Родительское собрание «Коррекционная работа с дошкольниками с ТНР»
консультация по логопедии (старшая группа)
У дошкольников с ТНР имеется нарушение всех сторон речи: произношение, лексика, грамматика. Зачастую, родители в первую очередь замечают неправильное произношение звуков, а другие, не менее важные стороны развития, остаются без должного внимания. Поэтому, обращаю внимание родителей на то, что условно можно выделить 7 разделов, над которыми предстоит работать совместно специалистам (учитель-логопед, педагог-психолог), воспитателям и родителям.
Только совместная систематическая работа дает результат!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_korrektsionnaya_rabota_s_doshkolnikami_s_tnr.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Коррекционная работа с дошкольниками с ТНР»
У дошкольников с ТНР имеется нарушение всех сторон речи: произношение, лексика, грамматика. Зачастую, родители в первую очередь замечают неправильное произношение звуков, а другие, не менее важные стороны развития, остаются без должного внимания. Поэтому, обращаю внимание родителей на то, что условно можно выделить 7 разделов, над которыми предстоит работать совместно специалистам (учитель-логопед, педагог-психолог), воспитателям и родителям.
Только совместная систематическая работа дает результат. Опыт показывает, что родители, которые занимались с ребенком, приходили на консультации и интересовались успехами, делились трудностями и были в активной позиции по отношению к развитию своего ребенка, повысили эффективность коррекционной работы, помогли ребенку компенсировать нарушения и успешно подготовиться к школе.
Для начала хотелось бы отметить, какие именно нарушения наблюдаются у дошкольников в этом возрасте, и сразу рекомендовать примерные игры и задания для их коррекции в домашних условиях, а также для закрепления навыков, полученных на занятиях в детском саду.
Разделы речевого развития (их нарушения и коррекция)
№ 1. Звукопроизношение
Нарушения: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р; й, т, д, б, в, г, к, х, п, м, н, ф - пропуск, замена, искажение.
Работа над звукопроизношением ведется в 3 этапа:
- подготовка артикуляционного аппарата к постановке правильного звука (артикуляционные и дыхательные упражнения);
- постановка звука (с механической помощью или по показу);
- автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях, связной речи, стихах, чистоговорках, скороговорках и в свободной речи).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
- Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 10-15 минут.
- Заниматься следует, тогда, когда ребенок здоров, сыт и спокоен. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
- Если ребенок устал во время выполнения заданий, нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься и заинтересовать его не получается, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить его позже.
- Никогда не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, вспомните прошлые успехи и повторите прошлые задания, для вселения уверенности в свои силы и закрепления ранее полученных навыков.
- Чаще хвалите ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них.
- Проводить упражнения нужно систематически, только тогда, будет достигнут нужный эффект.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой можно избавить ребенка от речевых нарушений. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты.
№ 2. Слоговая структура
Нарушения: упрощения, пропуски, перестановки, замены звуков, слогов в словах и предложениях.
Работа над слоговой структурой слова.
Овладение слоговой структурой слова зависит от фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности и мотивационной сферы, а также от развития неречевых процессов, таких как: оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации.
В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.
Коррекционная работа состоит из системы упражнений в зависимости от индивидуальных нарушений ребенка на основе выделенных 14 типов слоговой структуры.
Этапы работы.
Ориентировка в пространстве.
- Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого:
«Робот идет вперед…стоп. Направо…стоп. Вниз (под стол)…стоп. Вверх (стать)…стоп. Влево…стоп. И т.д.
Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (кукла, самолет, машина и др.).
- После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы. Например.
Где находится сердце? (Ребенок слушает, отвечает и показывает)
Какой глаз я закрыла? …
Где у человека спина?..
Покажи левый мизинец. Правый локоть. Левое запястье…
Покажи правой рукой левое ухо. И т.д.
Ориентировка на листе.
Графический диктант.
Рисование по инструкции.
Рисование плана.
Продолжи ряд.
Ориетировка временно-пространственная.
Что сначала? Что потом?
Времена года. Части суток.
Динамические ритмические упражнения.
Для тела и для рук: отстукивание, отхлопывание, чередование поз («Кулак-ладонь», «Ухо-нос» и с хлопком, «Капитан», «Класс-ОК».
Артикуляционные упражнения для губ и языка.
Работа с гласными, слогами, стечениями согласных, словами и словосочетаниями (предложениями).
Повторение речевого материала разной сложности.
Выделение слогов, выделение ударного слога, определение количества слогов, поменять местами слоги и собрать слово.
"Путаница слогов": КА-МУ (МУКА); КА-СУМ (СУМКА); ВА-ТЫК (ТЫКВА); КА-МАС (МАСКА); ДЫШ-ЛАН (ЛАНДЫШ).
Определить правильно или неправильно произнесено слово взрослым.
Добавь слог и составь слово.
Подобрать к слову (существительному) действие.
№ 3. Фонематические представления.
Нарушения: неумение выделить первый звук, последний звук в слове, определить наличие или отсутствие заданного звука и др.
Развитие слухового внимания («Эхо», «Путаница» - слушай-выполняй), речевой памяти («Послушай-повтори-ответь»)
Определить наличие или отсутствие звука.
Назвать первый звук в слове, последний звук в слове, назвать слова на определенный звук («Назови слово на последний звук»).
Назвать все звуки в слове, определить их количество.
Собрать слово из предложенных звуков.
Определение слов, схожих по звучанию, подбор рифм, загадки-обманки.
№ 4. Грамматический строй речи.
Нарушения: неумение изменять слова, согласовывать и образовывать новые слова, ошибки в согласовании и словоизменении: мн. ч., согласование с числительными, согласование падежных окончаний, согласование с предлогами и др.
Работа над грамматическим строем речи.
Преобразование ед. числа во мн. («Один-много»).
Согласование с числительными («1-5»).
Согласование падежных окончаний («Грамматические ступеньки»)
Словообразование: уменьшительно-ласкательная форма, согласование с предлогами, образование прилагательных (с 6 лет), префиксальное словообразование (с 6 лет) («Назови ласково»)
№ 5. Лексический запас.
Нарушения: не владение классификацией, беден номинативный словарь, неспособность подбирать антонимы, глагольный словарь и др.
Работа над лексикой.
Классификация: назови одним словом – обобщение, назови слова по предложенной теме («Пять слов по теме», «Четвертый лишний», «Загадки», Внутри-снаружи»)
«А еще..»
- круглым м.б.: мяч, солнце, а еще.. (сущ.)
- мяч м.б.: круглым, резиновым, а еще.. (прил.)
- сначала тюбик открываем, а потом… (доп.)
- мяч м. надувать бросать, а еще.. (глаг.)
- днем светло, а ночью.. (противополож.)
- дом: крыша, дверь… (части и целое)
Номинативный словарь. Назови детенышей.
Антонимы (слова-наоборот)
Глагольный словарь.
№ 6. Обследование понимания речи.
Нарушения: не полное понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений и логических связей, не полное понимание целостного рассказа и неумение отвечать по смыслу.
Работа над пониманием речи.
Использование упражнений для развития понимания грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы, текста или рассказа. Развивать у ребенка мышление, умение внимательно слушать, анализировать и отвечать на вопросы, устанавливать логические связи.
№ 7. Связная речь.
Нарушения: бедность, смысловая неточность, нарушение последовательности передачи сюжета, структурные нарушения фраз, или полное отсутствие связной речи и др.
Работа по развитию связной речи.
Учить ребенка отвечать на вопросы полным предложением.
Необходимо беседовать с ребенком о том, как прошел день, что делал, чем занимался, что понравилось, какое настроение..
Учить строить развернутые предложения без нарушений структуры и смысла, составлять описания (загадки-описания, рассказы по картине, сравнения...)
Учить передавать сюжет, сохраняя смысловую точность, пересказывать несложные, небольшие рассказы, сказки, придумывать свое завершение рассказа или истории.
Рекомендую, например, использовать книгу «Беседы по картине Гусаровой Н.Н.)
Грамота и письмо
Тетради для грамоты с четкими линиями. Посадка при письме. Правильно держать ручку. Замечать успехи. Тактично корректировать. Помогать при необходимости и контролировать, но и давать ребенку возможность проявлять самостоятельность в работе. Вызывать интерес к школе и школьному обучению. Буквы называть так, как звучит звук.
Таким образом, вся коррекционная работа направлена на компенсирование недостатков в развитии каждого из разделов речи дошкольника.
Полезными для дошкольников будут дополнительные занятия: игры с мячом, танцы, пение, музыкальные и физкультурные занятия. Рекомендую максимально сократить использование гаджетов. Посещать ДОУ, делать пропущенные задания в домашних условиях. Вырабатывать навыки, которые помогут адаптироваться к школе.
Занимайтесь с ребенком, играя: он получит удовольствие от игры,
а вы будете радоваться его успехам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на родительском собрании "Коррекционная работа в ортопедической группе"
В этом сообщении даётся краткое освещение коррекционной работы с детьми в ортопедической группе....
Родительское собрание "Совместная работа с семьей по обучению детей работе с бумагой"
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из ...
родительское собрание «Методы работы с детьми коррекционной группы»
родительское собрание...
Родительское собрание "Формы работы по речевому развитию дошкольников. Знакомство с Логомером-2"
Выступление учителя-логопеда на общем родительском собрании в дошкольном образовательном учреждении.Педагог объясняет родителям, что такое " логопункт" и знакомит с основными направлен...
Сообщение на родительском собрани «Коррекционно-развивающая среда в ДОУ»
В группе детей окружают разнообразные игры и игрушки, которые направлены на физическое, умственное, нравственное развитие и воспитание, на совершенствование сенсорного аппарата и др. Все эти материалы...
Родительское собрание"Коррекционно-развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка с ЗПР, ОВЗ"
Цель: в лёгкой и доступной форме донести до родителей как проводить коррекционную работу в семье....
Родительское собрание "Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников"
Цель: обогатить знания родителей по вопросу нравственно - патриотического воспитания дошкольников.Задачи: 1. Изучение семей детей 2. Просвещение родител...