статья "Особенности тонких моторных функций у детей с нарушениями речи"
статья по логопедии
Особенности тонких моторных функций у детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_savchenko_yu.v.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности тонких моторных функций у детей с нарушениями речи
Аннотация
В статье рассматриваются особенности тонких моторных функций у детей с нарушениями речи, устанавливается прямая зависимость уровня развития речи от развития мелкой моторики рук, даются рекомендации специалистам логопедического профиля по развитию пальцевого гнозиса.
Ключевые слова: тонкие моторные функции, пальцевой гнозис, тактильный гнозис, мануальные функции, пальчиковые игры, логопедическая работа, нарушения речи.
Трудно переоценить роль движений и речи, которую они выполняют в повседневной жизнедеятельности человека с самого раннего возраста. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Данное утверждение специалист в области логопедии и дефектологии профессор В.П. Дудьев транслирует во многих своих публикациях, посвященных проблеме изучения развития тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи [3].
Учеными Е.Ф. Архиповой, М.Л. Барановой, М.М. Кольцовой, Н.В. Макаровой и др. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук и что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи, а также активизирует и ускоряет развитие центральной нервной системы.
Доктор медицинских наук, профессор М.М. Кольцова, исследуя детскую речь в парадигме с формированием двигательной активности, заключает, что движения пальцев рук эволюционно находятся в тесной взаимосвязи с развитием речевых функций, и соответственно, чем тренированней будут движения пальцев кистей рук, тем явнее будет наблюдаться работоспособность коры головного мозга ребенка, что напрямую будет влиять на развитие речи и мышления как высших психических функций [6].
Доктор педагогических наук, профессор Архипова Е. Ф относит развитие моторики – общей, тонкой и артикуляционной – к перечню основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий в работе специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ [1].
По утверждению М.Л. Барановой, Н.В. Макаровой развитие двигательных функций в младенческом возрасте, а именно со второго полугодия жизни, идет в направлении развития зрительно-моторных координаций, особенно координированных движений рук. Ребенок способен более или менее точно направить руку к предмету и схватить его, приспособив движения руки к величине и форме предмета. Авторы отмечают, что к 9-10 месяцам совершенствуется зрительный контроль за согласованными действиями двух рук, и ребенок может выполнять сложные дифференцированные движения двумя руками сразу. К году ребенок проявляет уже гораздо больше самостоятельности, выполняя действия, требуемые согласованности тонкой и общей моторики [2]
Чем старше становится ребенок, тем успешней он выполняет координированные движения руками и ногами, тем сложнее и насыщенней становится его предметно-практическая деятельность, постепенно уступая место ведущей разнообразной игровой деятельности, в которой он задействует весь свой потенциал, как личностного, так и моторного развития.
При обследовании детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста выявляется, что у детей с проблемами в усвоении учебных навыков, выявляется и недоразвитие пальцевого гнозиса. И эта проблема на сегодняшний день очень важна и актуальна, так как развитие пальцевого гнозиса, мануальных функций стимулирует зоны перекрытия, которые отвечают за функцию руки и орально-артикуляционную и мимическую мускулатуру. Огромное значение имеет развитие зоны тактильного гнозиса.
По данным И.А. Захаровой и соавторов, именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции [5].
Работать над развитием мелкой моторики необходимо с раннего возраста. В грудном возрасте это может быть массаж пальчиков, который благотворно влияет на активность коры головного мозга.
В раннем возрасте начинается знакомство с пальчиками. Ребенку показывают, массируют пальчики и говорят, что это самый большой пальчик, это самый умный пальчик (указательный), он все показывает, это средний, он самый длинный, а это безымянный, ему имени не досталось, и мизинчик, который самый маленький. Пальчики рассматривают, играют в разные пальчиковые игры. Затем ребенка учат при прикосновении узнавать пальчики с закрытыми глазами. Далее работа еще больше усложняется и начинается работа с фалангами пальцев. Следует привлекать разные ощущения- дотрагиваться и холодным, и горячим, мокрым, сухим и т.д., т.е. подключать сенсорную интеграцию.
Развитие пальцевого гнозиса происходит от развития тактильных ощущений, когда включается сенсорная интеграция – это узнавание поверхности на ощупь, дифференциация холодного, металлического, колючего, пушистого, теплого, мягкого.
Весьма эффективна и полезна игра «Волшебный мешочек», когда ребенку предлагается сначала достать из мешочка что-то очень простое - шарик, кубик, пирамидку, далее спектр предметов расширяется, и уже предлагается достать какую-то определенную игрушку. Привлекаются обязательно и правая и левая рука.
Для развития функции руки очень важно развитие 6 основных навыков:
1. Умение ДОСТАВАТЬ-движение руки и стабилизация для того, чтобы прикоснуться к объекту.
2. Умение СХВАТИТЬ-взять объект рукой.
3. Умение УДЕРЖИВАТЬ-движение руки в пространстве для перемещения объекта из одного места в другое.
4. Умение ОТПУСТИТЬ–возможность сознательно отпустить объект из руки в нужный момент.
5. МАНИПУЛЯЦИЯ ЛАДОНЬЮ -правильное удержание объекта после его захвата.
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЕИХ РУК
Развивая вышеназванные навыки можно использовать самые элементарные предметы: например, разложить фасолинки, горошинки, орешки по различным ячейкам, распределить счетные палочки, мелкие игрушки в коробочки.
В процессе этой деятельности начинает развиваться сначала пассивный, а затем активный глагольный словарь. С умением доставать, удерживать, отпускать развивается словарь ДАЙ, НА, БЕРИ в разных ситуациях, в практической деятельности. Первый глагольный словарь ребенка начинает активно развиваться на основе мануальных функций.
Для развития тонкой моторики рекомендуется использовать технологию Марии Монтессори.
«Влажная зона» —на столе сначала две одинаковые мисочки, одного цвета. В одной вода холодная, в другой очень теплая. Сначала помыть ручки, можно взбить пену. Потом на ощупь выбрать на столе шарик или кубик. Шарик помыть в теплой воде, кубик в холодной и наоборот. Затем задание усложняется —можно взять две игрушки, например, зайка и слоника. Сначала рассмотреть и ощупать, затем без зрительного контроля определить на ощупь. Помыть зайку в теплой воде, слоника в холодной. Позже добавить среднюю миску с горячей водой.
«Сухие зоны» —аналогичная работа с крупами. Сначала манка и горох или фасоль. Затем можно добавить гречку или рис. Учить без визуального контроля различать крупы. Затем добавлять предметы в той же последовательности.
Весьма эффективно использование упражнений для развития тонкой ручной моторики, описанных О.С. Жуковой в ее книге «Готовим руку к письму», составленной для детей 1-3 лет. В этом пособии очень красочно, доступно, удобно рассказано и показано как играть с малышом, используя мелкие игрушки, тренируя щипковый захват; даны примеры и описания игр с крупами, с пипеткой, с бельевыми прищепками, даны различные варианты пальчиковых игр. В источнике представлены 150 графических заданий: проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных, пересекающихся и волнистых линий, обведение рисунков по точкам, штриховка, раскрашивание. Даны примеры игр с бумагой, которые начинаются с того, что малышу показывают, как можно смять, порвать бумагу, далее ребенка учат пользоваться ножницами, плести коврики из полосок бумаги, делать бусы, гирлянды, разнообразные подвески, самолетики, лодочки, рассказано как делать с ребенком аппликации, лепить и конструировать [4].
Таким образом, содержание работы по развитию мелкой моторики может осуществляется по-разному и разных видах деятельности детей: это могут быть и пальчиковые игры, и пальчиковая гимнастика, упражнения на совершенствование графомоторных функций, и в то же время элементы самомассажа, выкладывание рисунка из палочек, пазлов и мозаик, традиционные и нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, необходимо обозначить важность коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями по представленному направлению развития. Педагогам следует помнить, что необходимость серьезного подхода к подбору и систематизации упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук с целью их практического применения на логопедических занятиях является залогом успешности и эффективности работы специалиста.
Список источников информации
- Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. ВАК. 2017. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi
- Баранова М.Л., Макарова Н.В. Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ.- Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 2005.-240 с.
- Дудьев В.П. Психомоторная недостаточность при системных нарушениях речи // СПЖ. 2003. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihomotornaya-nedostatochnost-pri-sistemnyh-narusheniyah-rechi
- Жукова О.С. Готовим руку к письму.-М.: Изд-во АСТ, 2017.-128с.
- Захарова, И. А. Развитие диалогической речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений / И.А. Захарова, Е.Г. Калинина, А.И. Ильина // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 22 марта 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 137-140. – EDN TQOGFP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37600792
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.— Екатеринбург: У-Фактория, 2004 — 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...
Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»
Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...
Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.
Начало развития фонематических функций происходит с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...
Презентация методической разработки "Комплексное развитие психомоторных функций у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста" по теме "Весна"
Взаимодействие специалистов, осуществляющих коррекционно-образовательный процесс с детьми с ОВЗ....
Конспект логопедического занятия по развитию моторных навыков у детей с нарушениями речи
Логопедическое занятие по развитию моторных навыков у детей с нарушениями речи направлено также на развитие высших психических функций, координации речи и движения, эмоционально-волевой сферы....
Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"
Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...
Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"
Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...