Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника
статья по коррекционной педагогике
Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_besede_spetsialista_s_roditelem.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа- способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника
«Для одних форма общения — диалог, для других — монолог.»
Илья Николаевич Шевелев, 1921
Взаимоотношение специалиста с семьей, взаимопонимание, доверие, партнерство и совместная работа-важное условие в ходе коррекционной работы. Помощь родителей, выполнение как индивидуальных, так и общих рекомендаций необычайно ценны. Нам, специалистам, важно выявить личностные особенности ребенка, характер его поведения в учреждении, дома, при общении со сверстниками, уточнить аналитические сведения, анкетные данные, а также решить острые проблемы, если таковые имеются. Для этого мы используем такую форму работы, как беседа, которая является одновременно и методом общения. Важнейший принцип проведения беседы — двусторонняя активность, главная её задача — вызвать собеседника на откровенный разговор, поэтому проводится она индивидуально.
На первый взгляд, это самый простой и лёгкий способ взаимодействия педагога с родителями, но проведение беседы требует от педагога дополнительной подготовки и профессионального этикета.
Существует определенная методика контактного взаимодействия педагога с родителями, разработанная в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания. Она включает в себя несколько стадий формирования правильного общения, придерживаться которых стоит при подготовки специалиста к беседе:
1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.
2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.
От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.
4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия: реализация индивидуального подхода.
Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребёнка.
6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, и др.) основные задачи в работе с родителями. Продумывая содержание общения с семьями, необходимо принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.
Все сведения, полученные в ходе беседы с родителями, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с другими специалистами, воспитателями, детьми.
Подводя итог: взаимодействие учителя-логопеда (педагога) с родителями — достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста, но позволяющий помочь достигать успехов в коррекционном процессе.
Список использованной литературы:
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. Серия Библиотека журнала "Логопед"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
Мастер-класс «Утренний сбор, как форма эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя».
В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем пе...
Использование интерактивных форм работы в эффективном взаимодействии педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
Обзор форм взаимодействия семьи и ДОУ...
"Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников" (из опыта работы)
Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие,...
Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»
Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...
Групповая консультация Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям сод...
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г....