Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте
статья (подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство – это лучший период для интеллектуального развития всех психических процессов у ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте
Дошкольное детство – это лучший период для интеллектуального развития всех психических процессов у ребёнка. В дошкольном возрасте он учится воспринимать информацию, думать, говорить, а также начинает овладевать различными способами взаимодействия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять своим поведением.
Несомненно, дошкольник – это будущий школьник и, конечно же, все родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился в школе. Но для успешного освоения школьной программы ребёнку важно иметь не только конкретные знания, но и развитые психические процессы, в том числе мышление.
Развитие мышления происходит при активном овладении ребёнком деятельностью, как практической, так и познавательной, которые имеют социальное происхождение. Психолог А. В. Запорожец утверждал, что овладение такими способами играет существенную роль в формировании у ребёнка как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и словесно-логического мышления, которые, по его утверждению не имеют возрастных стадий развития. Он уточнял, что это своего рода стадии овладения мышлением Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, т.е. возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.
Наибольший интерес для нас вызывает переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое следует начинать развивать в старшем дошкольном возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста только начинает развиваться словесно-логическое мышление, так как этот высший вид мышления характерен взрослым людям. Поэтому в старшем дошкольном возрасте можно говорить только о предпосылках развития данного мышления.
Словесно-логический вид мышления осуществляется при взаимодействии логических операций с понятиями, без опоры на существующий предмет или конкретный образ.
В процессе дальнейшего совершенствования мышления ребёнок отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к мысленному оперированию актуальными в каждом данном случае свойствами. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств, а в его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
При развитии данного мышления дети могут формировать умение устанавливать связи между предметами и явлениями. Сначала они устанавливают функциональные связи (название, назначение предмета), а затем более сложные, которые лежат на поверхности предметов и доступны чувственной практике, опыту (пространственные, временные, причинно-следственные).
Наиболее яркое проявление мышления у ребёнка осуществляется при решении поставленных ему задач. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией. Мыслительная деятельность начинается после постановки вопроса, на который надо ответить. Таким образом, мышление возникает и развивается тогда, когда перед ребёнком появляется новая цель, новая проблема и новые условия для деятельности. Затем начинается анализ возникшей проблемной ситуации, в результате которого возникает и формируется задача, которую ребёнок должен решить. Главное, что мыслительная деятельность ребёнка провоцируется мотивацией, которая являются не только условием её развертывания, но и фактором, влияющим на её продуктивность.
Все перечисленные выше виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от её характера и конечных целей, доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные виды мышления не уступают, а дополняют друг друга.
Научить ребёнка мыслить – эта задача, которую ставят перед собой и должны решить педагоги (в том числе и родители), но при этом задачи у воспитателей детских садов и учителей отличаются. Учителю свойственно передать знания ученику, а воспитателю гораздо важнее не передать знания воспитаннику, а сформировать у него определённое отношение к окружающему миру, т.е. заложить основы его личности.
Если ребёнок будет недостаточно мотивирован, то мыслительная деятельность будет находится на очень низком уровне или отсутствовать вовсе. Любая деятельность ребёнка дошкольного возраста должна проходить через игру, которой тоже необходимо заинтересовать, хотя самое сложное в этом – это удержать его внимание.
Таким образом, изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития ребёнка. Но при этом нельзя заставить ребёнка логически мыслить, если он этого не хочет или не умеет. Задача взрослого – помочь ребёнку этому научиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя...
Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир , познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....
Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста
Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста...
Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский...
консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"
Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения мышления....
Статья. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
В исследованиях ученых Л.А. Венгера , Л.С. Выготского , И.Я. Каплунович , Ж. Пиаж , Г.А. Урунтаевой , дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формировани...
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....