Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Как познакомить дошкольника с графическим
образом буквы
Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.). Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа буквы будет затруднено.
Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопиться форсировать события, пытаясь, как можно раньше и больше изучить букв. Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка.
Для этого можно выполнить следующие задания:
- Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе.
- «Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по линиям, как-бы рисуя букву.
- «Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки.
- «Волшебники» - карандашом рисуем в воздухе силуэт буквы.
- Выкладываем букву из карандашей по силуэту (уточняем сколько карандашей, какие цвета взяты для того чтобы сделать букву).
- Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом.
- Украшаем разным орнаментом каждый элемент буквы.
- Штрихуем в разном направлении каждый элемент буквы
- Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – на горку, домик, стремянку, акулу, циркуль, ракету, скворечник…)
- Предлагаем дорисовать букву до картинки.
- Рисуем букву в коробке с песком, с манкой.
- Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, на силуэте дуба – буквы У – это много веточек…).
- Выкладываем букву по образцу из разного материала.
- Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек.
- Узнаем на ощупь букву.
- Лепим букву из пластилина, из теста. А У А О И А М А И А М С А А А К А В А П А Ы АК О А Т А Р М А И А Л А Б А К В И О А Ы А О А В Т А А К М С А Э А П Т А К А Ф А А А к А А А А В МО М А Ы М А А М А А Ц А В К А АЛ А А А А А Ч К
- Находим букву (например А) из ряда других букв и обводим в кружок.
- Находим букву (например А) и раскрашиваем ее, другие буквы не трогать.
- Находим все буквы (например А) выполненные разными шрифтами.
- А – обвести в кружок, И - зачеркнуть, О – подчеркнуть.
- Найти и обвести в кружок (например А) в газете, книге, журнале, рекламе.
- Обвести букву по трафарету, по шаблону.
- Найти букву (например А) на улице на вывесках, рекламных щитах.
- Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях.
- Найти букву среди силуэтов наложенных друг на друга.
- Найти букву на заштрихованной перечеркнутой поверхности (зашумленная буква).
- Составить разрезную картинку с изображением буквы.
- Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(АУАУАУАУ, аАаАаАаАаА) .
- Напечатать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала.
- Соединить по точкам рисунок буквы (из девяти клеточек).
- Дорисовать недостающие элементы у буквы.
- Изобразить букву пальцами, телом.
- Вышивать букву.
- Лепить букву из пластилина, соленого теста.
- Находить спрятавшуюся букву на картинке.
Все задания направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания букв, тем самым помочь ему усвоить их правильное написание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как познакомить дошкольника с космосом
Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дош...
Консультация «Как познакомить дошкольников с космосом»
В данном материале изложены простые примеры, как познакомить дошкольников с космосом, не увлекаясь космической терминологией....
Консультация для родителей "Как познакомить дошкольников с космосом"
Данная консультация позволит родителям в доступной игровой форме познакомить детей дошкольного возраста с планетами, космическими телами и явлениями...
«Как познакомить дошкольников с космосом».
Краткая информация для ознакомления дошкольников с космосом...
Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни. Дошкольный возраст – это замеч...
Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы
Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.)...
Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы
Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.)...