Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии
Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 1012.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №46 «Аленушка»
Учитель-логопед: Савченко Ю.В.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений. Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы. Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим. Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
- ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
- может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
- не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
- при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
- высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
- наблюдается обильное слюнотечение,
- ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
- нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
- Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.
- Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.
- Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику.
- Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.
- Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражнения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.
- Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.
- Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.
Выполняйте эти упражнения регулярно и систематично, вы обязательно увидите положительный результат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...
Консультация для родителей: "Что такое артикуляционная гимнастикая?"
А все ли из Вас знают, что такое артикуляционная гимнастика?Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, л...
Консультация для родителей: "Что такое артикуляционная гимнастика?Рекомендации к её проведению. Самомассаж.
Знакомит родителей с понятием артикуляционная гимнастика, артикуляционные упражнения и для чего они нужны. Даёт представления о том, как можно проводить занятия с ребёноком дома. Рассказывает о ...
Консультация "Что такое артикуляционная гимнастика"
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике...
Консультация для родителей дошкольников: «Что такое «артикуляционная гимнастика?», «Сказка о весёлом язычке»
Обычно к 4-5 годам в норме у дошкольников заканчивается овладение звуковым строем языка. Но в силу разных причин, этот процесс может затягиваться, и тогда у ребёнка и родителей возникает много проблем...
Консультация для родителей дошкольников «Что такое «артикуляционная гимнастика»
laquo;Сказка о весёлом язычке»Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей " Что такое артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...