Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Стешины игры со звуками С - Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Стешины игры со звуками С - Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Закреплять навыки различения на слух звуков [с] - [ш] и правильного употребления их в речи.
- Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.
- Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.
- Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.
- Учить разгадывать кроссворды, ребусы.
- Обогащать словарный запас за счет слов-паронимов. Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ
Магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (девочка, мальчик, солнышко, машина, совок и др.); кукла Бабушка-Загадушка; сапоги, носки, катушка, брошь, сандалии; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук; шкатулка.
Организационный момент
Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.
Л о г о п е д. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня - сундук, слева - шкатулка. Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
Д е т и. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок...
Логопед. А в чем их сходство?
Д е т и. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.
Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук - ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка - небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).
Л о г о п е д. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.
Дети. С-с-с.
Л о г о п е д. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.
Д е т и. Ш-ш-ш.
Л о г о п е д. Возьмите со стола по одному предмету, назовите его. Если в слове слышится звук [с], то предмет положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Но прежде чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.
Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку.
Сообщение темы занятия
Л о г о п е д. Сегодня мы будем различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно произносить их.
Актуализация имеющихся знаний у детей
Л о г о п е д. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?
Д е т и. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
Л о г о п е д. А как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?
Д е т и. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.
Л о г о п е д. Что еще мы можем сказать про эти звуки?
Д е т и. Эти звуки согласные, глухие.
Л о г о п е д. Почему вы так считаете?
Д е т и. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.
Л о г о п е д. Докажите, что это звуки глухие.
Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.
Основная часть
Л о г о п е д. Сегодня к нам на занятие пришла...
Д е т и. Бабушка-3агадушка.
Л о г о п е д. Как вы думаете, с чем она пришла?
Д е т и. Там могут быть игрушки, загадки.
Л о г о п е д. Давайте посмотрим, что у нее в кармане (достает картинку «солнышко»).
Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.
Игра «Узнай звук»
Л о г о п е д. Представим, что ваша кисть руки - это язык. Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], пальчики опускаем вниз, а когда услышите звук [ш] - пальчики поднимаем вверх (как наш язычок): сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук.
Дети выполняют задание.
Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки-3агадушки.
- А можете придумать имя для мальчика, в котором слышатся и звук [с] и звук [ш]. (Достает из кузовка картинку с изображением мальчика.)
Дети. Саша.
Л о г о п е д. Назовите мальчика ласково.
Д е т и. Сашенька, Сашуленька, Сашок.
Игра «Угадай имя»
На фланелеграф выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них - небольшое панно с набором картинок. У девочки - машинка, лошадка, пушка, клюшка, у мальчика - коляска, совок, синяя сумка, бусы.
Л о г о п е д. Бабушка-3агадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки - мячи, индюк, шапка, арбуз.)
Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово (Миша).
Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки.)
Дети по очереди записывают фломастером (маркером) ответы, читают эти слова.
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. |
1. Украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется?
Д е т и. Бусы.
2. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы.)
3. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон.)
4. Углубление в земле или снегу. (Яма.)
Л о г о п е д. Прочитайте имя девочки по вертикали.
Д е т и. Соня.
Л о г о п е д. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?
Д е т и. У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.
Л о г о п е д. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?
Д е т и. Им нужно поменяться игрушками.
Л о г о п е д. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?
Дети. Соня должна отдать Мише машину, лошадку, пушку и клюшку.
Л о г о п е д. А что отдаст Миша Соне?
Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, бусы.
Зрительная гимнастика «Игрушки»
Посмотрите, в магазине Движения глазами влево-вправо,
Все игрушки на витрине: вверх – вниз за указкой
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Все на полочках сидят, Сомкнуть веки
Поиграть они хотят.
Динамическая пауза
Звучит музыка.
Л о г о п е д. Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.
На полочке нашей
Смешные игрушки:
Смешные ежи Дети бегают мелкими шагами.
И смешные лягушки. Прыгают, как лягушки.
Смешные медведи, Ходят. как медведи.
Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.
Смешные моржи, Двигаются боком.
Смешные тюлени. Бегут с подскоком.
Музыка смолкает.
Скажите, каким животным вы подражали?
Д е т и. Смешным ежатам, смешным лягушатам.
Хоровые и индивидуальные ответы.
Дети садятся за столы: сначала девочки, потом мальчики.
Л о г о п е д. Выполните анализ слова, нарисованного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисован мишка.)
Дети выполняют задание.
Звукослоговой анализ
Л о г о п е д. Определите количество слогов в слове мишка.
Д е т и. Два.
Л о г о п е д. Назовите первый слог (миш-), второй слог (-ка),
сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([мь], [и], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([мь] - согласный, мягкий, звонкий; [и] - гласный; [ш] - согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] - согласный, твердый, глухой; [а] - гласный).
Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка, составляет схему.
Л о г о п е д. Выполните анализ слова, нарисованного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисована мышка.)
Л о г о п е д. Чем отличается слово «мишка» от слова «мышка»?
Д е т и. Звуком И, который «говорит» нам: « Внимание, внимание! Передо мной согласный мягкий!»
Дети выполняют задание (звуковой анализ)
Игра «Превращение слов»
Л о г о п е д. А теперь я вам предлагаю поиграть со словом мышка.
Со словом мышка пошалили
И мышку в кошку превратили.
Мышка – вышка – пышка – пушка – мушка – мошка – кошка
Дети помогают менять буквы.
Если вы замените первый звук в данном слове, то получится новое слово.
Дети смотрят на схему. Логопед помогает, если у детей что-то не получается.
Л о г о п е д. Что обозначает слово вышка?
Д е т и. Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать.
Л о г о п е д. А что обозначает слово пышка?
Д е т и. Еда. Круглая булочка.
Л о г о п е д. А как вы понимаете слово мушка?
Д е т и. Это маленькая муха.
Л о г о п е д. Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.
Логопед оценивает работы детей.
Игра «Ребусы»
Л о г о п е д. Бабушке-загадушке понравилось как вы быстро справились с разгадыванием кроссворда. Она хочет посмотреть как вы разгадаете Ребусы, которые она приготовила для вас.
Дети разгадывают ребусы «Шутка», «Школа», «Чайка», «Шмель»
Игра «Украшаем шапки»
Л о г о п е д. Ребята, возьмите себе по шапке. Вам нужно украсить шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить её на шапку и сказать: Я вышью на шапке хлопушку» и т.п.
Л о г о п е д. Сколько слов в вашем предложении?
Дети составляют предложения с наращиванием количества слов в предложении.
Игра «Варежки - пазлы»
Л о г о п е д. Возьмите пазлы одного цвета и сложите из них предметы.
- Что у вас получилось?
Д е т и. Варежки.
Л о г о п е д. Это не простые варежки в них спрятались слова, а чтобы их прочитать надо варежки перевернуть.
Дети читают слова.
- Ребята, у нас заканчивается какое время года? ( зима) И на смену зиме придёт красавица - …Весна. А весной нам варежки будут уже не нужны. У кого слова на варежках со звуком - [с] мы уберём варежки куда?
Д е т и. В сундук.
Л о г о п е д. У кого со звуком - [ш]?
Д е т и. В шкатулку.
Дети убирают варежки.
Итог занятия
Л о г о п е д. Вот и закончились задания от Бабушки-3агадушки. Она прощается с нами и уходит. Ее ждут в других детских садах. Что хотели бы вы сказать на прощание Бабушке-3агадушке?
Д е т и. Спасибо, что она пришла к нам. Ее задания нам понравились. Пусть она не болеет.
Л о г о п е д. А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением?
Д е т и. Да. Мы хорошо отвечали. Много придумывали слов со звуками [с], [ш].
Л о г о п е д. Как вы считаете, кто ей больше всех понравился? Почему?
Д е т и. Катя, Илюша, они хорошо отвечали.
Л о г о п е д. Дети, кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.
Звучит музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."
Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.
Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки «П»- «ПЬ»"
На занятии в игровой форме учим детей различать звуки "П" и "Пь"...

Путешествие на воздушных шариках (дифференциация звуков [С] [С\']). конспект занятия в подготовительной логопедической группе
Открытое занятие для воспитателей в подготовительной логопедической группе "Путешествие на воздушных шариках (дифференциация звуков [С] [С'])....

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для районного методического объединения логопедов МДОУ Подольского района "Звуки [Ж ] - [ З ]".
Рекомендовано для проведения в логопедических группах....
Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г». Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Играем со звуками"
Сколько интересных заданий можно выполнить с детьми, различая гласные звуки А, У, И. Можно использовать и символы звуков, и буквы для определения места звуков в слове, выкладывать звуковые дорожки, уз...