Методические приемы по развитию фонематического анализа слов у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Консультация для родителей и воспитателей, содержащая приемы по развитию фонематического анализа у детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей  дошкольного возраста фонематического анализа слов.

        Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.

        Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.

        Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.

        Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза:

- развитие слухового восприятия на неречевом уровне;

- развитий операций мышления - анализа и синтеза – на предметном уровне;

- развитие фонематического восприятия (речеслухового);

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- установление связи между звуком и буквой.

        Занимаясь с ребенком в домашних условиях родители должны иметь специально подготовленный дидактический материал, а также включать в работу любимые игрушки детей и окружающие предметы. Занятия лучше проводить в игровой форме, в свободной обстановке. Продолжительность специальных занятий не должна превышать более 30 минут. Во время занятий необходимо делать перерыв и проводить игровые физкультминутки. Ребенок будет более заинтересован, если картинный материал, игрушки, фишки и буквы разрезной азбуки родители подберут или изготовят совместно с ним.

        Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.

        Для этого предлагается создавать определенную звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.

Дальнейшая работа начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в нескольких направлениях:

  1. Уточнение артикуляции звука.
  2. Выделение звука из ряда звуков.
  3. Выделение звука на фоне слога.
  4. Выделение звука на фоне слова.

Выделение звука на фоне слова.

1. Определение наличия заданного звука в слове.  

  • Например: поднять руку или флажок на заданный звук. педагог называет ряд слов.
  • Отобрать картинки, в названии которых есть соответствующий звук.
  • Подобрать слова с заданным звуком.

2. Выделение первого звука в слове (сначала гласные звуки, потом, когда дети научатся их определять выделяют согласные звуки).

  • Назвать первый ударный гласный звук в именах детей: Оля, Аня, Игорь, Уля и т.д.
  • Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название.
  • Отобрать картинки, которые начинаются с заданного звука.
  • Назвать в слове первый звук.

3. Выделение последнего звука в слове.

  • Назвать последний звук в слове.
  • Отобрать картинку, в названии которой в конце стоит заданный звук.

Затем идет усложнение, например, игра «Цепочка» - ведущий называет слово. Следующий участник определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.

4. Нахождение местоположения заданного звука в слове.

  • Взрослый произносит слово, выделяя голосом нужный звук, и предлагает детям определить его местоположение в слове (сначала в начале, затем в конце и затем более трудный вариант – в середине).
  • Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, где заданный звук слышится в начале слова, в другой – в конце, и в третий – в середине.
  • Работа с карточками. Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове – в начале, середине и в конце) и фишка. По заданию педагога, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению звука в слове.
  • Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, конце, середине слова.

5. Определение  последовательности и количества звуков в слове. (для старшего и подготовительного дошкольного возраста).

  • Сначала просто определять последовательность звуков, называя их.
  • Затем более сложный вид звукового анализа:

- Какой первый слышишь в этом слове? (ребенок называет сам звук).

- Этот звук гласный или согласный?

- Почему он гласный (согласный)?

Гласные звуки можно петь и ничего не мешает его произносить ни язык, ни губы, ни зубы. При произнесении согласных звуков у воздуха всегда есть на пути преграда – язык, или зубы, или губы.

- Это согласный твердый или мягкий?

- Это согласный глухой или звонкий?

Так разбирается каждый звук в слове. Удобнее всего при этом рисовать или выкладывать соответствующую схему слова, например: красный кубик – гласный звук, синий кубик – твердый согласный звук, зеленый кубик – мягкий согласный звук.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько всего гласных звуков в этом слове?

- Сколько согласных звуков?

- Сколько твердых согласных?

- Сколько мягких согласных в этом слове?

  • Отгадывание ребусов. Угадай, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
  • Подобрать слово с заданным количеством звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста...

Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...

Игры на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов....

Использование различных методов и приемов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста(опыт работы)

Хочу выразить большое спасибо , уважаемые родители наших воспитанников. Спасибо за таких прекрасных детей, которые покорили наши сердца своей непосредственностью, своими талантами, своей фантазие...

Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетическог...

Мастер – класс для педагогов «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...