Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Стешины игры со звуками С - Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Стешины игры со звуками С - Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Тема «Дифференциация звуков [с] - [ш]»

              ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Закреплять навыки различения на слух звуков [с] - [ш] и правильного употребления их в речи.
  • Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.
  • Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.
  • Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.
  • Учить разгадывать кроссворды, ребусы.
  • Обогащать словарный запас за счет слов-паронимов. Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

       ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (девочка, мальчик, солнышко, машина, совок и др.); кукла Бабушка-Загадушка; сапоги, носки, катушка, брошь, сандалии; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук; шкатулка.

Организационный момент

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Л о г о п е д. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня - сундук, слева - шкатулка. Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?

Д е т и. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок...

Логопед. А в чем их сходство?

Д е т и. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук - ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка - небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).

Л о г о п е д. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.

Дети. С-с-с.

Л о г о п е д. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Д е т и. Ш-ш-ш.

Л о г о п е д. Возьмите со стола по одному предмету, назовите его. Если в слове слышится звук [с], то предмет положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Но прежде чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.

Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку.

Сообщение темы занятия

Л о г о п е д. Сегодня мы будем различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Актуализация имеющихся знаний у детей

        Л о г о п е д. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

    Д е т и. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

        Л о г о п е д. А как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

        Д е т и. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

    Л о г о п е д. Что еще мы можем сказать про эти звуки?

Д е т и. Эти звуки согласные, глухие.

Л о г о п е д. Почему вы так считаете?

Д е т и. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Л о г о п е д. Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Основная часть

        Л о г о п е д. Сегодня к нам на занятие пришла...

        Д е т и. Бабушка-3агадушка.

Л о г о п е д. Как вы думаете, с чем она пришла?

Д е т и. Там могут быть игрушки, загадки.

Л о г о п е д. Давайте посмотрим, что у нее в кармане (достает картинку «солнышко»).

        Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.

Игра «Узнай звук»

Л о г о п е д. Представим, что ваша кисть руки - это язык. Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], пальчики опускаем вниз,  а когда услышите звук [ш] - пальчики поднимаем вверх (как наш язычок): сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук.

Дети выполняют задание.

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки-3агадушки.

- А можете придумать  имя для мальчика, в котором слышатся и звук [с] и звук [ш]. (Достает из кузовка картинку с изображением мальчика.)

Дети. Саша.

Л о г о п е д. Назовите мальчика ласково.

Д е т и. Сашенька, Сашуленька, Сашок.

Игра «Угадай имя»

На фланелеграф выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них - небольшое панно с набором картинок. У девочки - машинка, лошадка, пушка, клюшка, у мальчика - коляска, совок, синяя сумка, бусы.

Л о г о п е д. Бабушка-3агадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки - мячи, индюк, шапка, арбуз.)

Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово (Миша).

Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки.)

Дети по очереди записывают фломастером (маркером) ответы, читают эти слова.

1.

2.

3.

4.

1. Украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется?

Д е т и. Бусы.

2. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы.)

3. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон.)

4. Углубление в земле или снегу. (Яма.)

Л о г о п е д. Прочитайте имя девочки по вертикали.

Д е т и. Соня.

        Л о г о п е д. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

        Д е т и. У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

        Л о г о п е д. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Д е т и. Им нужно поменяться игрушками.

Л о г о п е д. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Дети. Соня должна отдать Мише машину, лошадку, пушку и клюшку.

Л о г о п е д. А что отдаст Миша Соне?

Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, бусы.

Зрительная гимнастика «Игрушки»

Посмотрите, в магазине                Движения глазами влево-вправо,

Все игрушки на витрине:                вверх – вниз за указкой

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки,  медвежата.

Все на полочках сидят,                      Сомкнуть веки

Поиграть они хотят.

Динамическая пауза

Звучит музыка.

        Л о г о п е д. Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей

Смешные игрушки:

Смешные ежи                                       Дети бегают мелкими шагами.

И смешные лягушки.                           Прыгают, как лягушки.

Смешные медведи,                              Ходят. как медведи.

Смешные олени,                                  Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи,                                 Двигаются боком.

Смешные тюлени.                               Бегут с подскоком.

Музыка смолкает.

Скажите, каким животным вы подражали?

Д е т и. Смешным ежатам, смешным лягушатам.

Хоровые и индивидуальные ответы.

    Дети садятся за столы: сначала девочки, потом мальчики.

Л о г о п е д. Выполните анализ слова, нарисованного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисован мишка.)

Дети выполняют задание.

Звукослоговой анализ

Л о г о п е д. Определите количество слогов в слове мишка.

Д е т и. Два.

        Л о г о п е д. Назовите первый слог (миш-), второй слог (-ка),

сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([мь], [и], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([мь] - согласный, мягкий, звонкий; [и] - гласный; [ш] - согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] - согласный, твердый, глухой; [а] - гласный).

Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка, составляет схему.

Л о г о п е д. Выполните анализ слова, нарисованного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисована мышка.)

    Л о г о п е д. Чем отличается слово «мишка» от слова «мышка»?

Д е т и. Звуком И, который «говорит» нам: « Внимание, внимание! Передо мной согласный мягкий!»

Дети выполняют задание (звуковой анализ)

Игра «Превращение слов»

Л о г о п е д. А теперь я вам предлагаю поиграть со словом мышка.

                                Со словом мышка пошалили

                                И мышку в кошку превратили.

Мышка – вышка – пышка – пушка – мушка  – мошка – кошка  

Дети помогают менять  буквы.

 Если вы замените первый звук в данном слове, то получится новое слово.

        Дети смотрят на схему. Логопед помогает, если у детей что-то не получается.

Л о г о п е д. Что обозначает слово вышка?

Д е т и. Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать.

Л о г о п е д. А что обозначает слово пышка?

Д е т и. Еда. Круглая булочка.

Л о г о п е д. А как вы понимаете слово мушка?

Д е т и. Это маленькая муха.

Л о г о п е д. Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.

Логопед оценивает работы детей.

Игра «Ребусы»

Л о г о п е д. Бабушке-загадушке понравилось как вы быстро справились с разгадыванием кроссворда. Она хочет посмотреть как вы разгадаете Ребусы, которые она приготовила для вас.

Дети разгадывают ребусы «Шутка», «Школа», «Чайка», «Шмель»

Игра «Украшаем шапки»

Л о г о п е д. Ребята, возьмите себе по шапке. Вам нужно украсить шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить её на шапку и сказать: Я вышью на шапке хлопушку» и т.п.

Л о г о п е д. Сколько слов в вашем предложении?

Дети составляют предложения  с наращиванием количества слов в предложении.

Игра «Варежки - пазлы»

    Л о г о п е д. Возьмите пазлы одного цвета и сложите из них предметы.

- Что у вас получилось?

    Д е т и. Варежки.

    Л о г о п е д. Это не простые варежки в них спрятались слова, а чтобы их прочитать надо варежки перевернуть.

Дети читают слова.

- Ребята, у нас заканчивается какое время года? ( зима) И на смену зиме придёт красавица - …Весна. А весной нам варежки будут уже не нужны. У кого слова на варежках со звуком - [с]  мы уберём варежки куда?

Д е т и. В сундук.

Л о г о п е д. У  кого со звуком - [ш]?

Д е т и. В шкатулку.

Дети убирают варежки.

Итог занятия

Л о г о п е д. Вот и закончились задания от Бабушки-3агадушки. Она прощается с нами и уходит. Ее ждут в других детских садах. Что хотели бы вы сказать на прощание Бабушке-3агадушке?

        Д е т и. Спасибо, что она пришла к нам. Ее задания нам понравились. Пусть она не болеет.

        Л о г о п е д. А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением?

        Д е т и. Да. Мы хорошо отвечали. Много придумывали слов со звуками [с], [ш].

        Л о г о п е д. Как вы считаете, кто ей больше всех понравился? Почему?

            Д е т и. Катя, Илюша, они хорошо отвечали.

            Л о г о п е д. Дети, кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.

        

Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...

Путешествие на воздушных шариках (дифференциация звуков [С] [С\']). конспект занятия в подготовительной логопедической группе

Открытое занятие для воспитателей в подготовительной логопедической группе "Путешествие на воздушных шариках (дифференциация звуков [С] [С'])....

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Играем со звуками"

Сколько интересных заданий можно выполнить с детьми, различая гласные звуки А, У, И. Можно использовать и символы звуков, и буквы для определения места звуков в слове, выкладывать звуковые дорожки, уз...