Консультация-практикум «Знакомство дошкольников с графическим образом букв»
консультация по логопедии (старшая группа)

Тимченко Анастасия Юрьевна

Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности у детей. Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-praktikum.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум «Знакомство дошкольников с графическим образом

букв»

Учитель-логопед Тимченко А.Ю.

Май 2024 г.

Звуки мы произносим и слышим

Буквы мы видим, читаем и пишем.

Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности у детей. Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы.

Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопить события, пытаясь, как можно раньше и больше изучить букв. Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка.

Для этого детям предлагаем следующие задания:

Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе.

«Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки.

«Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по воздуху, как-бы рисуя букву.

Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом. Ещё можно заштриховать в разном направлении каждый элемент буквы или украсить орнаментом. Это могут быть геометрические фигуры или различные узоры.

«На что похожа буква?» Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – домик, стремянку, ракету, скворечник…Б -на утюг, Т- молоток, У- на веточку.. З- змея, Г- гусеницу.

Предлагаем упражнение дорисовать недостающие элементы у буквы…Н…

Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, в клубничке букву К, в лимоне буква Л, в яблоке - Я

Выкладываем букву по шаблону из разного материала. (каштаны, монеты, камешки, пластилин ).

Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек.

Выкладываем букву на фланелеграфе.

Прорисовываем образ буквы водой или красками.

Лепим букву из пластилина, из теста. Раскатываем колбаски и формируем букву. И можно их украсить.

Находим букву (например, Б) из ряда других букв и обводим в кружок.

Также можно предложить поискать букву(например, А) в газете, книге, журнале.

Прорисовать образ буквы можно и через лабиринт.

Упражнение «Найди и обведи букву». Например находим букву Р и обводим в кружок. Можно усложнить А-обвести, И-зачеркнуть, У-подчеркнуть.

Обвести букву по трафарету, по шаблону.

Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях. Или напиши правильно.

Написать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала. В каждой клеточке и через клеточку.

Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(ИУИУИУИУ, аАаАаАаАаА).

Изобразить букву. Покажи букву с помощью рук, ног или пальцев.

Все задания направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания букв, тем самым помочь ему усвоить их правильное написание.

А сейчас я хочу предложить вам попробовать на практике составить свой образ буквы и выполнить некоторые упражнения которые не вошли в презентацию.

1. Рисуем букву на подносе с манкой.

2. «Волшебный мешочек» - узнаем на ощупь букву.

3. Составить разрезную картинку с изображением буквы.

4. Выложить букву по образцу на фланелеграфе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"

Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...

Картотека. Графический образ буквы.

Теперь, когда ребёнок научился слышать и различать звуки, пора познакомить его и с написанием букв. Важно также научить ребёнка отличать написание схожих букв и символов. Игры, собранные здесь, п...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...

Игры с буквами. Закрепление графического образа буквы

В подборке представлены игры для дошкольников для запоминания графического образа букв. В игровой форме детям предлагается узнать, запомнить ту или иную букву. Материал содержит игры и упражнен...

Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы

Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.)...

Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы

Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.)...