Педагогический час «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича».
методическая разработка по развитию речи

Позднякова Наталья Валерьевна

Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игр Воскобовича для развития речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_chas.docx17.8 КБ
Office presentation icon pedchas.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический час

23.01.2020 г.

14-00 ч.

Тема: «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича».

Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игр Воскобовича для развития речевых навыков.

Показателем развития ребенка является речь, как важнейшая психическая функция человека. Как доказывают исследователи, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.

Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма.

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (ФГОС ДО)

  Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Также совершенствуется процесс внимания, происходит знакомство с орфографией, развитие речи и интеллекта, развивается память, расширяется словарный запас, совершенствуются процессы мышления.

   В детской деятельности используются такие игры на буквенный анализ слов, как «Конструктор букв»«Прозрачные буквы, цифры»«Геоконт»«Шнур-затейник» составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв в пособии «Яблонька» развивает у детей умение самостоятельно принимать общее для всех решение, учитывать умение других, слушать и слышать другого.

Работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными, работа над отрабатыванием предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов,осуществляется с помощью следующих упражнений: например, изучая тему «Посуда» детей можно попросить продолжить предложения с выложенным контуром чашки, изменяя слово, обозначающее предмет посуды по падежам, образование множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных существительных, например, (резинка-резиночка, дом-домик, паук-паучок. Работа над связной речью (составление рассказов по заданному персонажу, развитие фонематического слуха, например, пособие «Коврограф» - ПаВлин – правый верхний угол коврографа, ЛаНь – левый нижний).

На «Геоконте» для обозначения точек используются буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом» выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия, развивая внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций. В процессе использования с детьми технологии Воскобовича педагог закрепляет поставленные звуки в словах, предложениях, развивает слухо- речевой самоконтроль детей.

 ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ Первый этап Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Второй этап Знакомство со слогами. Слияние букв. Третий этап Слоговое чтение. Чтение простых слов.

 ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА  Задачи игры: знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; - составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; - знакомство с орфографическими исключениями русского языка; - конструирование слов и простых предложений; - использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов; - внимание, память, мышление.

  Складушки: Игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. В пособие входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

 Конструктор букв, эрудиты снеговик, ромашка, яблонька: «Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С его помощью ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.

ЧИТАЙКА НА ШАРИКАХ Развивает: формирование интереса к чтению; различение звонких, глухих согласных звуков; звуковой анализ слов; деление слов на слоги и произвольные части; слоговое чтение; конструирование и чтение слов, словотворчество; внимание, память, воображение, мышление; мелкую моторику рук.

 Придумывание собственных небольших сказок – Геовизор - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Составляя сюжетный рассказ, малыш придумывает новых героев, старается придерживаться определенной линии повествования - это отлично сказывается на развитии логики и фантазии.  На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Когда ребенок освоит данную систему координат, взрослый сможет проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение. Благодаря этому пособию у ребенка будет развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук.

  Ребёнок самостоятельно по точкам, которые проговаривает воспитатель. К получившемуся Изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает что у него получилось. При составлении описательного рассказа о получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения. Получившиеся образы помещаются на Коврограф, детям предлагается сначала объединить сюжетом два или три образа, постепенно задача усложняется: Предлагается всех героев объединить единым Сюжетом (поселить в одну сказку). Дети составляют сказки. Рисунки сшиваются в книжку-малышку. Книжки Помещаются в волшебный сундучок. В свободное время дети «читают» эти сказки друг другу.

Дети выполняют задания из альбома, что способствует зрительной концентрации, развитию мелкой моторики, закреплению букв и цифр, ориентировке в пространстве. В тоже время дети проговаривают каждое своё действие и дают словесную характеристику тому образу который они создали. Альбом фигур

Таким образом, при использовании развивающих игр Воскобовича в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности у детей развиваются все речевые навыки, уже начиная с 2 летнего возраста можно использовать эти игры при знакомстве с звуками, буквами, при описании предметов и сюжетов. В более старшем возрасте играя с развивающими играми Воскобовича, можно легко и непринужденно научить детей читать, т.к. обучение происходит в игре.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический час «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича». Подготовила: старший воспитатель Позднякова Н.В МКДОУ д/с «Ручеёк» 2020 г.

Слайд 2

ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Слайд 3

Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами . В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством.

Слайд 4

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Совершенствуется процесс внимания Развивается память Совершенствуются процессы мышления Совершенствуется словарный запас Происходит знакомство с орфографией

Слайд 5

Подготовка к обучению чтению Первый этап Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Второй этап Знакомство со слогами. Слияние букв. Третий этап Слоговое чтение. Чтение простых слов.

Слайд 6

ТЕРЕМКИ Воскобовича Задачи игры : знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; - составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; - знакомство с орфографическими исключениями русского языка; - конструирование слов и простых предложений; - использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов; - внимание, память, мышление.

Слайд 7

Складушки Игра, предназначенная для обучения детей 2-4 лет чтению по складовой системе. В пособие входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Слайд 9

Конструктор букв, эрудиты снеговик, ромашка, яблонька «Конструктор букв» развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С его помощью ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ.

Слайд 10

Читайка на шариках Развивает: формирование интереса к чтению; различение звонких, глухих согласных звуков; звуковой анализ слов; деление слов на слоги и произвольные части; слоговое чтение; конструирование и чтение слов, словотворчество; внимание, память, воображение, мышление; мелкую моторику рук.

Слайд 11

Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Составляя сюжетный рассказ, малыш придумывает новых героев, старается придерживаться определенной линии повествования - это отлично сказывается на развитии логики и фантазии.

Слайд 12

Геовизор На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Когда ребенок освоит данную систему координат, взрослый сможет проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение. Благодаря этому пособию у ребенка будет развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук.

Слайд 13

Ребёнок самостоятельно по точкам, которые проговаривает воспитатель, к получившемуся изображению ребёнок дорисовывает детали, чтобы получился какой-либо образ. После выполненной работы ребёнок рассказывает что у него получилось. При составлении описательного рассказа о получившемся образе ребёнок использует слова-определения, глаголы, сравнения. Получившиеся образы помещаются на Коврограф, детям предлагается сначала объединить сюжетом два или три образа, постепенно задача усложняется: Предлагается всех героев объединить единым сюжетом (поселить в одну сказку). Дети составляют сказки. Рисунки сшиваются в книжку-малышку. Книжки помещаются в волшебный сундучок. В свободное время дети «читают» эти сказки друг другу.

Слайд 14

Таким образом, при использовании развивающих игр Воскобовича в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности у детей развиваются все речевые навыки, уже начиная с 2 летнего возраста можно использовать эти игры при знакомстве с звуками, буквами, при описании предметов и сюжетов. В более старшем возрасте играя с развивающими играми Воскобовича, можно легко и непринужденно научить детей читать, т.к. обучение происходит в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О.А."

Практико-ориентированный проект разработан для всех возрастных категорий детей дошкольного возраста с участием педагогов и профильных специлистов....

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр.     ...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А."

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Консультация для родителей "Всестороннее развитие личности ребенка через использование развивающих игр Воскобовича"

laquo;Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний. Можно бороться с желаниями ребенка, можно потакать его случайным прихотям. А можно воспитывать сами стремления, обогащать их. Создавать п...

Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....

Развитие речевой активности через использование инновационных технологий

Развитие речевой активности через использование  инновационных технологий. Формирование связной речи посредством технологии«Сторителлинг» («рассказывание историй&raqu...