НЕконференция 12.12.2024 Диспраксия
презентация по логопедии

Хабибулина Марина Александровна

Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispraksiya_mo.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диспраксия МБДОУ № 218 Хабибулина М.А. Лотош Ю.И. «ПРАКСИС» - способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Синоним «праксиса» - моторное планирование «ДИС» - нарушение, отклонение от нормы;

Слайд 2

Праксис и движение Эхопраксии - промежуточное звено между праксисом и движением. Подражательный рефлекс,условные рефлексы.развивается в культурной среде.Переходит в Динамический стериоптип . Your Date Your Footer 2 ДВИЖЕНИЕ –относительно элементарный акт (автоматизированный или не автоматизированный), связанный с поддержанием равновесия , тонуса, навыками вращения, ползания, стояния и ходьбы, приема пищи, универсального гуления и лепета. Генетическая программа человека, безусловные рефлексы.

Слайд 3

Структура праксиса Для реализации моторной программы необходимо три этапа : Идеаторное Передаточное Исполнительное 3 Три звена праксиса: Праксис - это произвольное движение в основе которого лежит воля. Диспраксия - это нарушение к способности выполнять целенаправленные двигательные акты. Ребенок не может реализовать моторную программу. На этом этапе происходит замысел движения. Его план, который может корректироваться в процессе двигательной программы. Э тап начинается с мотивации, которая необходима для совершения любого действия . Передаточное звено передает замысел двигательного акта в моторный центр. Реализация моторной программы

Слайд 4

Причины диспраксии Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить: Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия. Генетическая предрасположенность. Наследование по прямой линии (от родителей). В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату. 4 ТОЧНЫХ ПРИЧИН ЗАБОЛЕВАНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ УЧЕНЫМ ВЫЯВИТЬ НЕ УДАЛОСЬ. МОЖНО ГОВОРИТЬ О СОВОКУПНОСТИ ПРОБЛЕМ ПРИ РАЗВИТИИ ПЛОДА, ВЛИЯНИИ ЭКОЛОГИИ , ОБРАЗЕ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОВ.

Слайд 5

Виды диспраксии В зависимости от того, какой участок коры головного мозга не сформирован, выделяют несколько основных видов диспраксии . 5 ПО МЕХАНИЗМУ Эфферентная диспраксия (кинетическая). Проблемы выполнения серии последовательных движений в виде сложности переключения внутри моторной программы. Ребенку трудно переключаться с одного действия на другое (к примеру, ему трудно плавать, бегать или танцевать под быструю музыку). Афферентная диспраксия (кинестетическая). Связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками: печатать на компьютере, застегивать пуговицы и т.д.

Слайд 6

По локализации Артикуляционная диспраксия (вербальная). Наблюдается неясная, смазанная речь, вызванная затрудненной координацией мышц, отвечающих за произнесение звуков. Оральная диспраксия . Характеризуется сложностями в выполнении движений языком и губами. Пальцевая диспраксия . Сложности воспроизведения движений пальцами рук. По виду деятельности: Конструктивная. Возникают сложности при составлении целого из частей (собирание конструктора, складывание частей разрезанной картинки и т.д.). Пространственная. Возникают сложности в овладении понятий «верх-низ», «право-лево», в результате чего наблюдается нарушение ориентации собственного тела в пространстве. Мимическая (выразительная). Характеризуется неспособностью выражать эмоции при помочи мимической мускулатуры. 6

Слайд 7

Артикуляционная диспраксия Артикуляционный праксис это способность воспроизводить звуки речи и их серию. 7 Афферентная – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Нарушена активная чувствительность ( не понимает, где находятся зубы не понимает, куда поставить язык и тп .) Это могут быть неговорящие дети, которые не могут произнести даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа. Эфферентная – понимает, где что находится, нет переключения, не может выполнить серию движений. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово « Ма-ня ». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, нарушение слоговой структуры слова.

Слайд 8

Дифференциальная диагностика Артикуляционная диспраксия Стёртая дизартрия Моторная алалия Без особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата. Н ет нарушения тонуса, если это не коморбидность с дизартрией. нарушена иннервация мышц речевого аппарата, наблюдается расстройство мышечного тонуса, может наблюдаться гиперсаливация , скорость, сила, объём орально-артикуляционных движений ограничена, переключаемость с одного уклада на другой затруднена. Достаточное развитие артикуляторной моторики, нет нарушение тонуса Просодика речи не нарушена Просодика речи нарушена: голос глухой, слабый, затухающий, нарушена мелодика речи и речевое дыхание. Упрощение слоговой структуры слова из-за недостатка речевого выдоха . Просодика речи не нарушена Звукопроизношение Характерно : поиск позы, нестабильность искажений и замен звуков, зависимость качества воспроизведения слова от степени знакомства с ним. Звукопроизношение : искажение сложных и простых звуков, для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение Звукопроизношение: многие звуки имеют одновременно нормальное и нарушенное произнесение (в разных словах звук произносится по разному)

Слайд 9

Примерно у 25% детей резко преобладали искажения, у 34% — замены-упрощения, у 10% — нарушения слоговой структуры, а у 31% — сочетание всех перечисленных ошибок одновременно. Звуки легче ставятся, чем автоматизируются. замены преимущественно сложных звуков (постоянные, однообразные замены), пропуски артикуляторно -сложных звуков (постоянные). Преобладают искажения, общая смазанность и скованность произношения. Звуки ставятся и автоматизируются с трудом. одни и те же звуки то пропускаются, то искажаются, то заменяются. Преобладают непостоянные, разнообразные замены. Слоговая структура слова грубо нарушена. Персеверации, антиципации, упрощение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова нарушена в сложных по структуре словах, упрощение слоговой структуры слова из-за недостатка речевого выдоха. Слоговая структура слова нарушена ⠀ При артикуляционной диспраксии может казаться, что нарушен грамматический строй речи. Ребёнок может не изменять грамматическую форму слова, но не потому, что не усваивает систему родного языка, а потому, что ему тяжело сменить моторную программа на более непривычную. Лексико-грамматические нарушения отсутствуют. Лексико-грамматические нарушения присутствуют (грубо нарушены). Словарный запас приближен к возрастным нормам. Словарный запас зависит от общего недоразвития речи Словарный запас: пассивный словарь значительно превышает активный. В общей моторике наблюдается неловкость в движениях. Частые спотыкания во время ходьбы, падения. Такие дети с трудом ловят мяч, н еумело стоят на одной ноге, ездят на велосипеде .Мелкая моторика рук нарушена. Общая моторика нарушена. Мелкая моторика рук формируется с большим опозданием. Относительно сохранная (исключение – диспраксия в структуре дефекта). Мелкая моторика рук относительно сохранна (исключение – диспраксия в структуре дефекта). Нарушение моторного планирования. Нарушен одна из подсистем -фонетическая Нарушается вся языковая система

Слайд 10

Предположить наличие диспраксии можно по ключевым общим признакам: Your Date 10 Ребенок поздно начал сидеть, ползать, ходить,также возможно позднее появилась навык самообслуживания Движениям характерна общая неловкость -неуверенная походка, спотыкается на ровном месте, часто падает Слабо развита мелкая моторика: не может собрат сортер , пазлы , буквально, все валится из рук Несобранность Невнимательность

Слайд 11

В целях первоначальной диагностики можно провести следующие тесты: 11 1.Ходьба по прямой линии пяточка-носочек 2.Стоим на одной ноге от 1 до 5 3. Попрыгай ноги встороны-вместе 4.Ноги накрест (с 6 лет) 5.Выкладывание визуально-ритмического ряда 6.Пальцевый праксис (ладошка -вниз, ладошка вверх и тд )

Слайд 12

Артикуляционный и оральный праксис : 12 Проверяем : Как ребенок плюет высовывает язык совершает основные движения языком Способность вытягивать губы вперед Верхний подъем языка

Слайд 13

Этапы и направления коррекционной работы 13 1.Формирование соматогнозиса (умения воспринимать собственное тело и ориентироваться в нем 4.Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции 5.Работа над моторным планированием. 2.Формирование пространственно-временного ориентирования 6.Формирование слоговой структуры слова 3.Формирование чувства ритма

Слайд 14

Thank You ! Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диспраксия развития"

  В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения.  При этом недостатки произношения носят различный харак...

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...

Диспраксия. Симптомы и причины

quot;Синдром неуклюжего ребенка"...

Артикуляционная диспраксия у детей

Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптомат...

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Выступление на НеКонференции Кампуса Красноярского края Университета детства "Печа - куча" на тему: "Неформальные встречи для педагогов. Орф-клуб г. Красноярска"

29 ноября 2021 года участвовала в НеКонференции Кампуса Красноярского края Университета детства "Печа - куча", на которой рассказывала об Орф-клубе - сообществе педагогов, интересу...