Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетического артикуляционного праксиса, пальцевой моторики, фонематического слуха и восприятия, просодической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovaya_struktura_slova.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 508 «Фея»
630114 г. Новосибирск, 114, ул. Ключ – Камышенское плато, 11 тел/факс 338-09-42
e-mail: ds HYPERLINK "mailto:ds_508_nsk@nios.ru"_508@ HYPERLINK "mailto:ds_508_nsk@nios.ru"edu HYPERLINK "mailto:ds_508_nsk@nios.ru"54. HYPERLINK "mailto:ds_508_nsk@nios.ru"ru, оф. сайт: http://www.ds508nsk.edusite.ru ИНН/КПП 5405189836/540501001
Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Автор материала: учитель-логопед в.к.к. Карина Т.Н.
Новосибирск, 2023
Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу над развитием кинетического артикуляционного праксиса, пальцевой моторикой, фонематического слуха и восприятия, просодической стороны речи и, собственно, развитие слоговой структуры слова. Работа по формированию слоговой структуры слова выстраивается по следующим направлениям.
1 направление - развитие кинетического артикуляционного праксиса.
Занятия проводятся в форме игры, все движения дети повторяют по подражанию, вслед за взрослым. Количество движений и число их повторений увеличивается постепенно.
Игры и упражнения данного направления включаются как в индивидуальные, так и во фронтальные, подгрупповые занятия. Они должны являться частью ежедневной артикуляционной гимнастики.
2 направление - формирование пальцевой моторики
Работа строится следующим образом:
а) развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;
б) развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.
|
состоящие из 1 – 2 переключений.
3 направление - формирование фонематического слуха и фонематического восприятия
Для реализации данного направления можно использовать следующие игры и упражнения.
Работа в данном направлении начинается с формирования фонематического слуха, слухового внимания и памяти. Занятия проводятся в форме игры.
4 направление - развитие просодической стороной речи
В данном направлении у детей развивается ритм, темп, интонация, логическое ударение.
5 направление – формирование слоговой структуры слова
Работа по развитию слоговой структуры слова складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В данном направлении можно выделить два этапа:
- подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале). Цель данного этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- развивающий этап (работа ведется на вербальном материале). Цель этого этапа – непосредственное развитие слоговой структуры слова).
Анализируя работу по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушением речи, хочется отметить следующее, систематичность и последовательность занятий с ребенком обеспечивает успешное преодоление данного дефекта речи.
Наибольший результат приносит сочетание упражнений на развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики руки с одновременным заучиванием и проговариванием стихов, содержащих слова с доступной ребенку слоговой сложностью, а также разучиванием сложных для ребенка слов.
Игры и упражнения, которые используются в предложенных направлениях представлены в Приложении 3.
Комплекс игр и упражнений на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Для детей 3 – 5 лет
1 направление - развитие кинетического артикуляционного праксиса.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости, С ними худые – лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Поцеловать они все потянулись. Вот из сарая индюшка пришла, Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистили мы свои верхние зубы. Вправо и влево, внутри и снаружи, С нижними зубками тоже мы дружим. Губы сожмем мы и рот прополощем И самовар пыхтим, что есть мочи. Блюдца поставим – положат блины нам Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. Дедушка сделал для внуков качели, Все мы на них покачаться успели. | Упражнение «Толстячки» Упражнение «Худышки» Упражнение «Улыбочка» Упражнение «Трубочка» Упражнение «Индюк». Упражнение «Улыбочка» Упражнение «Чистим зубы» Поочередное надувание щек. Выпускание воздуха через губы из надутых щек. Упражнение «Лопаточка» Дуть на «Лопаточку». Упражнение «Качели» |
Упражнение «Проговаривание чистоговорок»
Ребенку предлагается проговорить следующие чистоговорки:
ва-ва-ва – у Вани есть сова,
ву-ву-ву – я вам букву назову,
вы-вы-вы – у Вовы сливы,
га-га-га – у Гали болит нога,
гу-гу-гу – сидят галки на снегу,
ги-ги-ги – Галя моет сапоги.
Для детей 5 - 7 лет
Используются следующие серии упражнений:
упр. «Улыбочка» - «Трубочка» - «Заборчик»;
упр. «Построить мостик» и упр. «Сломать мостик»;
упр. «Вкусное варенье» с поочередным «облизыванием» верхней и нижней губы;
упр. «Улыбочка» - «Заборчик» - «Окошечко» - «Улыбочка».
Эффективными являются упражнения «Часики», «Качели», «Чистим зубы».
Упражнение «Проговаривание стечений согласных звуков»
Ребенку предлагается проговорить и подобрать слова со следующими слогами:
два-дво-дву мна-мно-мну кна-кно-кну вта-вто-вту | кни-хва-ква дни-хво-кво окн-уст-авт пло-сло-пла |
2 направление - формирование пальцевой моторики
Собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины, спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки), завязывать развязывать шнурки; застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки; игры с веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме, продергивать через отверстия; складывать узоры из мозаики; лепить из пластилина; рвать бумагу на мелкие кусочки; резать ножницами; нанизывать бусинки. |
Для детей 3 – 4 лет
Игра «Пальчики уснули»
(обе кисти сжаты в кулачки и лежат на коленях или на столе) – «Пальчики проснулись» (руки разжимаем, ладони смотрят вниз).
Поочередное сгибание и разгибание пальцев в соответствии со стихотворными строками: Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Игра «Яйца лесных птичек»
(массаж ладоней)
Оборудование: грецкие орехи.
Обыгрываем грецкие орехи как яйца лесных птичек. Взрослый раздает каждому ребенку по грецкому ореху со словами:
Гнездышки свивайте,
Ручки развивайте.
Дети делают руки «гнездышками», в которое логопед опускает по «яичку».
Прилетела птичка,
Всем дала яичко.
Дети катают в руках орешки. Одна ладонь сверху, другая внизу.
Птичка – невеличка
Не роняй яичко!
Разобьешь скорлупку –
Вылетит голубка.
Кроме того, необходимо использовать складывание матрешки и пирамидки, застегивание пуговиц, шнуровку.
Упражнения пальчиковой гимнастики состоят из 1-2 переключений.
Для детей 4 – 5 лет
Усложняются упражнения пальчиковой гимнастики.
Чередуем последовательное сгибание и разгибание пальцев, пальцы сжаты в кулачок, начинаем разгибать с большого пальца:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Далее поочередно сгибаем пальцы:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Игра «Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. Затем – левой. При правильном выполнении упражнения можно предложить ребенку «бегать» двумя руками одновременно.
Развитие силы рук.
С силой сжимаем пальчики в кулачок, затем разжимаем их «веером». Постепенно увеличиваем число повторов до 6 – 7 раз.
Игра «Ежики»
(массаж ладоней)
Дети сидят на стульчиках, положив руки ладонями вверх на колени. Взрослый берет в каждую руку фрагмент аппликатора Кузнецова и проводит по обеим ладоням ребенка. Каждому ребенку – по движению на каждый ударный слог стиха: Ежик, спрячь свои иголки –
Мы же дети, а не волки!
Уделяем также внимание кинестетической основе движений.
- Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца - «пальчики здороваются». Те же движения пальцев выполняются левой рукой, затем двумя руками одновременно.
- Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им - «оса». То же левой рукой, обеими руками - «осы».
- Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. Те же выполняется левой рукой. Устраивают перегонки.
- Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, совершать движения вверх-вниз (птички летят, машут крыльями)
- Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же, только сгибая пальцы, начиная с мизинца.
- Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь (для детей 3 - 7 лет, задание усложняется в зависимости от возраста).
Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.) для детей 5 -7 лет.
Для детей 5 – 7 лет
Упражнения пальчиковой гимнастики состоят уже из 2 – 3 и более переключений.
- Соединение одноименных пальцев двух рук.
Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг о друга на ударный слог:
Игра «Карусели»
Мы катались (указательные пальцы),
На качелях (средние),
Нас кружили (безымянные),
Карусели (мизинцы).
Мы устали, мы устали («обнимаются» большие пальцы),
Ох! (руки ложатся на колени)
- Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный. После двустишия – смена руки.
Игра «Мышки»
Барсик сунул к мышкам нос:
«Мышки, есть один вопрос:
Может, знает кто из вас,
Скоро ль будет тихий час?»
- Массаж ладоней аппликатором Кузнецова. Дети могут самостоятельно проводить ладонями по «ежику».
Игра «Ритмичный перехват»
Оборудование: толстая веревка (6 мм в диаметре) с узлами, завязанными через равные промежутки. Концы веревки необходимо связать.
Все дети берутся за веревку одной рукой и, проговаривая стихи, меняют руки на каждый слог:
На машине в лес поедем,
Не боимся мы медведя.
Мы грибочки соберем
И обратно повернем.
Далее смена рук происходит на ударных слогах:
Я хватаюсь за веревку,
Левой ловко, правой ловко.
За узлы ее беру
И тебя зову в игру
Используется завязывание узлов, укладывание в коробку вещей одновременно двумя руками.
Игра «Веселые маляры»
Синхронно двигаются кисти обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем – влево – вправо.
Игра «Швейная машина»
Правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса). Левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машины. Поменять условия выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой - имитировать движения иглы.
Продолжаем развивать кинестетическую основу движения.
- Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх.
- Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие (бочонок с водой).
- Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (птичка пьет водичку).
- Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (миска, гнездо).
- Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь (птичье гнездо с яйцами).
- Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть - горизонтально внутрь (ворота, дверь).
- Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (крыша, башня, дом).
- Руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» (магазин).
- Пальцы в том же положении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель.
- Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук (мост, дорога, дон).
Для детей 6 – 7 лет
Игры с пальчиками усложняются тем, что упражнение проводится двумя руками одновременно.
Очень полезны упражнения на раскрашивание, штриховку, непрерывную обводку, ведение линии по лабиринту.
Целесообразно использовать бисероплетение, макраме.
3 направление - формирование фонематического слуха и фонематического восприятия
Для детей 3 – 5 лет
Игра «Что звучит?»
Ребенку предлагается прослушать звучание двух предметов (например, бубна и погремушки, дудочки), затем предметы прячутся за ширму, а ребенок должен угадать, какой из них звучит, обозначив его словом или жестом.
Постепенно в игру вводится 3 – 4 «звучащих» предмета.
Игра «Хлопни – топни»
Заранее обговариваются условия. Например, если ребенок услышит определенный звук (звук колокольчика), то он должен хлопнуть в ладоши, если звук будет другим – топнуть ногой. Для данной игры могут быть использованы коробочки Монтессори.
Постепенно в игры наряду со звучащими предметами вводятся речевые звуки (по одному гласному, а затем и согласному звуку).
После того, как ребенок с легкостью выполняет указанные упражнения, переходим к более сложным.
Игра «Угадай песенку»
Ребенок должен невербально (хлопком, ударом) отреагировать на заданный гласный звук из ряда 2 – 3 звуков.
Постепенно ряд удлиняется до 3 – 4 звуков, включаются звуки согласные, затем переходим на ряд согласных звуков, но сильно отличающихся друг от друга по звучанию (2 – 3 звука).
Игра «Кто так говорит?»
Игра заключается в многократном повторении звукоподражаний:
АВ-АВ, ГА-ГА-ГА, МУ-МУ.
Упражнение «Разложи в ряд»
Ребенку предлагается разложить картинки в названной взрослым последовательности.
Упражнение «Выделение заданного слова»
Ребенку предлагается выделить заданное слово в ряду других слов. Взрослый называет: машина, собака, сено, кошка, мяч, а ребенок должен поднять флажок, если услышит слово «собака».
Дети 5 – 7 лет
Учим выделять гласные и согласные звуки из звукового ряда, увеличивая количество звуков в ряду до 5 – 6.
Игра «Повтори»
Просим ребенка вслед за нами тянуть гласный звук, вначале 1, затем 2, постепенно чередуя звуки.
Повторяем вместе с ребенком несколько коротких слов, содержащих определенный звук (дом, ком, о-о, осы), выделяя голосом заданный звук.
Просим ребенка повторить ряд открытых слогов с одним гласным (СА-ВА-БА), с одним согласным (ГА-ГО-ГУ). Количество слогов постепенно увеличиваем до 4 – 5.
Игра «Собери слово из кирпичиков»
Ребенок вслед за взрослым повторяет двухсложное слово по слогам, а затем произносит его слитно (му – ха…муха; ко- - ни…кони). Слова произносятся с опорой на предметные картинки.
Игра «Глухой телефон»
Дети сидят на стульчиках. Крайнему ребенку взорслый шепотом говорит ряд, состоящий из 2 – 3 слогов. Дети по цепочке передают услышанное друг другу, и последний ребенок громко произносит то, что услышал. Если ряд передан не верно, каждый громко произносит то, что услышал и передал. Таким образом, находится «сломанное» звено.
Игра «Назови слова по порядку»
Дети встают в круг. Взрослый предлагает вспомнить, кто знает, какую посуду (мебель, одежду, транспорт и т.д.). Дети «по цепочке» передают друг другу название, например, мебели. Причем каждый ребенок должен повторить уже сказанные слова и добавляют свое: стол-стул, стол-стул-шкаф, стол-стул-шкаф-полка и т.д.
Разучиваем слова со стечением согласных. Если ребенку трудно по подражанию произнести слог со стечением согласных, то предлагаем повторить слоги многократно, как бы сдвигая их до получения стечения: МА-НА, МА-НА, МА-НА-МНА.
Для развития звукового анализа и синтеза:
- Учим выделять первый ударный гласный звук в слове (Алик, утка).
- Различать слова, сходные по звучанию с опорой на предметные картинки (дом-ком-лом).
- Подсчитывать количество звуков в ряду и слогов в слове.
У детей 6 – 7 лет
Проговариваем ряды слов, сходных по звучанию: ДОЧКА-ТОЧКА-КОЧКА-МОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА и т.д.
Проговариваем ряды слогов открытых, со стечением согласных.
Игра «Угадай, какая картинка задумана»
Выставляются картинки с различными по количеству слогов, словами. По количеству хлопков ребенок должен определить загаданное слово.
Детям предлагают сначала проанализировать слог, состоящий из заданного количества определенных звуков (АП, УП), а затем придумать свой.
Проводим полный звуковой анализ и синтез слов вначале односложных, затем 2 – 3 сложных. Вводятся понятия: ударение, слог, гласный и согласный звук. Ребенок учится выкладывать слова из кассы букв.
4 направление - развитие просодической стороной речи
Для детей 3 – 4 лет
Используются упражнения по восприятию и воспроизведению простых и акцентированных ритмов.
Игра «Простучи слово»
Проговаривая одно – двухсложное слово по слогам, взрослый отхлопывает по разложенным листкам бумаги каждый слог так, чтобы он приходился на отдельную карточку. Далее ребенок сам учится отхлопывать каждый слог слова, по слогам произносит двухсложные слова, состоящие из одинаковых слогов (ПА-ПА, МА-МА, ТА-ТА) и разных слогов (О-ЛЯ, НА-ТА, БО-ТЫ), одновременно отстукивая или отхлопывая каждый слог слова.
Пропевы гласных звуков: Открываем мы глаза.
Вдох – тянет долго:
А →
Для детей 4 – 5 лет
Игра «Простучи слово»
Усложняется, включаются трехсложные слова, состоящие из прямых слогов.
Отстукивание простых ритмов.
Игра «Дятел»
Взрослый берет в руку палочку – «клюв» и говорит:
Дятел дерево долбит –
(дети хором продолжают)
Эхо точно повторит.
Затем взрослый отстукивает «клювом» ритмы, а дети повторяют (отхлопывают). Например: ●● ● ●● ●●● ●
Для детей 5 – 6 лет
Гласные звуки пропеваем разными способами:
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем:
О
Днем по горкам ездим мы:
Ы ~ ~ ~ ~
Ночью смотрим на звезду –
Сверху вниз слетает:
У
Завывает пурга, и не видно ни зги:
И ~ ~ ~ ~ ~
Произнесение слогов с четким выделением ударного слога:
/ / /
ТАТА, ТАТАТА, ТАТАТА.
Отхлопывание совместно с взрослым частей произносимых слов, контрастных по количеству слогов (односложные и трехсложные; двухсложные и четырехсложные). Чтобы заинтересовать ребенка, данное упражнение можно превратить:
- в игру в мяч:
проговариваем стихотворную строчку по слогам, дети передают друг другу мяч: Ли-ли-ли - мы козу пасли.
Ач-ач-ач – у Никиты мяч.
- игру – считалку: Ка-тил-ся го-рох по блю-ду,
Ты во-ди, а я бу-ду.
Для детей 6 – 7 лет
Возможно использование акцентированных ритмов. Акцентированные ритмы отличаются от простых тем, что моделируют слоговую структуру слов с их ударным и безударными слогами:
Стукну громче, стукну тише,
Молодец, кто все услышит!
Громкий удар обозначим: /, тихий удар: —. Рядом – слово с соответствующим количеством слогов и местом ударного слога.
/ — (осень) / — — (ягода) / — — — (наволочка)
— / (зима) — / — (малина — / — — (малиновка).
Дети отхлопывают слова хлопками различной громкости: ударные слоги – хлопками сильными, безударные – слабыми, тихими.
5 направление – формирование слоговой структуры слова
Подготовительный этап.
Работа на невербальном материале.
Для детей 3 -6 лет
Приведенные ниже упражнения усложняются в зависимости от возраста.
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
- Работа над ритмом (сначала над простым (для детей 3- 4 лет), затем над сложным (для детей 5 – 6 лет). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку.
Работа на вербальном материале.
Для детей 3 - 5 лет
Приведенные ниже упражнения усложняются в зависимости от возраста.
- Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно – временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко–слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
- Развивающий этап.
На данном этапе работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней.
Уровень гласных звуков.
Для детей 3 – 5 лет
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике.
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым.
Для детей 5 – 7 лет
- Чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУИО, АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУИА ИУАО.
- Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА.
- Взрослый отстукивает ритм. А ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА, АА-А, ААА, ААА, ААА
Уровень слогов.
Для детей 3 – 5 лет
- Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог).
- Игра «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).
- Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
Для детей 5 – 7 лет
- Составление слогов из предложенных букв (упр. «Кто больше»).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са, са-со, са-со-сы… .
- Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со.
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС.
- «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст.
- Запись слогов различных типов под диктовку.
Уровень слова.
Отрабатываются слова различной слоговой структуры, при этом используются следующие принципы в работе:
- структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
- формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов – звукоподражаний (особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу;
- отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...
"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...
Игры на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов....
Рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей с дизартрией.
Как осуществляется работа с дошкольниками ....
Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...
Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, ...