Опыт работы по теме: «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
статья по логопедии на тему

Фоминых Светлана Анатольевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_olkova.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного

возраста с ОВЗ».

Актуальность:

        У большинства современных детей, посещающих логопедические пункты, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Цель состоит в использовании информационно-компьютерных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретический аспект:

        В научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации образования, часто встречаются такие синонимические выражения, как «новые информационные технологии», «современные информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные технологии» и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.

        Слово «технология» в переводе с греческого означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом обычно принято понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.

        Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством реализации информационной технологии является компьютер.  Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Практический аспект:

        Свою деятельность по применению информационно-компьютерных технологий в работе с детьми я начала с:

- изучения различных методических рекомендаций для работников дошкольных образовательных учреждений, ознакомилась с материалами по данной проблеме в журналах «Логопед», «логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание» и т.д.;

- ознакомления с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

- изучения требований к составлению презентаций;

- посещения семинаров по данной теме (д/с № 18 «Рябинка»);

- обучения на курсах по ИКТ;

- выступления на совете педагогов ДОУ «Использование ИКТ в работе с детьми», «ИКТ-компетентность педагога»;

- участия в творческой группе по сетевому взаимодействию «Диалог онлайн»;

- участия в работе центра образования, науки и права «Перспектива» г. Омутнинска.

        На данном этапе своей практической деятельности использую мультимедийные презентации, изготовленные мной, и презентации из сети интернет, предварительно проанализировав их. Презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Создавая презентации, учитываю особенности зрительного восприятия и внимания детей с ОВЗ. Фон презентации выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойный, не раздражающий зрение цветов.

        При разработке презентаций придерживаюсь общедидактических и специальных принципов:

- принцип научности – ребенок получает достоверные сведения об окружающем мире;

- принцип доступности – задания подбираются в соответствии с возрастом ребенка, с учетом зоны его актуального и ближайшего развития. Лексический материал должен быть доступен для ребнка;

- принцип последовательности и систематичности – при создании презентации задания выстраиваются от простого к сложному. Одни и те же типы заданий повторяются в разных презентациях, но на более сложном материале;

- принцип наглядности – формат презентаций позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов;

- принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей;

- принцип системного подхода к обучению и воспитанию –презентации включают как упражнения на развитие устной речи, так и на профилактику нарушений письменной речи.

        Перед началом работы необходимо заручиться согласием родителей на использование компьютера в работе с ребенком, выяснить, нет ли у него противопоказаний для занятий на компьютере.

        В течение недели традиционные занятия сочетаю с занятиями на компьютере. На всех занятиях компьютер используется, как дополнительное средство работы в течение недлительного времени (5-10 минут), периодически побуждая ребенка переводить взгляд с экрана. Презентации использую по разным направлениям логопедической работы в качестве демонстративного материала.

        Для проведения артикуляционной гимнастики использую презентации с демонстрацией артикуляционных упражнений в красочной форме, а также презентации под названием «Сказка о веселом язычке», «Прогулка Язычка». Для работы над звуковой стороной речи использую мультимедийные презентации в качестве наглядного пособия и демонстрационного материала. Для работы над смысловой стороной речи использую презентации на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ.

        Таким образом, анализируя свой опыт практической работы можно сделать следующие выводы:

Дети с удовольствием ходят на логопедические занятия, на протяжении всего занятия дети проявляют интерес и стремление достичь поставленной цели, лучше усваивают программный материал, стимулируют приобретение новых знаний, повышается мотивация у детей. Дети воспринимают логопеда, как помощника, к советам которого нужно прислушиваться.

        В перспективе использование мультимедийных презентаций для мониторинга, создание и использование интерактивных игр на логопедических занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"

Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»

Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».

Прием «Кластер» я  использую,  как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. ...

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...

Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

   Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...