Консультация для педагогов "Деловая игра как метод активизации и обучения воспитателей групп комбинированной направленности"
консультация по логопедии

Захарова Анастасия Александровна

В стремительно изменяющемся современном мире круг необходимых для работы знаний воспитателей групп комбинированной направленности постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Поэтому важнейшей задачей становится не только умение отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и умение преобразовывать эти знания, приближать их к жизненным и профессиональным ситуациям, практике, к реальной педагогической деятельности. Это означает, что как метод активного личностно ориентированного обучения деловые игры помогают в теоретическом и практическом аспекте повышения педагогического мастерства педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_na_proverku_2.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деловая игра как метод активизации и обучения воспитателей групп комбинированной направленности

В стремительно изменяющемся современном мире круг необходимых для работы знаний воспитателей групп комбинированной направленности постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Поэтому важнейшей задачей становится не только умение отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и умение преобразовывать эти знания, приближать их к жизненным и профессиональным ситуациям, практике, к реальной педагогической деятельности. Это означает, что как метод активного личностно ориентированного обучения деловые игры помогают в теоретическом и практическом аспекте повышения педагогического мастерства педагога.

Деловая игра – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях. В ходе игры воспитатели групп комбинированной направленности овладевают реальным опытом, который могли бы применить в ходе проведения занятий, учатся активно решать различные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. А главное игры способствуют активизации самообразования воспитателей в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности.

Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет воспитателям групп комбинированной и компенсирующей направленности, как участникам игры, экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

Деловые игры позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты их решения, оценивать каждый и в конечном итоге принимать решение и определять механизм его реализации.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени;
  • освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
  • работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание воспитателей групп комбинированной направленности на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры;
  • создавать атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам;
  • объединять обучение и развлечение. Такое сочетание помогает быстрее усваивать новые знания;
  • за одну игру обучить больше воспитателей групп комбинированной направленности, чем за время тренинга или мастер-класса;
  • сплотить коллектив и тренировать умение находить общий язык с окружающими;
  • мыслить нестандартно.

Классификация деловых игр

Деловые игры подразделяются:

По времени проведения:

  • без ограничения времени;
  • с ограничением времени;
  • игры, проходящие в реальное время;
  • игры, где время сжато.

По оценке деятельности;

  • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
  • оценка того, кто как работал, отсутствует.

По конечной цели:

  • обучающие — помогают отработать навыки и развить личностные качества;
  • оценочные — направлены на определение уровня развития компетенций;
  • командообразующие — способствуют сплочению команды;
  • поисковые — нацелены на поиск решений реальных проблем. 

Классификация деловых игр по целям условна. Часто одна игра может быть направлена на все четыре цели.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

Организация деловой игры требует учета нескольких психолого-педагогических принципов:

  • принципа имитационного моделирования ситуации;

Принцип имитационного моделирования предполагает разработку:

а) имитационной модели,

б) игровой модели профессиональной деятельности.

принципа проблемности содержания;

Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладывается учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых воспитателями групп комбинированной направленности в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

  • принципа ролевого взаимодействия в совместной деятельности

Принцип совместной деятельности основывается на имитации профессиональных функций специалистов и воспитателей групп комбинированной направленности через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

  • принципа диалогического общения;

Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из воспитателей обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

  • принципа двуплановости игровой учебной деятельности.

Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что "серьезная" деятельность, направленная на обучение и развитие воспитателя группы комбинированной направленности, реализуется в "несерьезной" игровой форме.

Структура деловой игры

Действующими лицами в деловой игре являются воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности.

Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника (ведущего) и все то, что служит обеспечением достижения целей игры.

В основе структуры деловой игры лежат имитационная и игровая модели. Они  могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры.

Основными компонентами имитационной модели являются:

1) цели;

2) предмет игры;

3) графическая модель взаимодействия участников;

4) система оценивания.

Основные компоненты игровой модели:

1) цели;

2) комплект ролей и функций игроков;

3) сценарий;

4) правила игры.

Цели делятся на педагогические и игровые и зависят от конкретной игры.

Весь процесс организации игр и их проведения можно разделить

 на 6 этапов.

         Первый этап – разработка (конструирование) игры. На этом этапе:

– проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;

– определяется проблема (название) педагогического совета-игры;

– формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для воспитателей комбинированной направленности как участников игры;

– составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой воспитателям предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;

– разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

         Второй этап представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели.

         Третий этап – наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы.

         Затем следует четвертый этап – межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.

         Пятый этап игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов – включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения.

         Шестой этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

Заключение:

Применение деловых игр в обучении и активизации воспитателей групп комбинированной направленности повышает интерес, вызывает повышенную активность воспитателей, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, содействует развитию профессионального мастерства

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: пр...

Консультация для воспитателей групп комбинированной направленности «Упражнения для автоматизации звуков у детей с ОВЗ»

Цель - повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах применения упражнений для автоматизации поставленных звуков у детей с речевой патологией....

Тема: «Система работы по взаимодействию учителя - логопеда с воспитателями групп комбинированной направленности, как фактор выравнивания стартовых возможностей у детей с ТНР при поступлении в школу».

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.Для того, чтоб...

План по самообразованию воспитателя группы комбинированной направленности: «Развитие познавательного интереса у детей к родному краю»

Цель: самостоятельно получить новые профессиональные знания по интересующей теме, совершенствуя профессиональную компетентность, формировать у воспитанников ДОУ целостных представлений о родном ...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ воспитателей группы комбинированной направленности для детей 6-7 лет Корнеевой Е.И., Поповой О.П. о работе за 2017 – 2018 учебный год

Аналитический отчет воспитателей группы комбинированной направленности для детей 6-7 лет о работе за 2017-2018 учебный год....

Специфика обеспечения взаимодействия в работе музыкального руководителя и воспитателя группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие проблемы в физическом или психологическом развитии. Основная проблема развит...

Консультация для воспитателей группы комбинированной направленности " Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте"

Цель познакомить воспитателей  с системой игр и упражнений, основанных на  звуковом методе подготовки детей к обучению чтению....