Логопедическая сказка "Мышонок Шушик»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Аникиенко Наталья Вячеславовна

Авторская сказка для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука "Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_skazka.docx880.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Мышонок Шушик»

логопедическая сказка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к постановке шипящих звуков.

Применение: на логопедических занятиях или дома

   Эта удивительная и интересная история произошла однажды с маленьким мышонком по имени Шушик. Жил мышонок на окраине леса в маленьком, уютном домике с мамой, папой и старшей сестрой Шуней.

Мышонок был очень добрый и озорной, любил играть на дудочке, которую смастерил сам. А ещё у него было очень много друзей в лесу. Да вот беда – друзья не всегда понимали мышонка. Побежит он  с бельчатами гулять и говорит:

-А давайте возьмем лукоСко пойдём подальСе в лес грибы собирать? – бельчата не понимают.

- ЕЗата, приходите ко мне в гости – приглашает ежат мышонок. Ежата пофыркают, попыхтят и уходят, не понимая, что Шушик обращается к ним. А мышонок плачет. Пришёл он домой к маме и говорит:

- Мама, никто  меня не понимает. А я так люблю играть и веселится с друзьями. Мама обняла мышонка и говорит:

-Не расстраивайся, я знаю что делать. Наша бабушка научит тебя говорить красиво, так же, как  научила твою сестру Шуню!

Обрадовался мышонок и отправился к своей бабушке. Дорога к ее дому шла через небольшое поле, полное красивых, ароматных цветов.

Пройдет мышонок немного, остановится, закроет глазки и вдыхает своим маленьким розовым носиком аромат цветов (сделать глубокий вдох носом – выдох ртом, губы «дудочкой»).

- Ой, да это клевер!

Пройдёт мышонок еще немного и опять остановится (повторить вдох-выдох)

- А это пахнет василёк!!!

Так, наслаждаясь ароматами полевых цветов, мышонок не заметил, как дошёл до дома бабушки. Дом бабушки был окружён небольшим деревянным забором (упражнение «Заборчик»), мышонок достал дудочку и стал на ней играть (упражнение «Дудочка»). Он прошел вдоль забора до калитки, продолжая играть на своей дудочке (чередование упражнений «Заборчик» -  «Дудочка»). Тут дудочку услышала бабушка и выглянула в окошко (упражнение «Окошко»). Она очень обрадовалась, когда увидела своего внука. Бабушка подошла к калитке, открыла ее и они пошли в дом. Как мышонку здесь нравится! На окошке (упражнение «Окошко») висят кружевные шторы, на полу (упражнение «Чистим нижние зубы») лежит яркий и мягкий ковер, который бабушка сама связала. А на потолке висит необычная люстра со свечами (упражнение «Чистим верхние зубы»). Когда темнеет, бабушка зажигает свечи, и  весь потолок (упражнение «Маляр»), весь дом окутывает теплый неяркий свет. В доме становиться так уютно.

- Почему ты такой грустный? - спросила  бабушка Шушика. Мышонок рассказал бабушке, что его так огорчает.

Бабушка сказала:

- Сейчас мы попьем чай с блинчиками и земляничным вареньем, а потом я тебе покажу один секрет.

 Бабушка положила на тарелку вкусные блинчики с вареньем (упражнение «Блинчик»), взяла красивую чашку (упражнение «Чашечка») и налила ароматный чай. Чай был горячий и мышонок подул на него, чтобы немного остудить (упражнение «Остуди чай»). Чай был очень вкусный! Мышонок съел блинчики с вареньем и облизнулся от удовольствия (упражнение «Вкусное варенье»).

- А теперь посмотри туда, - сказала бабушка, показав на окно. Мышонок посмотрел в сторону окна и увидел под ним красивый, резной сундучок. Бабушка открыла его и достала спущенный воздушный шарик.

- Ну и где тут секрет? – спросил мышонок

- А ты попробуй надуй его! – сказала бабушка. Он  надуется, только если ты будешь правильно дуть в него Ш-Ш-Ш.

Шушик стал надувать шарик С-С-С, шарик не надувался. Мышонок хотел было расстроиться,  но бабушка сказала:

- Попробуй ещё!

И тут мышонок набрал полный животик воздуха, вспомнил как он дул на горячий чай (упражнение «Остудим чаёк») и попробовал еще раз:

- Ш-Ш-Ш. И вдруг шарик стал надуваться и превратился в большой, красный шар! Мышонок удивился и очень обрадовался!

 - Я надул его, бабуШка! Ах, какой он больШой! ОЙ! – сказал мышонок

А бабушка улыбнулась и сказала:

- Теперь тебя будут все понимать!

Мышонок поблагодарил свою бабушку, обнял ее, взял шарик и поспешил скорее домой, через поле, напивая новые песенки:

- ШИ – ШИ – ШИ – я мышонок Шушик

- ША – ША – ША – у меня есть шарик!

- ШУ – ШУ – ШУ – к маме я спешу.

- ШО – ШО – ШО – у меня все хорошо

Прибежал мышонок домой и как запищит:

- Мама, папа , Шуня!!!! Посмотрите какой у меня больШой Шар! Ш-Ш-Ш!!!!

С тех пор мышонка все понимают…

Методические рекомендации:

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков:

«Заборчик». Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать так под счет от 5 до 10.

 «Дудочка». Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 5 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

«Окошко» — улыбнуться, открыть рот "окошком". Верхние и нижние зубы видны. Удерживать рот в таком положении под счет 1-5. Открывать и закрывать рот под счет раз, два...

«Чистим верхние и нижние зубы» приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Аналогично с нижними зубами

«Блинчик» Приоткрыть рот.  Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Язык полностью расслаблен и лежит неподвижно. Стараться удерживать язык в таком положении пять–десять секунд. 

«Маляр» Улыбнуться и открыть рот. Поставить язычок за верхние зубки. Начать «красить» кончиком язычка потолок — твёрдое нёбо. «Красить» от пяти до десяти секунд, затем отдохнуть и выполнить ещё три–пять повторений.

«Чашечка» Улыбнуться и широко открыть рот,  широкий язык. Боковые края языка загнуть в форме чашечки и приподнять язык. Удерживать язык в таком положении 5–10 секунд.

«Остуди чай»  На кончик носа положить кусочек ватки. Язык в форме "чашечки" плотно примыкает к верхней губе. Просим ребенка сделать вдох носом и выдуть этот воздух на кончик языка. Ватка с кончика носа взлетает вверх.

«Вкусное варенье»  улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Презентация "В гости к Жужику и Шушику"

В презентации представлены упражнения по работе с изолированными  звукомами, словами, предложениями и текстами с заданными звуками. Данная презентация дополнит занятие по дифференциации звуков [ж...