. Выкладывают букву.

Логопед. Здорово. Вы одновременно справились. Значит, все стали победителями!

  1. Игра «В мешке у Деда Мороза».

Логопед достает детям волшебный мешок.

Логопед. А в этот волшебный мешок Дед Мороз сложил для вас карточки. Только хитрая лиса перемешала их, и теперь прочитать слова, которые загадал Дед Мороз нельзя.

Логопед высыпает карточки из мешка. Предлагает детям собрать перепутанное слово и прочитать его.

Дети. Мороз, сосулька, елка, куранты, подарок.

Логопед. Отлично! Вы быстро справились с заданием!

  1. Упражнение «Составь схему».

Логопед. А вот и та самая лиса, которая перепутала карточки. Произнесите это слово и выложите звуковую схему слова лиса.

Каждый ребенок выкладывает схему слова лиса.

Логопед. Сколько звуков в слове?

Дети. В этом слове четыре звука.

Логопед. Сколько гласных звуков в слове?

Дети. В этом слове два гласных звука.

Логопед. Сколько согласных звуков в слове? Какие они?

Дети. Согласный мягкий «ль», твердый «с».

  1.  Упражнение «Веселый круг».

Логопед предлагает детям пройти на ковер и берет мяч в руки.

Логопед. Последняя игра называется «Веселый круг». Будем передавать друг другу мячи вспоминать слова, связанные с новогодним праздником.

1-й ребенок. Снегурочка.

2-й ребенок. Дед Мороз.

3-й ребенок. Елочка.

4-й ребенок. Подарок и т.д.

Логопед. Вот так молодцы! Поаплодируйте себе!.

Логопед убирает мяч. Дети аплодируют.

Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия. Предлагает детям перечислить задания, которые они сегодня выполняли. Родителям логопед предлагает высказать свое мнение по ходу занятия, сказать свои пожелания.

Логопед. Я благодарю детей за активное участие в занятие. Спасибо родителям, за то, что пришли на наше занятие. Поздравляю все с наступающим Новым годом! Здоровья, счастья, достатка в наступающем году.

Логопед достает из-под елки мешок с подарками от Деда Мороза, предлагает детям и родителям достать из мешка подарок для себя!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой праздник "Путешествие в страну букв и звуков"

Речевой праздник – итог  коррекционной работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих   речевые  нарушения. Игровой сюжет стимулирует речевую активность де...

Новогодний праздник для подготовительной группы «Волшебные буквы»

Сценарий на Новый год для подготовительной группы в ДОУ...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...

Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий

Программные задачи: Образовательные:уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из ...