Особенности развития мышления у старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Мариненкова Татьяна Геннадьевна

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_myshleniya_u_starshih_doshkolnikov.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития мышления у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

  • формируется устойчивая структура мотивов;
  • зарождаются новые социальные потребности;
  • ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо»


В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих.
Рассматривая мышление как процесс, включающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Мышление старшего дошкольника необходимо рассматривать во  взаимосвязи с умственным развитием.

Направленность детской мысли состоит не только в том, чтобы во всем ставить на первый план намерение объяснить происходящее, но также и в том, чтобы отыскать основания всему. Отсюда ведёт свой исток функция включения. Мысль пытается выделить из намерений материальный результат, событие или действие, вытекающее оттуда. А направление функции включения центростремительно, так как от намерения мысль старается добраться до мотива, который им руководит, до идеи. Функция объяснения стремиться к предметам, функция включения стремиться к идеям и суждениям. Сначала же мысль ребенка одинаково отстранена как от предметов, так и от идей – она занимает пространственную позицию.

Развитие и усложнение ранней формы мыслительной деятельности ведёт к появлению у него образного мышления, насыщенно развивающегося в период дошкольного детства. Простейшие его проявления присутствуют уже в раннем детстве, однако задачи, которые решает малыш, в большей степени примитивны, в плане представлений и образов. В период же дошкольного детства перед ребёнком встаёт проблема разрешения задач, которые требуют установления отношений и зависимостей между несколькими явлениями и свойствами.
Решение для таких задач дети начинают искать предпочтительно в плане представлений. Всё же в дошкольном возрасте образное мышление определяется конкретностью образов. Это особенно чётко проявляется в понимании дошкольниками иносказательной речи.
Кроме того, ребёнок дошкольного возраста уверен, что всё зависит от всего и что всё можно объяснить всем. Такой характер мышления указывает на тяготение детей к обоснованию, к доказательству, и нахождению причин.

Необходимо научить ребенка сравнивать, анализировать, обобщать, организуя экспериментирование, наблюдения, ознакомление с художественной литературой. Когда дошкольника мотивируют подробно, развернуто объяснять процессы и явления, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач.
Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более плодотворно решать интеллектуальные проблемы. Усвоение следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления. Механическое запоминание различной информации, хаотичной и отрывочной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника.

Конец дошкольного периода определяется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического.
Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира.
Поведенческим отражением достижения ребёнком этого уровня умственного развития служит схематизм детского рисунка, умение ребёнка использовать при решении задач схематическое изображение. Само по себе наглядно-схематическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений.

Огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения с взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями.
Ведь нередко дети справляются со стоящими перед ними задачами, не умея объяснить словами свои действия.
Дети постепенно начинают использовать в процессе решения логические формы мышления – они усваивают простейшие понятия, учатся рассуждать, делать выводы.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления, под которым понимается умение не впадать в противоречия и координировать свои суждения друг с другом.
Первоначально ребенок, хоть и оперирует общим положением, обосновать его не может или же дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.
Таким образом, можно выделить следующие особенности развития мышления дошкольников старшего возраста:

  • ребенок решает мыслительные задачи в представлении;
  • освоенная речь приводит к развитию суждений у ребенка, что является способом решения мыслительных задач;
  • вопросы детей выступают показателем развития любознательности;
    ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  • ребенок начинает объяснять явления и процессы;
    складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, пытливость и гибкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. СамараМ.В. Серепенкова  СодержаниеВведение…………………………………………………………………....

Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте

Дошкольное детство – это лучший период для интеллектуального развития всех психических процессов у ребёнка....

Особенности развития мышления у старших дошкольников

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и...