Консультация для педагогов "Дары Фребеля как средство речевого развития"
консультация по логопедии (старшая группа)
Подборка речевых игр с использование набора Дары Фребеля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_dary_frebelya_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дары Фребеля» как средство
речевого развития дошкольников
Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцция, он считал, что дети - цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".
Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.
На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области.
Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые можно применять для развития речи. В зависимости от поставленных целей для удобства можно разделить игры на блоки.
· 1 БЛОК
Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.
Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).
Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.
Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море
Игра «Подарки». Дети делятся на 2 подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются детям одной из подгрупп, 2-ая подгруппа — получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,...желтое солнечное настроение...»
Игра «А сколько у тебя?» в начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8), а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.
Игра «Радуга» (модуль 10) Описание игры: дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д.
Игра «Волшебные превращения» На столе лежат фигуры (модуль 7), детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д.
Применяя метод моделирования с использованием модуля № 7, можно пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, сказка «Колобок» (Колобок — желтый круг, заяц — белый круг, волк — черный, лиса — оранжевый круг).
· 2 БЛОК
Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).
В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.
«Подбери слово-действие» (модуль № 10)
Сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.
Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
«Подбери признаки к словам» (модуль № 10)
День весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
· 3 БЛОК
Игры на формирование звуковой культуры речи.
В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.
«Пчелы и змеи» (модуль 2)
Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.
Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»).
«Гусеница» (модуль 11) — назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
«Выложи звуковую схему слова» (модуль 7, 10) — звуковой анализ слова. Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.
«Бусы для мамы» (модуль 11) — проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово — нанизывай бусину на шнурок. Цель: автоматизация звука «С».
· 4 БЛОК
Игры на формирование фонематического восприятия.
«Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8).
Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д.
«Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
«Музыкальная дорожка» (модуль № 8) — взрослый простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия.
· 5 БЛОК
Игры на формирование навыков чтения и письма.
Игра «Выложи букву» (модули 8, 12) Цель: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.
· 6 БЛОК
Игры на развитие мелкой моторики.
«Танец кубиков» (модуль 3) Перед детьми располагается лист — схема, по которой нужно выложить узор.
· 7 БЛОК
Игры на развитие пространственных отношений.
У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. 3,4,5,6 Дары помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления
Игры на пространственную ориентацию: Дети выполняют задание по инструкции, например,
В правую руку свой мячик возьми,
И перед грудью его подержи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись!
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с речевыми нарушениями, учитываются не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а также их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.
Было отмечено, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Консультация для родителей "Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Любую из них можно безошибочн...
Консультация для родителей «Литература как средство речевого развития дошкольников».
Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно...
Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей...
Презентация "Использование даров Ф.Фребеля в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.
Отчет презентация об использовании технологии "Дары Фребеля" в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста....
Буклет "Использование даров Фребеля в познавательно- речевом развитии детей"
Краткая информация для педагогов и родителей об использовании даров Ф.Фребеля...