«Развивающие карточки для детей, как инструмент для поддержки и развития речевых навыков у малышей».
материал по логопедии (младшая группа)
С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребёнка.
В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи, это значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В неё входят дети с моторной алалией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_rannyuyu_pomoshch.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающие карточки для детей, как инструмент для поддержки и развития речевых навыков у малышей».
С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребёнка.
В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи, это значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В неё входят дети с моторной алалией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребёнка и определения этапов квалификационной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь, но и развивать психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.
Логопедическая работа с детьми первых лет жизни имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями. В период младенчества и раннего возраста основы речевой функции только закладываются, следовательно, о проявлении каких-либо нарушений речи говорить в этом возрасте неуместно. Первый год жизни ребенка рассматривается как доречевой период, и в это время одним из возможных проявлений дизонтогенеза является задержка доречевого развития, именно с такими речевыми диагнозами чаще всего мы сталкиваемся в результате диагностирования детей раннего возраста.
В настоящее время описано множество разнообразных методик, чтобы помощь ребёнку с задержкой речевого развития. Исходя из изученных мною методик я убедилась в том, что эффективным является методика – Глена Домана.
Глен Доман (1920 - 2013)– американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения. Он первым начал заниматься с новорождёнными детьми.
Для обучения Доман взял старинную англо-германскую систему: показ и проговаривание целого слова.Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне.
Он уверен, что начинать учить ребенка читать следует в год или даже раньше. Такое раннее обучение станет импульсом к дальнейшему успешному развитию малыша.
Доман считает, что «Человеческий мозг - это совершенный компьютер, который подчиняется такой же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
В раннем возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слова слишком быстро показывают и часто меняют и малыш не успевает к ним привыкнуть). Таким образом, получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно.
Итак, в чём основа методики Глена Домана? Основа методики Домана – регулярные занятия и взаимосвязь интеллектуального и физического развития ребенка. Её главные положения таковы: Мозг ребенка должен ежедневно получать нагрузку, только в этом случае он будет интенсивно развиваться. По теории Домана, наиболее активно мозг растет до трех лет.
Суть методики
Занятия по методике Домана предусматривают демонстрацию карточек с изображением слов, точек и ярких картинок. Их можно купить готовыми либо найти в интернете и распечатать в домашних условиях. Для самых маленьких детей карточки имеют размер примерно 20х30 см, дошкольники могут заниматься с карточками 10х15 см.
Запоминая карточки с изображением и целым словом, малыш будет помнить образ слова, далее сможет найти его в тексте. С помощью карточек также можно вести обучение счету до ста и изучать иностранный язык. Заниматься нужно ежедневно (лучше проводить занятия несколько раз в день), уделяя тренировкам суммарно по 2-5 минут в день. Если ребенок занимается с удовольствием, не прерывайте урок, но перерыв следует сделать сразу при проявлении негатива у малыша.
Для успешного и комфортного обучения необходимо создать соответствующую обстановку. Готовиться к урокам нужно заранее, продумывая расписание занятий, не готовить демонстрационные материалы в спешке. Ребенку нужно чаще предлагать новый материал, не зацикливаясь на уже пройденном.
Для положительных результатов необходимо придерживаться рекомендаций автора методики. Определяя тему очередного блока, нужно учитывать физическое состояние ребенка и его возраст. Блоки изучаются подробно, постепенно переходя от одного к другому, перескакивая хаотично с темы на тему нельзя.
Существуют карточки разного вида. При диагностировании было выявлено, что ребёнку необходима ранняя помощь в сфере – речь, то тут эффективен метод Глена Домана. Для неговорящих детей – карточки «звукоподражание». На каждой подражалке представлена яркая иллюстрация и описание звука, который издается в конкретном случае. Картинка – привлекает ребёнка. Помогает ему зафиксировать внимание на карточке. А звук который издаёт педагог, создаёт чёткую ассоциацию с конкретным животным (птицей, предметом) и вызывает желание повторить его.
Для малышей, которые знакомы со звуками можно использовать карточки – чистоговорки, с помощью таких карточек можно предупредить логопедические нарушения у ребёнка и в будущем улучшить его речевые навыки.
А также можно использовать набор книг (8 книг по различным темам). Они помогают развивать у детей навыки восприятия, память, мелкую моторику, а также развивают речь и языковые навыки.
Как работать с карточками Домана?
1-й день:
В течение 5-20 секунд показываем ребенку друг за другом пять карточек со словами и четко произносим написанное на них: «мама», «папа», «собака» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.
2-й день:
Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.
3-й день:
Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.
4-й и 5-й день:
Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.
6-й день:
Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.
Из положительных сторон методики Домана следует выделить ранний возраст для обучения счету, чтению и познаний о мире – буквально с трех месяцев от рождения. Результат – задолго до поступления в первый класс ребенок освоит часть школьных знаний, каждый день получая большое количество информации и обгоняя своих одногодок в развитии. Также благодаря рассматриванию карточек малыш тренирует зрительную и слуховую память.
А поскольку на показ карточек уходят секунды, тренировки по методики Домана – отличная альтернатива скучным занятиям за столом, ведь заниматься можно в форме игры, в любом месте и в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «КАКАЯ КАРТИНКА ЛИШНЯЯ»
В ходе игры ребёнок сможет закрепить порядковый счёт в пределах 5, умение правильно согласовывать существительные с числительными. Игра так же способствует развитию внимания и мышления младшего дошкол...
«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта: ИсследовательскийПроблема: У дете...
Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия животных и их детёнышей).
Дидактическое пособие - игра "Где чьи малыши?" состоит из карточек - картинок с изобращением взрослых животных и птиц и их детёнышей. Подходит для игр с детьми старше 1,5 лет....
Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....
Педагогический час «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича».
Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игр Воскобовича для развития речевых навыков....
Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»
Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»...