Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника
статья по коррекционной педагогике

Горбенко Дария Дмитриевна

Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_besede_spetsialista_s_roditelem.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа- способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника

«Для одних форма общения — диалог, для других — монолог.»

Илья Николаевич Шевелев, 1921

Взаимоотношение специалиста с семьей, взаимопонимание, доверие, партнерство и совместная работа-важное условие в ходе коррекционной работы. Помощь родителей, выполнение как индивидуальных, так и общих рекомендаций необычайно ценны. Нам, специалистам, важно выявить личностные особенности ребенка, характер его поведения в учреждении, дома, при общении со сверстниками, уточнить аналитические сведения, анкетные данные, а также решить острые проблемы, если таковые имеются. Для этого мы используем такую форму работы, как беседа, которая является одновременно и методом общения. Важнейший принцип проведения беседы — двусторонняя активность, главная её задача — вызвать собеседника на откровенный разговор, поэтому проводится она индивидуально.

На первый взгляд, это самый простой и лёгкий способ взаимодействия педагога с родителями, но проведение беседы требует от педагога дополнительной подготовки и профессионального этикета.

Существует определенная методика контактного взаимодействия педагога с родителями, разработанная в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания. Она включает в себя несколько стадий формирования правильного общения, придерживаться которых стоит при подготовки специалиста к беседе:

1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.

2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.

От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.

4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия: реализация индивидуального подхода.

Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребёнка.

6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, и др.) основные задачи в работе с родителями. Продумывая содержание общения с семьями, необходимо принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.

Все сведения, полученные в ходе беседы с родителями, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с другими специалистами, воспитателями, детьми.

Подводя итог: взаимодействие учителя-логопеда (педагога) с родителями — достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста, но позволяющий помочь достигать успехов в коррекционном процессе.

Список использованной литературы:

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. Серия Библиотека журнала "Логопед"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Мастер-класс «Утренний сбор, как форма эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя».

В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем пе...

"Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников" (из опыта работы)

     Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие,...

Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»

Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...

Групповая консультация Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.

На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям сод...

Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г....