Логопедическая сказка "Мышонок Шушик»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Авторская сказка для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука "Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_skazka.docx | 880.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мышонок Шушик»
логопедическая сказка
Цель: подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к постановке шипящих звуков.
Применение: на логопедических занятиях или дома
Эта удивительная и интересная история произошла однажды с маленьким мышонком по имени Шушик. Жил мышонок на окраине леса в маленьком, уютном домике с мамой, папой и старшей сестрой Шуней.
Мышонок был очень добрый и озорной, любил играть на дудочке, которую смастерил сам. А ещё у него было очень много друзей в лесу. Да вот беда – друзья не всегда понимали мышонка. Побежит он с бельчатами гулять и говорит:
-А давайте возьмем лукоСко пойдём подальСе в лес грибы собирать? – бельчата не понимают.
- ЕЗата, приходите ко мне в гости – приглашает ежат мышонок. Ежата пофыркают, попыхтят и уходят, не понимая, что Шушик обращается к ним. А мышонок плачет. Пришёл он домой к маме и говорит:
- Мама, никто меня не понимает. А я так люблю играть и веселится с друзьями. Мама обняла мышонка и говорит:
-Не расстраивайся, я знаю что делать. Наша бабушка научит тебя говорить красиво, так же, как научила твою сестру Шуню!
Обрадовался мышонок и отправился к своей бабушке. Дорога к ее дому шла через небольшое поле, полное красивых, ароматных цветов.
Пройдет мышонок немного, остановится, закроет глазки и вдыхает своим маленьким розовым носиком аромат цветов (сделать глубокий вдох носом – выдох ртом, губы «дудочкой»).
- Ой, да это клевер!
Пройдёт мышонок еще немного и опять остановится (повторить вдох-выдох)
- А это пахнет василёк!!!
Так, наслаждаясь ароматами полевых цветов, мышонок не заметил, как дошёл до дома бабушки. Дом бабушки был окружён небольшим деревянным забором (упражнение «Заборчик»), мышонок достал дудочку и стал на ней играть (упражнение «Дудочка»). Он прошел вдоль забора до калитки, продолжая играть на своей дудочке (чередование упражнений «Заборчик» - «Дудочка»). Тут дудочку услышала бабушка и выглянула в окошко (упражнение «Окошко»). Она очень обрадовалась, когда увидела своего внука. Бабушка подошла к калитке, открыла ее и они пошли в дом. Как мышонку здесь нравится! На окошке (упражнение «Окошко») висят кружевные шторы, на полу (упражнение «Чистим нижние зубы») лежит яркий и мягкий ковер, который бабушка сама связала. А на потолке висит необычная люстра со свечами (упражнение «Чистим верхние зубы»). Когда темнеет, бабушка зажигает свечи, и весь потолок (упражнение «Маляр»), весь дом окутывает теплый неяркий свет. В доме становиться так уютно.
- Почему ты такой грустный? - спросила бабушка Шушика. Мышонок рассказал бабушке, что его так огорчает.
Бабушка сказала:
- Сейчас мы попьем чай с блинчиками и земляничным вареньем, а потом я тебе покажу один секрет.
Бабушка положила на тарелку вкусные блинчики с вареньем (упражнение «Блинчик»), взяла красивую чашку (упражнение «Чашечка») и налила ароматный чай. Чай был горячий и мышонок подул на него, чтобы немного остудить (упражнение «Остуди чай»). Чай был очень вкусный! Мышонок съел блинчики с вареньем и облизнулся от удовольствия (упражнение «Вкусное варенье»).
- А теперь посмотри туда, - сказала бабушка, показав на окно. Мышонок посмотрел в сторону окна и увидел под ним красивый, резной сундучок. Бабушка открыла его и достала спущенный воздушный шарик.
- Ну и где тут секрет? – спросил мышонок
- А ты попробуй надуй его! – сказала бабушка. Он надуется, только если ты будешь правильно дуть в него Ш-Ш-Ш.
Шушик стал надувать шарик С-С-С, шарик не надувался. Мышонок хотел было расстроиться, но бабушка сказала:
- Попробуй ещё!
И тут мышонок набрал полный животик воздуха, вспомнил как он дул на горячий чай (упражнение «Остудим чаёк») и попробовал еще раз:
- Ш-Ш-Ш. И вдруг шарик стал надуваться и превратился в большой, красный шар! Мышонок удивился и очень обрадовался!
- Я надул его, бабуШка! Ах, какой он больШой! ОЙ! – сказал мышонок
А бабушка улыбнулась и сказала:
- Теперь тебя будут все понимать!
Мышонок поблагодарил свою бабушку, обнял ее, взял шарик и поспешил скорее домой, через поле, напивая новые песенки:
- ШИ – ШИ – ШИ – я мышонок Шушик
- ША – ША – ША – у меня есть шарик!
- ШУ – ШУ – ШУ – к маме я спешу.
- ШО – ШО – ШО – у меня все хорошо
Прибежал мышонок домой и как запищит:
- Мама, папа , Шуня!!!! Посмотрите какой у меня больШой Шар! Ш-Ш-Ш!!!!
С тех пор мышонка все понимают…
Методические рекомендации:
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков:
«Заборчик». Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Дудочка». Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 5 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
«Окошко» — улыбнуться, открыть рот "окошком". Верхние и нижние зубы видны. Удерживать рот в таком положении под счет 1-5. Открывать и закрывать рот под счет раз, два...
«Чистим верхние и нижние зубы» приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Аналогично с нижними зубами
«Блинчик» Приоткрыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Язык полностью расслаблен и лежит неподвижно. Стараться удерживать язык в таком положении пять–десять секунд.
«Маляр» Улыбнуться и открыть рот. Поставить язычок за верхние зубки. Начать «красить» кончиком язычка потолок — твёрдое нёбо. «Красить» от пяти до десяти секунд, затем отдохнуть и выполнить ещё три–пять повторений.
«Чашечка» Улыбнуться и широко открыть рот, широкий язык. Боковые края языка загнуть в форме чашечки и приподнять язык. Удерживать язык в таком положении 5–10 секунд.
«Остуди чай» На кончик носа положить кусочек ватки. Язык в форме "чашечки" плотно примыкает к верхней губе. Просим ребенка сделать вдох носом и выдуть этот воздух на кончик языка. Ватка с кончика носа взлетает вверх.
«Вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Презентация "В гости к Жужику и Шушику"
В презентации представлены упражнения по работе с изолированными звукомами, словами, предложениями и текстами с заданными звуками. Данная презентация дополнит занятие по дифференциации звуков [ж...