Программа взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников в старшей группе
материал по логопедии (старшая группа)

Данелян Мария Михайловна

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodeystviya_uchitelya_s_roditelyami.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 124»

адрес: Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Терешковой, д 42

тел. 8 /8313 / 34 19 67 E-mail: ds124@uddudzr.ru

Программа взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников

в старшей группе на 2024 – 2025 год

Составила учитель – логопед

Данелян М.М.

Пояснительная записка

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями детей.

Подчеркнуто, что одним из принципов образования является сотрудничество образовательной организации с семьей, а ФГОС, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.

Цель:

  • установление сотруднических отношений;
  • разработка целостной системы взаимодействия участников педагогического процесса и оптимизации речевого развития детей.

Задачи:

  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов со специалистами образовательной организации;
  • переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве;
  • установить партнерские отношения с семьей каждого ученика;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями:

Словесные:

  • Беседы;
  • Консультации (общие и индивидуальные);
  • Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка.

Наглядные:

  • Речевой уголок;
  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки;

Практические:

  • Открытые занятия;
  • Мастер-классы.

Учитывая специфику логопедической группы, родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Поэтому работа ведется по определенной системе.

В начале года составляется перспективный план взаимодействия с родителями.

Работа начинается с анкетирования и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровни знаний о проблеме. По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающих в себя традиционные формы работы: тематические родительские собрания, семинары-практикумы, консультации.

Совместная работа логопеда и родителей ведется на протяжении всего учебного года. Первое собрание родителей проводится в начале сентября. Логопед знакомит родителей со спецификой работы логопедической группы. К началу октября родители приглашаются на индивидуальные консультации.  К этому времени  логопед уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в период обучения, его задачах и содержании. Родителям предлагаются комплексы артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.

Так же при проведении мастер – классов логопед знакомит  родителей с основными приемами постановки звуков, преодоления нарушений устной речи и развития лексико- грамматического  строя  речи, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания. Большую помощь  родителям окажут приемы, которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.

Коррекционная работа даст положительный результат в том случае, если родители и логопед станут действовать согласованно. В этом направлении были подобраны и разработаны не только комплексы упражнений, но и развивающие игры. Играя дома с детьми в эти игры, родители продолжают работу, начатую в детском саду, по развитию речи.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Проведение мастер – классов и консультаций для родителей в течение всего учебного года с учетом реализации основных направлений коррекционно–развивающего обучения.

Материал, предоставляемый на консультациях родителям, может ежедневно использоваться для закрепления навыков речи в непосредственном общении. Материал систематизирован и представлен по трем основным направлениям деятельности: коррекция звукопроизношения, формирование и развитие лексико – грамматического строя речи, формирование и развитие устной речи.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

  • Изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • Открытость детского сада семье;
  • Ориентация педагога на работу с детьми и родителями

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов  дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей обучающихся, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Перспективный план по взаимодействию учитель - логопеда с семьями воспитанников в старшей группе на 2024 – 2025 год

№ п/п

Форма работы

Тема проведения мероприятия

Сроки

1.

Оформление информационных стендов логопеда

Пропаганда логопедических знаний среди родителей.

август - сентябрь

2.

Родительское собрание

Ознакомление родителей со спецификой работы логопедической группы. Направления работы.

сентябрь

3.

Анкетирование родителей.

Сбор анамнестических сведений для оформления речевой карты.

сентябрь

4.

Индивидуальные консультации

Практические рекомендации

Ознакомления с результатами обследования уровня речевого развития, с расписанием работы и составом групп.

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи.

по запросу в течение года

5.

Мастер-класс

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.

октябрь

6.

Мастер-класс

Развитие фонематического восприятия.

ноябрь

7.

Индивидуальные консультации. Практические рекомендации

Дидактические игры, коррекционные упражнения на формирование у детей звукового анализа.

в течение года

8.

Индивидуальные беседы.

Подготовка воспитанников к логопедическому занятию.

в течение года

9.

Мастер - класс

Коррекция звукопроизношения. Артикуляция звуков. Приемы постановки звуков.

по запросу

10.

Памятки

Как заниматься с ребенком.

в течение года

11.

Мастер - класс

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.

апрель

12.

Индивидуальная консультация

Рекомендации по закреплению пройденного материала.

апрель - май

13.

Родительское собрание

Результаты коррекционной работы за год. Направления работы на будущий год. Рекомендации по занятиям с детьми в летний период.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников и педагогами ДОУ» ""

Успех коррекционного обучения  во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в совместной работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ. Поэтому наша...

Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника

Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника...