Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"
консультация
Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи»
Говоря о детях с тяжелыми нарушениями речи необходимо уточнить понятие «тяжелые нарушения речи» (ТНР). Нарушения речи определяются как отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Данное понятие объединяет различные речевые расстройства. Понятие «ТНР» используется для объединения ряда нарушений речи: прежде всего различных варианты общего нарушения речи, заикание, детская афазия, алалия, разные формы дизартрии
(осложненные общим недоразвитием речи), ринолалия (осложненная общим недоразвитием речи).[13, с.30]
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.[8, с.614]
III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.[8,с.620]
Моторика детей с общим недоразвитием речи данного возраста значительно ниже возрастной группы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
В анализе результатов исследований общей моторики у детей с отклонениями в речевом развитии Герасименко Ю.В[14,с.17-21] отмечает следующие особенности: сниженный интерес к выполнению движений, низкая степень самостоятельности при выполнении двигательных заданий, активное использование помощи взрослого, замедленный темп движений, быстрая утомляемость общая напряженность, скованность, недостаточная согласованность движений рук и ног и др. В качестве причин, обусловливающих трудности выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, бросание, ловля мяча) детьми с низким уровнем двигательного развития выделяют: нарушение зрительно-моторной координации, нарушение равновесия, низкий уровень выносливости, недостаточность регуляции тонуса мышц конечностей, недостаточность мышечной силы.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
1.3 Методологические подходы и средовые ресурсы коррекции нарушений моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
Создание особых условий для развития моторной сферы детей с общим недоразвитием речи является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка. Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.
В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить нескоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией , имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости). Функциями образованной среды, определяемой как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, является стимулирование различных видов деятельности ребенка, обеспечение их результативности и благоприятного социального статуса ребёнка.
Рекомендуется, в рамках создания образовательной среды воспитанников в учреждениях образования, образовывать основные группы средовых ресурсов для детей с нарушениями речи, способствующие развитию и коррекции речевого недоразвития, и, которые одновременно могут выступать как условия к развитию и коррекции моторной функции: пространственные, предметные, организационные.[13]
К пространственным средовым ресурсам в учреждениях образования относят пространство кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий)
зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и другие упражнения, благодаря которым идет развитие артикуляционной моторики.
зона для групповых (до 6 учеников) занятий - образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа и т. п.Во время специально-организованной деятельности и в течение учебного процесса проводятся пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики мимической мускулатуры.
Особенно следует выделитьтакие зоны, как:
зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т. ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);
зона, элементом которой является кушетка, - для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.
Пространство организуется таким образом, чтобы дети могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различных направлениях при проведении психогимнастики и логоритмических упражнений). Важно предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально; предназначенные для общения и уединения. Если ребенок захочет, то он должен иметь условия для простстранственного отделения от других участников группы. Следует помнить о присущей детям с ТНР повышенной истощаемости, утомляемости и предусмотреть указанные подпространства.
К предметным средовым ресурсам, способствующим развитию и коррекции моторных функций относят уголки физкультуры с наполнением спортивным инвентарем, определенные медицинские аппараты для массажа, лечебной физкультуры, магнитофон, секундомер, Также в последнее время учителя-логопеды широко используют инновационные и нетрадиционные педагогические технологии, требующие своей пространственной ниши и определенной наполняемости (Монтессори - зона, сенсорный уголок и т.д).[33]
Организационные средовые ресурсы, способствующие развитию и коррекции моторных функций, состоят в строгом выполнении режимных моментов, соблюдения основ безопасности жизнедеятельности детей, учета возрастных показателей детей, сотрудничество с семьей, соблюдении режима в домашних условиях.
Такие авторы, как М.Ф. Фомичева, Н.Ю. Костылева, освещающие проблему развития артикуляционной моторики, отмечают, что именно артикуляционная гимнастика способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.[35] [24]
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи : М.Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева.[26] [32] [35]
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Т.В. Волосовец рекомендует проведение комплекса артикуляционной гимнастики в рамках подготовительного этапа в коррекции звукопроизношения.[10] Крупенчук О.И. и Воробьева Т.А.разработали комплексы артикуляционной гимнастики в игровой и стихотворной форме[22] Использование игровых приемов стимулирует интерес детей к проводимым занятиям, позволяет разнообразить коррекционную работу логопеда. Т.В. Буденная в методическом пособии рекомендует проводить артикуляционную гимнастику, начиная с раннего возраста.[7]
Поваляева М.А. предлагает проводить коррекционную работу по развитию органов артикуляции с использованием сказок.[31]
Коноваленко С.В. в соавторстве разработали приемы нетрадиционной артикуляционной гимнастики с использованием разных подручных предметов.[21]
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Е.И. Краузе, Е.Ф. Архипова предлагают включать обязательный массаж мимических мышц лица в сочетании с артикуляционной гимнастикой.[20][2]
Тесная взаимосвязь речи и движения находит свое отражение в работах Воробьевой Т.А., которая предлагает развитие общей и мелкой моторики с использованием специально разработанных игр с мячом.[11]Также используются различные дидактические игры (шнуровки, выкладывание букв из палочек, пазлы, штриховки и др., предложенные, к примеру, такими авторами как А.Е. Белой, О.Н. Громовой, которые сопровождаются речевыми играми.[4] [16]
Занятия по логопедической ритмике Г.А. Волковой способствуют развитию координации, выработки умения соединения слов с действием.[9]
Н.Ю. Костылева рекомендует фонематическую ритмику как один из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей.[24] Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.
Нейропсихологическая методика, разработанная В.А. Киселевой совместно с А.В.Семенович, направленная на коррекцию двигательной сферы является комплексом разнообразных упражнений.[18] Методика предполагает работу в рамках следующих разделов: развитие речевой моторики, развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Таким образом, произведя анализ литературы, ознакомившись с литературными источниками и исследованиями многих авторов в области изучения моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы, направленной на коррекцию и развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с речевым нарушением отличаются неловкостью, нескоординировастью движений. Особое внимание обращает развитие мелкой моторики рук, и, в силу специфических нарушений речи, недоразвитием и слабым функционированием органов артикуляции. Коррекционно - развивающая работа должна быть направлена на развитие артикуляционной, мелкой, крупной моторики и развитие мимической мускулатуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...
Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....
Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»
Статья на тему:«Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...
Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи....
Консультация для педагогов "Использование вестибулярных пластинок и трейнеров у детей с нарушениями речи"
В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. Практика показывает, что для исправления сложных дефектов звуко...
Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"
Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...