Главные вкладки
Методические приемы по развитию фонематического анализа слов у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Консультация для родителей и воспитателей, содержащая приемы по развитию фонематического анализа у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_fonematicheskogo_analiza_slov.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического анализа слов.
Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.
Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.
Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза:
- развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
- развитий операций мышления - анализа и синтеза – на предметном уровне;
- развитие фонематического восприятия (речеслухового);
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- установление связи между звуком и буквой.
Занимаясь с ребенком в домашних условиях родители должны иметь специально подготовленный дидактический материал, а также включать в работу любимые игрушки детей и окружающие предметы. Занятия лучше проводить в игровой форме, в свободной обстановке. Продолжительность специальных занятий не должна превышать более 30 минут. Во время занятий необходимо делать перерыв и проводить игровые физкультминутки. Ребенок будет более заинтересован, если картинный материал, игрушки, фишки и буквы разрезной азбуки родители подберут или изготовят совместно с ним.
Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.
Для этого предлагается создавать определенную звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.
Дальнейшая работа начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в нескольких направлениях:
- Уточнение артикуляции звука.
- Выделение звука из ряда звуков.
- Выделение звука на фоне слога.
- Выделение звука на фоне слова.
Выделение звука на фоне слова.
1. Определение наличия заданного звука в слове.
- Например: поднять руку или флажок на заданный звук. педагог называет ряд слов.
- Отобрать картинки, в названии которых есть соответствующий звук.
- Подобрать слова с заданным звуком.
2. Выделение первого звука в слове (сначала гласные звуки, потом, когда дети научатся их определять выделяют согласные звуки).
- Назвать первый ударный гласный звук в именах детей: Оля, Аня, Игорь, Уля и т.д.
- Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название.
- Отобрать картинки, которые начинаются с заданного звука.
- Назвать в слове первый звук.
3. Выделение последнего звука в слове.
- Назвать последний звук в слове.
- Отобрать картинку, в названии которой в конце стоит заданный звук.
Затем идет усложнение, например, игра «Цепочка» - ведущий называет слово. Следующий участник определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.
4. Нахождение местоположения заданного звука в слове.
- Взрослый произносит слово, выделяя голосом нужный звук, и предлагает детям определить его местоположение в слове (сначала в начале, затем в конце и затем более трудный вариант – в середине).
- Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, где заданный звук слышится в начале слова, в другой – в конце, и в третий – в середине.
- Работа с карточками. Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове – в начале, середине и в конце) и фишка. По заданию педагога, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению звука в слове.
- Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, конце, середине слова.
5. Определение последовательности и количества звуков в слове. (для старшего и подготовительного дошкольного возраста).
- Сначала просто определять последовательность звуков, называя их.
- Затем более сложный вид звукового анализа:
- Какой первый слышишь в этом слове? (ребенок называет сам звук).
- Этот звук гласный или согласный?
- Почему он гласный (согласный)?
Гласные звуки можно петь и ничего не мешает его произносить ни язык, ни губы, ни зубы. При произнесении согласных звуков у воздуха всегда есть на пути преграда – язык, или зубы, или губы.
- Это согласный твердый или мягкий?
- Это согласный глухой или звонкий?
Так разбирается каждый звук в слове. Удобнее всего при этом рисовать или выкладывать соответствующую схему слова, например: красный кубик – гласный звук, синий кубик – твердый согласный звук, зеленый кубик – мягкий согласный звук.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько всего гласных звуков в этом слове?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько твердых согласных?
- Сколько мягких согласных в этом слове?
- Отгадывание ребусов. Угадай, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
- Подобрать слово с заданным количеством звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...
Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста...
Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
Игры на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов....
Использование различных методов и приемов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста(опыт работы)
Хочу выразить большое спасибо , уважаемые родители наших воспитанников. Спасибо за таких прекрасных детей, которые покорили наши сердца своей непосредственностью, своими талантами, своей фантазие...
Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетическог...
Мастер – класс для педагогов «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...