Особенности развития мышления у старших дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Косарева Яна Александровна

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной.
Рассматривая мышление как процесс, включающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Многие авторы, изучая процесс мышления в дошкольном возрасте, сходятся во мнении, что исходя из специфики и значимости данного этапа в жизни индивида, необходимо рассматривать мышление в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития мышления у старших дошкольников

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

  • формируется устойчивая структура мотивов;
  • зарождаются новые социальные потребности;
  • ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной.
Рассматривая мышление как процесс, включающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Многие авторы, изучая процесс мышления в дошкольном возрасте, сходятся во мнении, что исходя из специфики и значимости данного этапа в жизни индивида, необходимо рассматривать мышление в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника.

Направленность детской мысли состоит не только в том, чтобы во всем ставить на первый план намерение объяснить происходящее, но также и в том, чтобы отыскать основания всему. Отсюда ведёт свой исток функция включения. Направление функции объяснения центробежно, в том смысле, что мысль пытается выделить из намерений материальный результат, событие или действие, вытекающее оттуда. А направление функции включения центростремительно, так как от намерения мысль старается добраться до мотива, который им руководит, до идеи. Функция объяснения стремиться к предметам, функция включения стремиться к идеям и суждениям. Сначала же мысль ребенка одинаково отстранена как от предметов, так и от идей – она занимает пространственную позицию.

Развитие и усложнение ранней формы мыслительной деятельности ведёт к появлению у него образного мышления, насыщенно развивающегося в период дошкольного детства. Простейшие его проявления присутствуют уже в раннем детстве, однако задачи, которые решает малыш, в большей степени примитивны, в плане представлений и образов. В период же дошкольного детства перед ребёнком встаёт проблема разрешения задач, которые требуют установления отношений и зависимостей между несколькими явлениями и свойствами.
Решение для таких задач дети начинают искать предпочтительно в плане представлений. Всё же в дошкольном возрасте образное мышление определяется конкретностью образов. Это особенно чётко проявляется в понимании дошкольниками иносказательной речи.
Кроме того, ребёнок дошкольного возраста уверен, что всё зависит от всего и что всё можно объяснить всем. Такой характер мышления указывает на тяготение детей к обоснованию, к доказательству, и нахождению причин.

Хладнокровное отношение взрослого к детским вопросам снижает познавательную активность дошкольника. Необходимо научить ребенка сравнивать, анализировать, обобщать, организуя экспериментирование, наблюдения, ознакомление с художественной литературой. Когда дошкольника мотивируют подробно, развернуто объяснять процессы и явления, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач.
Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более плодотворно решать интеллектуальные проблемы. Усвоение следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления. Механическое запоминание различной информации, хаотичной и отрывочной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса – использование связи между предметами для достижения цели. Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи.
Гораздо важнее, что он учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново устанавливать между собой разомкнутые предметы – это соотносящие и орудийные действия. Само по себе усвоение этих действий еще не требует работы мышления: ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые дают образцы действий, показывают способы применение орудий. Но, обучаясь выполнять эти действия, ребенок начинает осваиваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к формированию таких связей в новых условиях, при решении новых задач.

Конец дошкольного периода определяется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического.
Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира.
Поведенческим отражением достижения ребёнком этого уровня умственного развития служит схематизм детского рисунка, умение ребёнка использовать при решении задач схематическое изображение. Само по себе наглядно-схематическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений.

Огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения с взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями.
Ведь нередко дети справляются со стоящими перед ними задачами, не умея объяснить словами свои действия.
Дети постепенно начинают использовать в процессе решения логические формы мышления – они усваивают простейшие понятия, учатся рассуждать, делать выводы.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления, под которым понимается умение не впадать в противоречия и координировать свои суждения друг с другом.
Первоначально ребенок, хоть и оперирует общим положением, обосновать его не может или же дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.
Таким образом, можно выделить следующие особенности развития мышления дошкольников старшего возраста:

  • ребенок решает мыслительные задачи в представлении;
  • освоенная речь приводит к развитию суждений у ребенка, что является способом решения мыслительных задач;
  • вопросы детей выступают показателем развития любознательности;
    ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  • ребенок начинает объяснять явления и процессы;
    складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, пытливость и гибкость.

Развитие логического мышления дошкольников

 

Развивать и тренировать логическое мышление в дошкольном возрасте можно разными способами. Важно, чтобы развитие познавательных способностей осуществлялось не спонтанно, а целенаправленно. Основная задача – отыскивать и предлагать ребёнку интересные дидактические игры, развивающие задания, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.

Цель развития логического мышления дошкольников – научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.

Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным. Нельзя требовать от 2-летнего и 4-летнего малыша выполнения одной и той же задачи, да и 6-леткам будут неинтересны задания для младших детей, поскольку они стоят на разных ступенях формирования мышления.

Богатая развивающая среда – один из главных стимулов познавательной активности в раннем дошкольном возрасте. Важно также предусмотреть наличие материалов для опережающего развития.

Правила развития логики у дошкольников:

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме. 
  2. Для развития логики у детей необходима хорошо развитая психика: мышление, внимание, память, речь. Поэтому все методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов. 
  3. Логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок. 
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь. Родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного – у дошколят

Развитие логики у детей раннего возраста

Даже 2-летние малыши задумываются о важных для них вещах. Простое на взгляд взрослого нанизывание колечек пирамидки для малыша – серьёзное умственное занятие. Детям от 2 до 4 лет присущ наглядно-действенный вид мышления: им необходимо обследовать предмет, потрогать, постучать, уронить, попробовать на вкус. И если слабое развитие памяти 2-летних не сохраняет надолго полученный опыт, то стремительное развитие интеллекта 3-летних позволяет ребёнку формировать понятие о предмете, и сохранить это в памяти.

Задачи развития логического мышления на этом этапе:

  • создать предпосылки для активной познавательной деятельности и экспериментирования с песком, водой; 
  • формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); 
  • способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий (вода течёт, её можно переливать); 
  • учить первым логическим операциям: 

- группировке (классификации по одному признаку) предметов одной формы, цвета; 

- сериации – образованию последовательно убывающего или возрастающего ряда (нанизывание колец пирамидки, собирание и разбирание матрёшек); 

- синтез, то есть составлению целого из частей (конструирование);

- некоторым на 3-ем году жизни доступна логическая операция – установление взаимосвязи между 2мя предметами (игры «Найди детёныша», «Кто что ест», «Найди пару»). 

В младшем дошкольном возрасте проявляются начальные попытки логических рассуждений. Малыш нуждается в расширении понятийного словарика. На этой стадии развития важно пополнять лексический запас ребенка, поясняя, что значит то или иное слово. Для развития мыслительных операций оперируют только реальными предметами («Положи на тарелку только фрукты»). Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры, которые помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним относятся задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировка предметов, сравнение по размеру, цвету, форме.

К 4-5 годам наглядно-действенное мышление сменяется наглядно-образным. Дети способны мыслить, представляя не предмет, а его образ, они узнают на изображении вещь, несмотря на ее различные характеристики (цвет, форму, размер). Им становится доступна логическая операция: сравнение. Причём они способны сравнить не только однотипные предметы (2 машинки), но и разные, принадлежащие к различным группам (медведь большой, а ёжик маленький).

Логическое развитие детей этого возраста ставит такие задачи:

- расширять представления об окружающем мире, о людях, их профессиях, человеческом жилье, транспорте. Причём необходимо раскрывать взаимосвязь между явлениями, предметами, объектами природы. 

- для развития навыков сравнения и выделения главных признаков полезно обращать внимание на многообразие, изменчивость происходящих событий. Представления о причине и следствии подкрепляются практическими действиями: чем легче счищать снег граблями или лопатой.

- совершенствовать навыки:

  • выделять признак предмета, группировать по нему предметы и исключать из группы лишние;
  • выстраивать сериационные ряды из 8-10 предметов;
  • находить общее и отличное и пояснять свой выбор;
  • соотносить предметы с сенсорными эталонами (часы похожи на круг).
  • обучать элементарному анализу – разбору целого на составляющие части. Учить анализировать и предметы, и действия окружающих, героев сказок. 
  • учить находить логические взаимосвязи в природе. 

Развитие логического мышления детей ведётся и на занятиях математикой, и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, речевому развитию.

Приёмы, которые можно вводить в работу с детьми 4-5 года жизни:

  • Беседа. Малыши не только воспринимают информацию, но и высказывают своё мнение, делают доступные их пониманию умозаключения. 
  • Дидактические игры, задания логического содержания: «Геометрическое лото», «Что перепутал художник», «Найди лишнее», «Подбери пару», «Чей силуэт?», «Подбери заплатку к кукольному платью», «Логические цепочки», «Скажи наоборот», «Назови похожий предмет», «Назови одним словом», игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…», несложные лабиринты, установление последовательностей «Сделай бусы кукле». 
  • Логические задания, где требуется творчески доработать материал: дорисовать детали, чтобы превратить геометрическую фигуру в предмет схожей формы, «подарить» недостающее: рыбаку – удочку, футболисту – мяч. Важно, чтобы ребёнок не только правильно выполнил рисунок, но и пояснил свой выбор, умел отстаивать собственное мнение. 
  • Приём «намеренной ошибки» – педагог задаёт от имени героя вопросы, содержащие истинные и ложные данные, дети отыскивают ошибку. 
  • Использование предметов-заместителей. Этот приём развивает не только логическое мышление детей путём переноса некоторых свойств с настоящего предмета на заменяющий его, но и воображение, творческие способности, гибкость мышления. Дети ярко представляют воображаемые свойства предметов-заместителей, но в то же время с лёгкостью меняют их, если это требуется по ходу игры. 
  • Использование знаков, пиктограмм. 

- На пятом году жизни дети знакомятся с очень важными знаками – цифрами. Поначалу детям предлагают простые задания: определить количество предметов, расположенных в ряд, и показать соответствующую цифру. Потом задание усложняется: на одном листе бумаги вразброс располагают предметы двух видов (три яблока и две груши, одна бабочка и четыре стрекозы), дошкольникам необходимо определить количество одних, а потом других, и обозначить цифрой.

- Пиктограммы – упрощённые изображения предметов, передающие их главные, наиболее узнаваемые признаки. Чёрно-белые пиктограммы помогают абстрагировать мышление детей, учат обращать Старшие дошкольники постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» – например, «попить» из воображаемой чашки.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. В структуру мышления входят операции, наличие которых у дошкольника подразумевает полноценное психическое развитие. Логические операции бывают:

Сравнение – установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. В результате сравнения может появиться классификация. Все логико-математические игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Варианты игр: 1. Что ты можешь рассказать об этом предмете? (Арбуз большой, круглый, зеленый). 2. Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая. 3. «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?». Методически рекомендуется сначала учить старшего дошкольника сравнивать два объекта, затем группы объектов. Дошкольнику легче сначала найти признаки различия объектов, затем – признаки их сходства.

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, а может не указываться (этот вариант используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Педагог задает только количество групп, на которые следует разделить множество предметов. Классификацию с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: по наименованию предметов, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам. Классификацию и сравнение можно формировать с помощью логических блоков Дьенеша. Этот дидактический материал удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. Следует учитывать, что при классификационном разделении множества каждый объект должен входить в одно и только в одно подмножество.

Обобщение – это мысленное объединение предметов по их общим и существенным признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Для формирования у ребёнка операций анализа и синтеза следует использовать такие логико-математические игры как «Танграм», головоломка Пифагора, «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Въетнамская игра», «Пентамино» – в процессе игр с плоскостными мозаиками дети комбинируют разные детали, получают более сложные изображения. Также логические операции анализа и синтеза можно формировать путём использования в работе набора кубиков Никитина «Сложи узор». Конструирование из бумаги Оригами развивает логическое мышление, пространственное представление, воображение, память. В старшей группе конструирование позволяет решать не только практические, но и интеллектуальные задачи.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине – если предметы одного типа (палочки, ленты, камешки) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») – если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски. Наиболее подходящее дидактическое пособие для формирования данной логической операции – цветные палочки Кюизенера. Они выполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Задания для старших дошкольников: для развития у ребенка ассоциативных связей хорошо подойдут задания на построение логических цепочек: «Дополни ряды», «Составь ряд». Когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания: загадай сам ряд, отгадай недостающие предметы, что неправильно в ряду, разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду. «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Угадай по кусочку», «Что общего у цветка и дерева?», «Как исправить ошибку?», «Чудо мешочек», «Следопыт», «Один-много», «Небывальщина», «Скажи наоборот», «Ассоциация», «Логические концовки», «Хитрое лото», лабиринты, ребусы, кроссворды, загадки.

внимание лишь на самые общие черты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. СамараМ.В. Серепенкова  СодержаниеВведение…………………………………………………………………....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...

Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте

Дошкольное детство – это лучший период для интеллектуального развития всех психических процессов у ребёнка....