Мастер-класс для педагогов ДОУ «Реализация парциальной программы «Омское Прииртышье» на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии

Трушникова Алла Геннадьевна

Цель – познакомить педагогов с  приёмами работы учителя-логопеда по воспитанию у дошкольников патриотического чувства через приобщение к знаниям о родном крае и своей малой родине.

Задачи:

1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью повышения  уровня профессиональной  компетенции ;

2.Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

в воспитательно – образовательном процессе  игровых приёмов по реализации вариативной программы «Омское Прииртышье»;

3.Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Омское Прииртышье37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Трушникова А.Г.,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

Исилькульский МР

Г. Исилькуль

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Реализация парциальной программы «Омское Прииртышье» на логопедических занятиях

Цель – познакомить педагогов с  приёмами работы учителя-логопеда по воспитанию у дошкольников патриотического чувства через приобщение к знаниям о родном крае и своей малой родине.

Задачи:

1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью повышения  уровня профессиональной  компетенции ;

2.Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

в воспитательно – образовательном процессе  игровых приёмов по реализации вариативной программы «Омское Прииртышье»;

3.Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Прогнозируемые результаты:

  1. Расширение знаний о возможностях использования игровых приёмов,

 как одного из способа мотивации в образовательном процессе при реализации регионального компонента  АОП ДОУ.

2. Получение участниками мастер-класса практических навыков использования перечисленных методов в образовательном процессе.

Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники дошкольных учреждений.

Продемонстрировать педагогом эффектные методы и приемы работы с детьми по рассматриваемой проблеме;

Ход мастер-класса:

Подготовительно-организационный момент

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.

Тема моего мастер класса: «Реализация  парциальной программы «Омское Прииртышье» на логопедических занятиях.

      Программа «Омское Прииртышье» - это вариативная образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования к части, формируемой участниками образовательных отношений и включена в Адаптированную образовательную программу нашего учреждения.

      Сколько выделено разделов в программе Омское Прииртышье? (пять):

  • «Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

«Введение в мир литературы Омского Прииртышья»

     Сегодня я  хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами работы учителя-логопеда с детьми, которые использую в своей работе по патриотическому воспитанию, обогащению словарного запаса и развитию лексико-грамматических категорий.

      Итак в разделе «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья» для детей подготовительной группы я предлагаю рассмотреть старые фотографии нашего города и узнать, как выглядит  это здание сейчас.. Такое упражнение, я думаю, поможет вызвать интересы у детей к облику старого Исилькуля. Либо для детей старшей группы предлагаю в начале занятия   для того, чтобы разбиться на пары собрать две части одной фотографии, с изображением какой либо городской достопримечательности.

  • Игра «Назвать слова-родственники к слову «Город» (городской, загородный, горожанин, горожанка, городок, городище, иногородний,  города, городской, городничий, городишко, пригородная).

  • Игра «Скажи со словом «городской», «Исилькульский» (кинотеатр, дворец культуры, дворец спорта, музей, библиотека, парк, дом, храм, магазин, школа, детский сад и т.д.) (картинки).

  • Игра «Что у нас, а что у вас?» (усвоение сравнительной степени прилагательных)

В нашем городе деревья высокие, ... а в вашем городе  (Омске) еще выше.
-  деревья зеленые, старые, большие, роскошные;

-  улицы длинные,  шумные, короткие, нарядные, чистые,  

   благоустроенные;

- дома  большие, прекрасные, прочные;

- люди добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые.

  • Упражнение «Скажи наоборот»:

                  Омск город большой, а  Исилькуль маленький;

                  В Омске улицы длинные, а в Исилькуле улицы ...;

                  В Омске улицы широкие, а в Исилькуле улицы ...;

                         В Омске дома высокие, а в Исилькуле  ...;

                  Омск днем город шумный, а Исилькуль днем...;

  • Игра «Кто знает улицы в нашем городе»

   Выберите улицу нашего города  

   ( Кибаля- Бархатовой,   Коммунистическая- 6 Линия, Первомайская-    

     Любинская,   Советская- Бударина,  Механизаторов- Завертяева,    

     Комсомольская-   Белозёрова).

. 

  • Игра  «Выложи звуковую схему слова «Омск»;
  • Игра «Сложить пазл «Герб Омска», «Герб Исилькуля», сложи карту Исилькульского МР, карту Омской области.

  • Игра «Измени слово». Измени слово Исилькуль по падежам:

В Омской области есть город….

Из Омска можно доехать на электричке до….

Красивые берёзовые рощи можно видеть подъезжая к…

Новые современные здания украшают …

Гуляя по городу я любуюсь  …

Я расскажу друзьям о …..

      В рамках знакомства с прикладным творчеством жителей Оского Прииртышья  проводится

 Игра «Нарисуй по клеточкам узор на варежках»,

  • Научить детей чётко произносить название родного города, детского сада.  Отработать чёткое произношение предложений рассказа: 

    Я живу  в городе Исилькуле, на улице… Наш детский сад находится – на улице Первомайской.  

    Учить чётко отвечать на вопросы:

- В каком городе ты живёшь?

- На какой улице? 

- На какой улице твой детский сад?  (схема рассказа)

      О прикладном творчестве на логопедических занятия х можно рассказать через выполнение рисунка узора на варежках, сначала по образцу, а затем попросить детей самостоятельно придумать такой узор.

    А сейчас хочу предложить вашему вниманию несколько практических идей по реализации пяти разделов  парциальной программы «Омское Прииртышье» на логопедических занятиях на материале одной лексической темы и попрошу вас быть моими помощниками. Готовы? Тогда начинаем.

      И для начала я хочу выяснить ответы на следующие вопросы, чтобы мы могли поделиться на группы:

- Пройдите за первый стол те, кто родился в городе Исилькуль.

- Пройдите за второй стол те, кто родился в Исилькульском МР.

- Пройдите за третий стол те, кто родился в Омской области.

- За четвёртый стол хочу пригласить тех коллег, которые родились за

   пределами Омской области.

- И, наконец, пятый стол пусть займут те коллеги, кто более пяти  лет живет в

   Омской области (те кто знает более 5 районов Омской области).  

- Ну вот, мы с вами немного узнали друг друга.

- А теперь хочу спросить вас: готовы ли вы рассказать детям о нашей Омской

  области, имеющей уникальную совокупность природных, экономических и  

  социокультурных условий. Для каждого стола выбран один раздел

   программы по которому они будут выполнять задание в течение пяти

   минут.

           Героями нашего мастер-класса станут Миша и Наташа.

 
  Стол №1.

         Раздел «Введение в мир природы и экологии Омского  Прииртышья»:

Посмотрите на изображение цветов и помогите Мише и Наташе определить, какой из цветов лишний и почему? (ромашка-луговой цветок, а роза, астра, тюльпан -садовые).

         

     Задание для 1 стола. Д/упражнение  «Скажи  какая» (игра с прищепками)  - закреплять в речи имена прилагательные. (по  кругу)

Придумать и запишите  , как можно больше слов-признаков к слову «ромашка».

       - Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят приятные слова. Скажите, ромашка,  какая?  На каждое слово прицепляем прищепку. 

 (Красивая, нежная, трепетная, свежая, ароматная, молодая, весенняя, садовая, полевая, лекарственная, крупная, мелкая, скромная).   

     Ромашки издревле считаются символом любви: девушки гадают на лепестках «любит»-«не любит», доверяют цветку свои сердечные тайны. Из цветов также плетут венки, делают обереги и украшения, поэтому он не случайно выбран в качестве символа праздника, который мы отмечаем летом. В день  этого  праздника вовсю цветут эти цветы на полях и лугах. Вы догадались о каком празднике идет речь?

 

Стол №2

Раздел «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»

     Об удивительной, местами трогательной любви князя и простой крестьянки наверняка слышали многие. Почитать благоверных, как покровителей семейного счастья на Руси было принято давно. Даже обычай существовал именно в этот день заключать брак. Первый памятник этим святым появился в городе Муром  8 июля 2008г. И теперь уже, практически нет ни одного крупного города, где бы не было памятника, посвященного этим святым.

    Задание для стола №2. Посмотрите на фотографии, которые находятся у вас на столе и выберите памятник святым, который находиться в городе Омске и назовите  имена благоверных. Прочитайте текст на обороте фотографии.

   Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

 В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его - Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами.     Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли  в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

Так гласит легенда.

После прочтения задаёт вопросы:

В каком городе княжил Павел?

Как звали его брата?

Кто прилетал к жене Павла?

При помощи чего Петр расправился со змеем?

Что случилось с Петром?

Как исцелился Петр?

Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним  текст.

Стол №3

Раздел «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»

Сейчас я хочу предложить  помочь мальчику Мише собрать для Наташи ромашку из лепестков, на которых  нарисованы люди самых востребованных профессий в Омской области.

Задание для стола №3

Найдите по описанию или загадке нужную профессию и соберите ромашку.

Повар-кондитер, агроном, программист, фармацевт, графический дизайнер, полицейский.

    Миша решил помогать дедушке и отцу выращивать пшеницу и хочет пойти учиться на агронома. Дедушка уже научил его отбирать пригодные для посева семена. Хотите Миша и вас научит?

     Опустите семена в стакан с водой. Видите, одни семена опустились на дно, а другие нет. Как вы думаете, что это означает? Семена, которые опустились на дно пригодны для посадки, а другие- нет, потому что они внутри пустые. Мы отобрали самые сильные семена. Вот такой отбор семян называется- селекция!

Стол №4

Раздел Введение в мир культуры Омского Прииртышья». В данном разделе я выбрала содержательную линию «Быт и прикладное творчество Жителей Омского Прииртышья». Для  того чтобы рассказать о прикладном творчестве,  заглянем с вами в семью Наташки. По вечерам девушки и женщины в сибирских семьях занимались рукодельем- вязали варежки.      

        Варежки в Сибири были не только предметом одежды, защищавшим людей от холода, узоры на варежках  могли рассказать очень много: например, цепочка из ромбов означала «дерево жизни» или обещала защиту от тёмных сил. Рисунок рыбы был символом плодородия и добра, а разнообразные кресты- это огонь или солнце, которые побеждали любой мороз. «Верёвочный узор» (так называли полосу- зигзаг) на варежке означал пожелание долгих лет жизни её хозяину. На варежках также могли быть узоры из треугольников, звёзд, птиц и цветов. Значения узоров передавались от матери к дочери.

Задание для стола №4. Помогите Наташке, придумайте сибирский узор для варежки и нарисуйте его. Что означает узор на вашей варежке? (картинка варежки)

Стол №5

Раздел «Введение в мир литературы Омского Прииртышья»

- В старые времена не было профессии программист-это современная профессия появилась совсем недавно (в 19 веке). А давайте на минутку представим, как бы Миша «запрограммировал» стихотворение сибирского поэта Тимофея Белозёрова «Ромашка», для своей младшей сестрёнки Наташи, чтобы ей легче было запомнить его.

Задание для 5 стола: Создать мнемотаблицу для заучивания стихотворения  Тимофея Белозёрова «Ромашка».

На ромашку, как на балерину,
Издали любуется лесок.
У неё на лепестки накинут
Паутинки лёгкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы —
Осень настаёт.
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и —
Цветёт!

    Подскажите, к какой лексической теме подойдут данные задания? (Русская национальная культура. Семья. Семейные традиции.)

    Наш край развивается, строятся новые дома, детские сады, школы, открываются новые предприятия, театры, парки, и кому, как ни нам с вами еще в дошкольном возрасте нужно привить чувство патриотизма, гордости и любви  за  свой край.

      Благодаря такой работе, я думаю, дети будут больше знать о своем городе, будут любить и ценить его, знать о его прошлом и настоящем. Ведь нельзя вырастить патриота из « Ивана непомнящего своего родства»

       

 Рефлексия. У меня четыре высказывания, подойдите к одному из них (прикрепите к одному из них ромашку и  аргументируйте, пожалуйста, свою позицию и ваш выбор).
1.Я смогу применять эти игры, потому что….
2.Я не смогу применять эти игры, потому что….
3.Я затрудняюсь ответить, готова ли я применять эти игры, потому что….
4.Я уже использую эти игры!


        Уважаемые коллеги! Спасибо за работу. Всем успехов, удачи и творческого вдохновения!

Литература:

1.Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций / Л. В. Борцова, Е. Н. Гаврилова, М. В. Зенова [и др.]. — 2-е изд., стереотип. — Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2019. — 32 с

2. Методическая разработка: комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории», автор: Екатерина Витальевна Тихомирова , Ивановская область. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/metodicheskaya-razrabotka-komplekt-avtorskikh-logopedicheskikh-igr-romashkovye-istorii-10378/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Реализация образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» средствами программы «Омское Прииртышье» (выступление в рамках пед. марафона в БОУ ДПО "ИРООО")

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  средствами программы «Омское Прииртышье»...

Опыт работы по теме "Реализация образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" средствами программы "Омское Прииртышье"(в рамках 15-го областного педагогического марафона) и статья в Сборнике материалов IХ Межрегиональной НПК

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разде...

Картотека «Подвижные игры Омского Прииртышья» (Парциальная программа «Омское Прииртышье»)

Сибирский край богат своими обычаями, традициями. А как известно, ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Использование сибирских подвижных игр помогают приобщить детей к культуре родног...

Мастер –класс для родителей средней группы: Реализация технологий программы «ПРОдетей», как средство речевого развития «Я открытку маме напишу»

Цель: Создать условия для применения множественных вариантов реализации инновационных технологий программы «ПРОдетей», как средство речевого развития.Задачи: Образовательные:Познакомить с ...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)

Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...