Программа взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников в старшей группе
материал по логопедии (старшая группа)
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystviya_uchitelya_s_roditelyami.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 124»
адрес: Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Терешковой, д 42
тел. 8 /8313 / 34 19 67 E-mail: ds124@uddudzr.ru
Программа взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников
в старшей группе на 2024 – 2025 год
Составила учитель – логопед
Данелян М.М.
Пояснительная записка
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями детей.
Подчеркнуто, что одним из принципов образования является сотрудничество образовательной организации с семьей, а ФГОС, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
Цель:
- установление сотруднических отношений;
- разработка целостной системы взаимодействия участников педагогического процесса и оптимизации речевого развития детей.
Задачи:
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов со специалистами образовательной организации;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве;
- установить партнерские отношения с семьей каждого ученика;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
Словесные:
- Беседы;
- Консультации (общие и индивидуальные);
- Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка.
Наглядные:
- Речевой уголок;
- Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки;
Практические:
- Открытые занятия;
- Мастер-классы.
Учитывая специфику логопедической группы, родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Поэтому работа ведется по определенной системе.
В начале года составляется перспективный план взаимодействия с родителями.
Работа начинается с анкетирования и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровни знаний о проблеме. По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающих в себя традиционные формы работы: тематические родительские собрания, семинары-практикумы, консультации.
Совместная работа логопеда и родителей ведется на протяжении всего учебного года. Первое собрание родителей проводится в начале сентября. Логопед знакомит родителей со спецификой работы логопедической группы. К началу октября родители приглашаются на индивидуальные консультации. К этому времени логопед уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в период обучения, его задачах и содержании. Родителям предлагаются комплексы артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Так же при проведении мастер – классов логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, преодоления нарушений устной речи и развития лексико- грамматического строя речи, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания. Большую помощь родителям окажут приемы, которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.
Коррекционная работа даст положительный результат в том случае, если родители и логопед станут действовать согласованно. В этом направлении были подобраны и разработаны не только комплексы упражнений, но и развивающие игры. Играя дома с детьми в эти игры, родители продолжают работу, начатую в детском саду, по развитию речи.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Проведение мастер – классов и консультаций для родителей в течение всего учебного года с учетом реализации основных направлений коррекционно–развивающего обучения.
Материал, предоставляемый на консультациях родителям, может ежедневно использоваться для закрепления навыков речи в непосредственном общении. Материал систематизирован и представлен по трем основным направлениям деятельности: коррекция звукопроизношения, формирование и развитие лексико – грамматического строя речи, формирование и развитие устной речи.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
- Изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
- Открытость детского сада семье;
- Ориентация педагога на работу с детьми и родителями
Предполагаемые результаты.
Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
Возрастание авторитета ДОУ среди родителей обучающихся, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Перспективный план по взаимодействию учитель - логопеда с семьями воспитанников в старшей группе на 2024 – 2025 год
№ п/п | Форма работы | Тема проведения мероприятия | Сроки |
1. | Оформление информационных стендов логопеда | Пропаганда логопедических знаний среди родителей. | август - сентябрь |
2. | Родительское собрание | Ознакомление родителей со спецификой работы логопедической группы. Направления работы. | сентябрь |
3. | Анкетирование родителей. | Сбор анамнестических сведений для оформления речевой карты. | сентябрь |
4. | Индивидуальные консультации Практические рекомендации | Ознакомления с результатами обследования уровня речевого развития, с расписанием работы и составом групп. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи. | по запросу в течение года |
5. | Мастер-класс | Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. | октябрь |
6. | Мастер-класс | Развитие фонематического восприятия. | ноябрь |
7. | Индивидуальные консультации. Практические рекомендации | Дидактические игры, коррекционные упражнения на формирование у детей звукового анализа. | в течение года |
8. | Индивидуальные беседы. | Подготовка воспитанников к логопедическому занятию. | в течение года |
9. | Мастер - класс | Коррекция звукопроизношения. Артикуляция звуков. Приемы постановки звуков. | по запросу |
10. | Памятки | Как заниматься с ребенком. | в течение года |
11. | Мастер - класс | Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи. | апрель |
12. | Индивидуальная консультация | Рекомендации по закреплению пройденного материала. | апрель - май |
13. | Родительское собрание | Результаты коррекционной работы за год. Направления работы на будущий год. Рекомендации по занятиям с детьми в летний период. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников средствами инновационных технологий
Консультация для педагогов...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях
Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...
Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе
Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников и педагогами ДОУ» ""
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в совместной работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ. Поэтому наша...
Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника
Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника...