Методическая разработка. Обучающие карточки
методическая разработка по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Обучающие карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_obuchayushchie_kartochki.doc542.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

"Обучающие карточки"

Методическая разработка "Обучающие карточки" направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку к обучению грамоте детей 5-7 лет.

Методическая разработка может быть рекомендована к использованию в работе учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям. Будет она полезна и заинтересованным родителям.

С появлением электронной техники, особенно сотовых телефонов и компьютеров, родители стали меньше читать детям стихи, сказки, рассказы. Они не только проводят за компьютером свободное время, но и поощряют такое времяпрепровождение у своих детей. Постепенно дети теряют интерес к занятиям, не могут сосредоточиться на вербальном материале.
Данная проблема стимулирует педагогов искать новые эффективные методы и приемы, способные не только заинтересовать дошкольника, но и обучить в игре.

В своей работе с детьми с тяжелым нарушением речи (заикание, отягощенное общим недоразвитием речи) я использую дидактическую игру «Обучающие карточки».

Использование этих карточек дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.

Ламинирование карточек для игры  позволяет использовать их многократно. А буквы и цифры, написанные маркером, легко стираются с карточек.

Варианты использования дидактической игры" Обучающие карточки" в коррекционной работе учителя - логопеда.

Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»

Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой
Дидактические задачи:
1. Закрепить понятия «звук», «буква»
2. Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;
5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение первого звука в слове).
7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
8. Формировать умения считать и обозначать итоговый результат цифрой;
9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить первый звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух первый звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
3. Сосчитать количество слов, начинающихся на одинаковый звук, записать в квадрат под буквой соответствующую цифру.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_e4ed234c13149049f1cc8e888181f47a.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_3606c25dc1b34084349375ee6ba6ca08.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_d5c446b87b9e569693c8986386115bf8.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_9acd8b50093e8c81ad5bbd2545072ca3.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_2166090914c6d6ff51e433d8c886968b.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_5f09c76ecea8c6589a253c5b07f78ab2.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_5d45102904de363309fa809cfa670fe0.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_fe990608474650e067cf9244ba2cf70f.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_3e6faf8d7b75d31f230a57acfa0f658f.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/11160_5d5c34da5845bcff01bd821b3051db9c.jpg

Вариант № 2 «Правильно слышишь - правильно пишешь!»

Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: Найти на карточке картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
Дидактические задачи:
• Развивать простые формы фонематического анализа (выделение звука в начале слова)
• Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, начинающийся на заданный педагогом звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Ход игры:
Среди детей выбирается водящий с помощью считалки. Остальные дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Водящий называет звук, дети дают характеристику этого звука и начинают искать предметы на этот звук у себя в карточках. Ребенок, который найдет и назовет предмет на заданный звук, записывает в кружочек рядом с картинкой символ звука в виде печатных букв. Педагог проверяет правильность выполнения задания и вручает зеленую карточку, если ребенок правильно выполнил задание, и красную, если ребенок допустил ошибку. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
Важно помнить, что сначала детям предлагают карточки, названия картинок которых начинаются с гласных и согласных твердых звуков (предпочтительно сонорных звуков). По мере усвоения материала игра усложняется: дети подбирают слова-картинки, в которых буква обозначает уже два звука, парных по твердости-мягкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Визитная карточка города"

 Познакомить детей с происхождением названия города Санкт-Петербург, с датой основания, с понятием "герб города".   Обогащать и активизировать словарь за счёт слов (герб, символ,...

методическая разработка обучающего занятия для волонтеров "Вишневое варенье" - социальное проктирование

на занятии учащиеся закрепляют понятие "социальный проект", использую метод "Фишбон" разрабатывают социальный проект под названием "Вишневое варенье"занятие расчитано на ...

Методическая разработка: "Логопедические карточки-задания для обучения грамоте детей дошкольного возраста "

Проблема готовности к обучению грамоте  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедиче...

Методическая разработка «Тактильные карточки»

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша.Играя с ними, малыш зн...

Участие в муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку обучающего семинара для родителей по вопросам ДО 2020г.

Семинар – практикум  для родителей средней группы  «Теремок". Тема семинара: «Игра или беспорядок?» 2020г....