❗️Использование нетрадиционных методов в коррекционной работе ❗️
консультация по логопедии

Жанна Викторовна Сухова

 

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность работы в целом.

☝️Поэтому, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями является актуальной и перспективной работой, имеющей большую практическую значимость.

✅Принцип работы «Волшебного экрана» — это использование сенсорной технологии, которая способствует развитию мелкой моторики.

✅Сочетание классических, традиционных методов обучения и компьютерной программы «Волшебный экран» позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itk.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества- информатизация образования, т.е. внедрение средств новых ИТ в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть ИКТ в организации учебного процесса. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, ещё не совсем исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Овладение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека - главная задача учителя-дефектолога в современных условиях.

Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией и её оформлением. Владение работой на компьютере входит в разряд первичных культурных навыков. До сих пор изучение многих образовательных областей, в том числе и на коррекционных занятиях, ведётся с использованием традиционных методов: ручка, тетрадь, доска, мел, иллюстрации, настенные таблички, раздаточный материал. А использование компьютера на занятии позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации. Проведение занятия с использованием ИКТ требует от учителя-дефектолога наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями, огромной подготовительной работы. Конечно, это занимает длительное время. Но вложенный труд себя оправдывает: накапливается методический материал в виде целых циклов занятий как групповых, так и индивидуальных, практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя-дефектолога. И лучшей наградой служит возрастающий интерес воспитанников к занятиям, радостное ожидание ими каждого следующего занятия.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. И я, как учитель-дефектолог не только не осталась в стороне, но и активно включилась в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса образования.

Использование ИКТ на занятиях позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания, осуществлять дифференцированный подход;
  • повышать интерес к обучению (мотивация).

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе коррекционных занятий:

  • при объяснении (введении) нового материала;
  • при закреплении;
  • при повторении;
  • при обобщении;
  • при обследовании.

Не секрет, что низкая мотивация к обучению у воспитанников - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной патологией познавательную активность, повышает эффективность работы учителя-дефектолога в целом.

Компьютер служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.

Сложная структура нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подачи и представления учебного материала на коррекционных занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что воспитанника легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Таким образом, презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. Усиливает воздействие усваиваемого материала.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету изучения, воспитаннику предлагаются творческие задания.

Выводы:

Работая учителем-дефектологом много лет, я всегда стараюсь идти в ногу со временем. Именно поэтому меня заинтересовала проблема использования компьютера на коррекционных занятиях. Не секрет, что именно занятия учителя-дефектолога требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать нам следующие выводы:

– компьютер становится необходимым средством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, способствует повышению речевой и познавательной активности;

– способствует формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной работе воспитателя с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Передо мной встала проблема оптимизации коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирование у них таких свойств личности как мыслительная речевая активность, на основе использовани...

Использование нетрадиционных методов в коррекционно - развивающей работе психолога

презентация о эффективном использовании акриловых камней в формировании гендерной толерантности, пространственных представлений, творческих способностей  на занятиях у педагога - психолога....

Биоэнергопластика, как нетрадиционный метод в коррекционной работе логопеда

В статье представлена информация по использованию метода "Биоэнергопластики" при коррекционной работе с детьми. Описаны основные принципы и методы. Представлен комплекс упражнений, который м...

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Презентация на тему "Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Иппотерапия"...

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.   Здоровьесберег...

Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

В данной статье указаны нетрадиционные методы  и их использование в работе логопеда....

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Иппотерапия.

Иппотерапия- это метод психофизического воздействия, заключающийся в передаче двигательных импульсов тела человека, посредством движения лошади....