Проект "Речевая готовность к школе"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, необходимых при подготовке к школе.
Задачи:
- Развивать связную грамматически и фонетически правильную речь.
- Развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память, умение составлять связное развёрнутое высказывание.
- Воспитывать положительное отношение к процессу познания.
- Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты
- Формирование речевой готовности к школьному обучению;
- Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников;
- Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико- фонематической стороны речи
- Соответствие речевого развития детей возрастной норме
- Повышение родительской компетентности в вопросе предшкольной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevaya_gotovnost_1.docx | 104.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»
Проект
«Формирование речевой готовности ребенка к школе»
Подготовили и реализовали
учителя –логопеды МАДОУ «Березка»
Зотеева О.С., Рогова Я.Д.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
В связи с серьезными школьными преобразованиями и введением новых программ, изменилась и усложнилась структура школьных требований. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.
Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок:
*замены букв,
*нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов,
*нарушения употребления лексико-грамматических категорий,
*ошибки в построении предложений.
В исследованиях отечественных ученых вышеперечисленные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовки ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:
а) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;
б) проблемами в развитии лексического и грамматического строя речи.
Так как 13 детей старшей группы идут в школу, минуя подготовительную группу и подготовку к обучению грамоте, было решено подготовить и реализовать педагогический проект по формированию речевой готовности детей к школе.
Цель проекта: формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, необходимых при подготовке к школе.
Задачи:
- Развивать связную грамматически и фонетически правильную речь.
- Развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память, умение составлять связное развёрнутое высказывание.
- Воспитывать положительное отношение к процессу познания.
- Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты
- Формирование речевой готовности к школьному обучению;
- Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников;
- Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико- фонематической стороны речи
- Соответствие речевого развития детей возрастной норме
- Повышение родительской компетентности в вопросе предшкольной подготовки
Способы оценки результатов проекта:
- Диагностика уровня сформированности речевой готовности детей к школе;
- Анализ результатов образовательной деятельности детей.
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Участники проекта: учителя - логопеды, дети старшей группы, родители, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации: краткосрочный
Проект состоит из трёх этапов:
1 этап – подготовительный – февраль
2 этап – основной – март
3 этап – заключительный – апрель
Продукт проекта: результаты диагностики речевой готовности к школьному обучению.
Взаимодействие с родителями.
1. Проведение семинара-практикума, консультаций и бесед.
2. Буклет «Анкеты для родителей, будущих первоклассников».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (февраль) | |||||
Основные задачи | Методы, приёмы и формы работы | Участники проекта | |||
1.Создание условий для реализации проекта 2.Информационно-просветительская деятельность 3. Стартовая диагностика речевой готовности к школьному обучению. |
Размещение информации для родителей в группе WhatsApp. Подбор диагностического инструментария. | Учитель-логопед | |||
Основной этап (март) | |||||
1.Развитие речи дошкольников. 2. Совместная деятельность родителей с детьми |
Проведение семинара-практикума «Речевая готовность к школе» | Дети, учитель-логопед | |||
Заключительный этап (май) | |||||
1. Обобщение опыта работы 2. Итоговая диагностика |
Анализ результатов итоговой диагностики. | Учитель-логопед |
Список литературы:
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
- Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
- Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
Приложение 1
Диагностика речевой готовности к школьному обучению дошкольников.
I. Речевое развитие.
Определение уровня словарного запаса ребёнка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.
- Придумай как можно больше слов, которые начинаются на С (любая буква).
- Я начинаю, а ты закончи слово:
Ко…, на… за… ми… му… до… че… при… ру… во…
(Если ребёнок молчит или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)
- Я называю слово, а ты объясни, что это такое. Что это?
Мяч – дорога -
Яблоко - часы -
4. Отвечай кто? или что? делает это действие:
Летит - рычит - смеётся –
Пищит - падает - сажает –
Думает - ломает - рисует –
5. Скажи наоборот:
Рано - мокрый - быстро –
Старший –
6. Назови одним словом:
Платье, брюки, майка –
Папа, мама, ребёнок –
Роза, тюльпан, гвоздика –
Чайка, голубь, воробей –
Берёза, липа, сосна –
- Задания на проверку фонематического слуха.
1. Назови первый звук в слове.
Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.
2. Назови звуки, которыми различаются слова.
Кот – кит мел – мал лук – лак сок – сом лук – сук
3. Определи, какая схема соответствует слову.
ЛИСА ТРУБА ДОМ
3. Выявление степени освоения ребёнком грамматического строя родной речи.
- Закончи:
Карандаш упал со ….
Карандаш лежал на …
Карандаш лежал у …
Карандаш лежал около …
Карандаш нашли под …
Карандаш вытащили из-под
…
- Закончи предложение:
Ребята бежали по …
Кот громко и мяукал и …
Поднялся ветер, и …
Цветок завял, потому что
…
- Найди и исправь ошибки:
Мама поставила вазу с цветами в стол.
Бабушка жила на большом доме.
Белка прячет орешки у дупла.
Ковёр лежит в полу.
4. Умение говорения.
- Разложи картинки так, чтобы у тебя получился рассказ. Придумай рассказ по картинке.
4. Умение слушания.
1.Послушай предложения и скажи, всё ли верно. Объясни, что неверно.
Осенью в саду расцвели яблони. Отец пошёл с пилой рубить дрова.
Алёша зимой любит загорать.
Мальчик кивнул мне рукой.
После радуги будет гроза.
- Послушай:
Наташа рисовала Аню. Аня рисовала цветы.
- Расскажи, кто что рисовал.
1. Уровень словарного запаса и способность использовать в своей речи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 7-10 С 6-3 Н 2-1 н/сп 0 | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 7-9 С 6-3 Н 2-1 н/сп 0 | В 6-5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В 5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 |
2.Фонетический слух и готовность к звукобуквенному анализу.
1 | 2 | 3 |
В 9-10 С 6-8 Н 2-5 н/сп 1- 0 | В 4-5 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 3 С 2 Н 1 н/сп 0 |
3. Грамматический строй родной речи
1 | 2 | 3 |
В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 4-5 С 2-3 Н 1 н/сп 0 |
4. Умение говорения. 4. Умение слушания
3. 1 | 4.1 | 4.2 |
ИТОГИ:
Высокий уровень 84 - 70 баллов _____________________________
Средний уровень 69 - 50 баллов _____________________________
Низкий уровень 49 - 25 баллов _____________________________
Слабый уровень подготовки 24 и ниже ____________________________
ВЫВОД:_____________________________________________________________
Приложение 2
Конспект логопедического занятия.
Цель: закрепить и обобщить знания детей по звукам речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный)
- закрепить умения детей давать полную характеристику звукам речи.
- совершенствовать навыки звукового анализа.
- закрепить умения выделять первый и последний звук в слове.
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги.
- закрепить умения определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, активизировать мыслительную деятельность.
-развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза.
-развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, конверт с письмом, разрезные буквы, кораблики.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
2.Осн. часть:
Звук ветра.
- Ребята, что это за звук?
- Ветер. Он все усиливается!
- Что это он принес?
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки». Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру!
Развитие дыхания
Работа над речевым дыханием «Ветерок». Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай и кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза.
- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки.
-Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что ...КИТ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... ВОЛК
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает ... КОРОВА
Над лесом солнца луч потух...
Крадётся царь зверей... ПЕТУХ!
- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву).
Дети получают букву З. (Выставляется на магнитную доску)
Ребята, чтобы правильно выговаривать все звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка!
Развитие артикуляционной моторики
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Произношение слов со звуком [З].
-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З].
Определение позиции звука [З].
«Подберите картинки по схеме» Теперь ребята садитесь за столы. внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [З] слышится в начале). Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук.
- Молодцы! Ну, снова в путь!
- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РА - РА — начинается игра.
ЛИ – ЛИ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛА - ЛА – осторожно, здесь скала
УРЬ - УРЬ - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – ШО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЖУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – ЩУ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРО - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – РЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У!
Дети получают букву У. (Выставляется на магнитную доску)
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ СЛОГОВ.
- Сколько слогов в слове? (с мячом) кро-ко-дил,слон, жи-раф,зе-бра
- Молодцы! Вы справились!
Падежное управление
Игра «Есть- нет» со словами крокодил, жираф, зебра.
Дети получают букву К (выставляется на магнитной доске)
- Как обрадовались животные! Они весело запели! Послушаем их веселую песню и потанцуем вместе с ними!
Физминутка «У жирафа»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Составление предложений
- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье… (прыжки по квадратам, составление схемы предложения).
- Молодцы!
Дети получают букву В (выставляется на магнитной доске).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта).
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
- Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
Звуковой анализ и синтез
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему слова ЗВУК.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК» (ТИКО)
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
3. Итог занятия.
Звук ветра. Ещё одно письмо. «Королева острова Правильной речи и жители этого острова – Звуковички приветствуют вас! Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.»
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. А вот подарки, которые прислала для вас Королева острова Правильной речи. Я благодарю вас. Спасибо!
Конспект логопедического занятия с инструктором физической культуры.
Цель: закрепить и обобщить знания детей по звукам речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный)
- закрепить умения детей давать полную характеристику звукам речи.
- совершенствовать навыки звукового анализа.
- закрепить умения выделять первый и последний звук в слове.
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги.
- закрепить умения определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, активизировать мыслительную деятельность.
-развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза.
-развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: предметные картинки, письмо с загадками, флажки, кубики, сюжетные картинки, стенды, мячики.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Я принесла вам загадки, давайте их отгадаем.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (буквы)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Как зовут меня?(тетрадь)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
2. Осн. часть
-На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
-Чем гласные отличаются от согласных? (гл.з. - можно петь, воздуху не мешает преграда, согл.зв. петь нельзя, воздух встречает преграду)
-Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
-Назовите гласные звуки (А, О,У, И, Ы, Э)
-Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем? (твердые и мягкие, твердые — синим цветом, мягкие — зеленым цветом)
-Назовите согласные звуки (П, М, К, С,...)
Игра «Звуки заблудились» (Определение места звука в слове)
Ребенок говорит, где спрятался звук и говорят его характеристику, поднимая флажки.
- Где спрятался звук Т в слове КОТ?
- Где спрятался звук М в слове МАК?
- Где спрятался звук C в слове МАСКА?
- Где спрятался звук О в слове ОСЛИК?
- Где спрятался звук Н в слове НОС?
- Где спрятался звук С в слова ЛОСЬ?
Молодцы, мы со всем справляемся.
Игра «Какое слово?»
На кубиках написаны слоги, вам необходимо составить слова, выбивая мячиком слоги по очереди.
зу-бы, со-ба-ка, кни-га, но-га, шу-ба, ко-ро-ва, ру-ка, сло-во, ва-за
- Умницы!
Подвижная игра «Один, два, три»
Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» - дети смотрят на выставленную картинку и строятся в колонну по одному, парами, тройками, в зависимости от количества слогов в слове.
Игра «Правильно назови листья».
Детям были даны листья (картинки) и предлагалось правильно их назвать. Речевой материал: лист дуба – дубовый, лист берёзы – берёзовый, лист липы – липовый, лист рябины – рябиновый, лист клёна – кленовый, лист смородины – смородиновый, шишка из сосны – сосновая, шишка из ели – еловая.
«Подбери слово-признак» (прилагательное)
К словам: зубы, собака, книга, нога, шуба, корова, рука, слово, ваза
«Составь предложение»
Вам нужно подойти к столикам, разложить картинки в правильной и последовательности и составить предложения.
3. Итог занятия
-Вы справились со всеми заданиями, молодцы!
-Какие игры были для вас сложными, а какие легкими?
Приложение 3
Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе»
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.
Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.
От чего зависит успеваемость ребенка в школе?
Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:
- развитый физический слух;
- нормальное физического развитие будущего школьника;
- развитая общая и мелкая моторика;
- нормальная работа центральной нервной системы;
- любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
- правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
- готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.
Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.
Значение речевого развития при подготовке к школе
Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.
Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.
К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.
Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.
Что означает речевая готовность к школе
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
- умение четко и внятно произносить все звуки речи;
- возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
- умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
4. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:
- Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
- Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
- Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
- Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
- Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.
На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.
В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.
Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:
- умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
- употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
- умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо –голубое,трава – зеленая);
- умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
- умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
- понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
- понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
- понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
- понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
- понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
- умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.
6. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:
- использование развернутой фразовой речи;
- работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.
- умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам;
- пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
- поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
- нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
- умение развернуто описывать окружающие предметы;
- внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
- умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
- умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.
Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.
ожение 4
Приложение 4
Результаты стартовой и итоговой диагностики.
Начало проекта
Конец проекта
По данным диагностики выявлено следующее:
1) В начале года заметно преобладает низкий и средний уровни речевой готовности детей к школе;
2) На конец года заметно увеличение словарного запаса детей, улучшение фонематического слуха, а так же повышена степень освоения детьми грамматического строя родной речи.
3) Так же в конце года заметны значительные улучшения умения слушания.
У большей части детей (82 %) произошла динамика в речевом развитии.
Приложение 5
Анкета для родителей
«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе.
Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
- Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?
- Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
- Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
- Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с взрослыми?
- Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
- Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
- Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
- Умеет ли считать до 20 и обратно?
9. Может ли сравнивать числа и предметы?
- Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
- Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
- Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
- Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?
- Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
- Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
- Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
- Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
- Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
- Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
- Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
- Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)?
- Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлён?
Соотнесите свои ответы с ключом:
- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.
Подсчитайте общее количество баллов.
Если оно составляет:
20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.
15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.
14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет ребёнку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...