Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему
Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со сверстниками. В данном материале предложены игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь ребенка является основой развития речи детей.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться ощутимых результатов. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.
Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.
Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя.
«Чудесный мешочек" с 3 лет Цель: развивать словарь, закрепить названия предметов. Оборудование: мешочек, разные предметы по форме и величине Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с предметами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, величине овощей. |
«Кому угощение?» 3-4 года Цель: употребление трудных форм существительных) Ход игры: Педагог говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты? |
«Назови три слова» 3-4 года Цель: активизация словаря Ход игры: Дети становятся в шеренгу. Педагог каждому участнику по очереди задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
|
Олины помощники Цель: образовывать форму мн. числа глаголов. Материал: кукла Оля. Ход. - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. - Что это? (Это ноги) - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…) |
В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.
Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.
В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.
«Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал. - Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят… - Пляшут, поют, кружатся… Был Буратино в детском саду, когда дети: - приходят, здороваются… (Когда это бывает?) - обедают, благодарят… - одеваются, прощаются… - лепят снежную бабу, катаются на санках |
«Модельное агенство» |
Игра «Отгадай предмет по названию его частей» Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета Детям предлагается следующий речевой материал: - Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево - Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова - Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет - рука, туловище, нога, волосы – человек. |
Игра «Сравни разных зверят» Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. |
Игра «Посылка» (для детей от четырех лет)
|
«Добавь слово» (цель: находить нужное по смыслу слово (глагол) ; кукла Гена. Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать. Гена: Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол… (подметать) . Я умею пыль… (вытирать) . Я умею посуду… (мыть, полоскать) . Я умею постель… (застилать) . Я умею цветы… (поливать) . Я умею стол… (накрывать) . Я помогаю тарелки (расставлять) . Я помогаю вилки… (раскладывать) . Я помогаю крошки… (сметать) . Я помогаю комнату… (убирать) . |
В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5 – 7 мин. на каждом занятии.
Сказка «Ярмарка слов» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями. - кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным. - нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово. - слово нос шло на расхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам. - а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные) - только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы. После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные. |
Игра «Кому принадлежит фраза?» Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу. |
5 – 7 лет "Шагайка – называйка" Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед. Я знаю молочные продукты… Я знаю комнатные растения… Я знаю перелетных птиц… Я знаю луговые цветы… Я знаю лиственные деревья… Я знаю умывальные принадлежности… Я знаю головные уборы… Я знаю явления природы… Я знаю виды спорта… Я знаю кондитерские изделия… Я знаю опасные профессии… Я знаю музыкальные инструменты… Я знаю животных жарких стран… |
"Вот так магазины! " Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. «Лакомка» «Всё для душа» «Каблучок» «На старт! » «Свет» «Мотор» «Школьник» «Золотая рыбка» «Три толстяка» «Мелодия» «Верный друг» «Шкатулка» «Океан» «Твой дом» |
"Пуговки – помощницы" К каждому слову – действию подбери названия пяти предметов. Считай слова с помощью пуговок. Можно стирать… Можно пить… Можно жарить… Можно рисовать… Можно мыть… Можно гладить… Можно фотографировать… Можно дарить… Можно надевать… Можно отодвигать… Можно вешать… |
"Три части" Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель! Я знаю 3 части машины… Я знаю 3 части дома… Я знаю 3 части вертолета… Я знаю 3 части телевизора… Я знаю 3 части компьютера… Я знаю 3 части дивана… Я знаю 3 части часов… Я знаю 3 части стиральной машины… Я знаю 3 части велосипеда… Я знаю 3 части корабля… Я знаю 3 части грузовика… |
"Забавные превращения" Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется: На переходе улицы… На собственных именинах… В школе… На рынке… В седле… В походе… На стадионе… В бассейне… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...
Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...
Перспективный план работы над темой « Загадки , как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста »
Перспективный план работы по самообразованию над темой "Загадки,как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"...
Картотека дидактических игр по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по обогащению словарного тзапаса у детей дошкольного возраста (младшая группа, средняя группа, старшая группа)....
Обогащение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста
Обогащение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребёнка с богатым словарным запасом и правильной постро...
Презентация по теме "«ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»
Словарный запас у детей дошкольного возраста с ЗПР, характеризуется:•малым объемом активного и пассивного словаря;•бедностью ассоциативных связей;•затруднением в подборе сходных и...
Консультация для родителей.«Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста»
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произ...