Педагогический час «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича».
методическая разработка по развитию речи
Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игр Воскобовича для развития речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_chas.docx | 17.8 КБ |
pedchas.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический час
23.01.2020 г.
14-00 ч.
Тема: «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича».
Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игр Воскобовича для развития речевых навыков.
Показателем развития ребенка является речь, как важнейшая психическая функция человека. Как доказывают исследователи, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.
Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма.
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (ФГОС ДО)
Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Также совершенствуется процесс внимания, происходит знакомство с орфографией, развитие речи и интеллекта, развивается память, расширяется словарный запас, совершенствуются процессы мышления.
В детской деятельности используются такие игры на буквенный анализ слов, как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Геоконт», «Шнур-затейник» составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв в пособии «Яблонька» развивает у детей умение самостоятельно принимать общее для всех решение, учитывать умение других, слушать и слышать другого.
Работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными, работа над отрабатыванием предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов,осуществляется с помощью следующих упражнений: например, изучая тему «Посуда» детей можно попросить продолжить предложения с выложенным контуром чашки, изменяя слово, обозначающее предмет посуды по падежам, образование множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных существительных, например, (резинка-резиночка, дом-домик, паук-паучок. Работа над связной речью (составление рассказов по заданному персонажу, развитие фонематического слуха, например, пособие «Коврограф» - ПаВлин – правый верхний угол коврографа, ЛаНь – левый нижний).
На «Геоконте» для обозначения точек используются буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом» выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия, развивая внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций. В процессе использования с детьми технологии Воскобовича педагог закрепляет поставленные звуки в словах, предложениях, развивает слухо- речевой самоконтроль детей.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ Первый этап Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Второй этап Знакомство со слогами. Слияние букв. Третий этап Слоговое чтение. Чтение простых слов.
ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА Задачи игры: знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; - составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; - знакомство с орфографическими исключениями русского языка; - конструирование слов и простых предложений; - использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов; - внимание, память, мышление.
Складушки: Игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. В пособие входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.
Конструктор букв, эрудиты снеговик, ромашка, яблонька: «Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С его помощью ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
ЧИТАЙКА НА ШАРИКАХ Развивает: формирование интереса к чтению; различение звонких, глухих согласных звуков; звуковой анализ слов; деление слов на слоги и произвольные части; слоговое чтение; конструирование и чтение слов, словотворчество; внимание, память, воображение, мышление; мелкую моторику рук.
Придумывание собственных небольших сказок – Геовизор - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Составляя сюжетный рассказ, малыш придумывает новых героев, старается придерживаться определенной линии повествования - это отлично сказывается на развитии логики и фантазии. На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Когда ребенок освоит данную систему координат, взрослый сможет проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение. Благодаря этому пособию у ребенка будет развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук.
Ребёнок самостоятельно по точкам, которые проговаривает воспитатель. К получившемуся Изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает что у него получилось. При составлении описательного рассказа о получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения. Получившиеся образы помещаются на Коврограф, детям предлагается сначала объединить сюжетом два или три образа, постепенно задача усложняется: Предлагается всех героев объединить единым Сюжетом (поселить в одну сказку). Дети составляют сказки. Рисунки сшиваются в книжку-малышку. Книжки Помещаются в волшебный сундучок. В свободное время дети «читают» эти сказки друг другу.
Дети выполняют задания из альбома, что способствует зрительной концентрации, развитию мелкой моторики, закреплению букв и цифр, ориентировке в пространстве. В тоже время дети проговаривают каждое своё действие и дают словесную характеристику тому образу который они создали. Альбом фигур
Таким образом, при использовании развивающих игр Воскобовича в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности у детей развиваются все речевые навыки, уже начиная с 2 летнего возраста можно использовать эти игры при знакомстве с звуками, буквами, при описании предметов и сюжетов. В более старшем возрасте играя с развивающими играми Воскобовича, можно легко и непринужденно научить детей читать, т.к. обучение происходит в игре.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами . В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Совершенствуется процесс внимания Развивается память Совершенствуются процессы мышления Совершенствуется словарный запас Происходит знакомство с орфографией
Подготовка к обучению чтению Первый этап Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Второй этап Знакомство со слогами. Слияние букв. Третий этап Слоговое чтение. Чтение простых слов.
ТЕРЕМКИ Воскобовича Задачи игры : знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; - составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; - знакомство с орфографическими исключениями русского языка; - конструирование слов и простых предложений; - использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов; - внимание, память, мышление.
Складушки Игра, предназначенная для обучения детей 2-4 лет чтению по складовой системе. В пособие входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.
Конструктор букв, эрудиты снеговик, ромашка, яблонька «Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С его помощью ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.
Читайка на шариках Развивает: формирование интереса к чтению; различение звонких, глухих согласных звуков; звуковой анализ слов; деление слов на слоги и произвольные части; слоговое чтение; конструирование и чтение слов, словотворчество; внимание, память, воображение, мышление; мелкую моторику рук.
Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Составляя сюжетный рассказ, малыш придумывает новых героев, старается придерживаться определенной линии повествования - это отлично сказывается на развитии логики и фантазии.
Геовизор На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Когда ребенок освоит данную систему координат, взрослый сможет проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение. Благодаря этому пособию у ребенка будет развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук.
Ребёнок самостоятельно по точкам, которые проговаривает воспитатель, к получившемуся изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает что у него получилось. При составлении описательного рассказа о получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения. Получившиеся образы помещаются на Коврограф, детям предлагается сначала объединить сюжетом два или три образа, постепенно задача усложняется: Предлагается всех героев объединить единым сюжетом (поселить в одну сказку). Дети составляют сказки. Рисунки сшиваются в книжку-малышку. Книжки помещаются в волшебный сундучок. В свободное время дети «читают» эти сказки друг другу.
Таким образом, при использовании развивающих игр Воскобовича в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности у детей развиваются все речевые навыки, уже начиная с 2 летнего возраста можно использовать эти игры при знакомстве с звуками, буквами, при описании предметов и сюжетов. В более старшем возрасте играя с развивающими играми Воскобовича, можно легко и непринужденно научить детей читать, т.к. обучение происходит в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О.А."
Практико-ориентированный проект разработан для всех возрастных категорий детей дошкольного возраста с участием педагогов и профильных специлистов....
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр. ...
Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А."
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В.Воскобовича
Презентация к занятию...
Консультация для родителей "Всестороннее развитие личности ребенка через использование развивающих игр Воскобовича"
laquo;Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний. Можно бороться с желаниями ребенка, можно потакать его случайным прихотям. А можно воспитывать сами стремления, обогащать их. Создавать п...
Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".
Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....
Развитие речевой активности через использование инновационных технологий
Развитие речевой активности через использование инновационных технологий. Формирование связной речи посредством технологии«Сторителлинг» («рассказывание историй&raqu...