Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
консультация по математике

Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx87.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Астрахани № 28

Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений             у детей дошкольного возраста.

https://pp.userapi.com/c840220/v840220631/47a09/2BdcIYdqLmQ.jpg

Воспитатель: Кириллова Л. И.

г. Астрахань, 2019г.

    Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.Она позволяет привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

Согласно образовательной программе ДОУ работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из пяти разделов:

1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнении и измерении, длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе.

3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах, плоских и объемных, их свойствах и отношениях.

4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаге чистом и в клетку, ориентировка в движении.

5. «Ориентировка во времени»: представления о частях суток, днях недели, месяце и временах года, развитие чувства времени.

     В математическом развитии  детей педагог использует разнообразные методы: практические, наглядные, словесные, игровые.

Ведущий в формировании математических представлений у детей – практический метод, соответствующий как специфике математики, так и возрастным возможностям, уровню развития мышления дошкольников.

Сущность его - организация практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.), на базе которых возникают математические представления.

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

- выполнение разнообразных практических действий;

-  широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

  Еще один метод математического развития –игровой. Игра выступает как самостоятельный метод (дидактическая игра) и может присоединяться к практическому методу (сюрпризные моменты, игровые упражнения, элементы сюжетно-ролевых и подвижных игр на занятиях).

Наглядные и словесные методы в развитии математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

В развитии математических представлений у дошкольников широко используются приемы:

Демонстрация   способа действия   в   сочетании с объяснением носит  наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств.  К нему предъявляются следующие требования:

—        четкость, «пошаговая» расчлененность демонстрации;

—        согласованность действий со словесными пояснениями;

—        точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ способов действия;

—        активизация восприятия, мышления и речи детей.

Этот прием чаще всего используется при сообщении нового материала.

    Инструкция по выполнению заданий (упражнений). Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.

В старших группах инструкция носит целостный характер, дается полностью до выполнения задания. В младших – сочетается с ходом его выполнения, предваряя каждое новое действие.

Пояснения, разъяснения, указания: используются воспитателем в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения и т.д. Они должны быть индивидуально направленными краткими, конкретными и образными.

Познавательные вопросы.

Виды вопросов:

от воспитателя – детям;

от детей – детям;

от детей – воспитателю.

                                Структура вопроса:

         ситуация (проблема) + словесная формулировка

  Ситуация:

В вопросах воспитателя детям ситуация должна быть четко представлена и понятна детям.

Для возникновения вопросов со стороны детей необходимо создать ситуацию-проблему, чтобы спровоцировать вопрос ребенка: вопрос возникает на стыке знания и незнания и нацелен на устранение неполноты знаний.

  Формулировка - учить детей формулировать вопросы в конкретных ситуациях.

Требования к вопросам воспитателя:

- точность, конкретность и лаконизм;

- логическая последовательность;

- разнообразие формулировок (об одном и том же спрашивать по-разному);

- вопросы должны развивать мышление,внимание, память детей;

- следует избегать подсказывающих вопросов.

Требования к ответам детей:

- зависимость от характера вопроса (краткие или полные);    

- самостоятельность и осознанность;

- точность, ясность, достаточная громкость;

- грамматическая правильность.

Воспитатель может прибегать к приему переформулировки ответов («На полке грибов четыре»,— говорит ребенок. «На полке четыре гриба»,— уточняет воспитатель). Переформулировка ответа — это его исправление, сочетающееся с предложением повторить правильный ответ.

Словесные отчеты детей складывается   из задания   педагога рассказать,  что  и  как они делали  и  что  получилось в  итоге.  Слово помогает вычленить действие, осмыслить результат. На первых порах педагог  помогает  детям,  дает  образец  отчета,   постепенно они   самостоятельно   рассказывают   о   своих   действиях,   оперируя математическими представлениями.

Контроль и оценка -  выступают в тесной взаимосвязи друг с другом.

Контроль осуществляется за процессом выполнения заданий, результатами, ответами детей. Сочетается с указаниями, пояснениями, включает исправление ошибок.

Постепенно педагог начинает сочетать контроль с само- и взаимоконтролем детей.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение детей. Оценка взрослого к старшему дошкольному возрасту сочетается с оценкой сверстников и самооценкой. Прием используется по ходу и в конце упражнений, игр, занятий.

        В ходе  развития  математических представлений  сравнение,   анализ,  синтез, обобщение,   выступают  не  только  как  познавательные  операции,   но   и   как   методические   приемы.

В основе сравнения - установление сходства и различия между объектами.

Анализ — это движение мысли от целого к его частям, синтез — от частей к целому.

На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщениям, в которых суммируются результаты наблюдений и действий. Этот прием направлен на осознание отношений, выделение главного и существенного.

Преднамеренные ошибки

Неверное утверждение скрыто в структуре преднамеренной ошибки:

она должна содержать долю истины и долю неправды.

Например: «Этот многоугольник называется треугольником» (показывая на четырехугольник).

Верно: это многоугольник. Ошибка: не треугольник.

Нельзя удовлетворяться только заменой неправильного ответа на правильный. Организуется анализ ошибки:

  • обнаружение ошибки;
  • вычленение правильного и неправильного в утверждении;
  • доказательство своей правоты;
  • формулировка (наиболее точная) исправленного ответа.

      Некоторые  специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношений, выступают в роли методических приемов.

     Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д.

    Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

     Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

- использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

     Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании 

- временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

- количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.; - пространственных:  модели геометрических фигур.  

при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей по теме:«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...