Диспраксия. Симптомы и причины
презентация по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДИСПРАКСИЯ – ЭТО НАРУШЕНИЕ СФЕРЫ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПАТОЛОГИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, ПАРАЛИЧЕЙ И ПРОЧИХ ОТКЛОНЕНИЙ, КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТРУДНОСТЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ОСОБЕННО СЛОЖНЫХ) И ПРОБЛЕМАХ КООРДИНАЦИИ.
Диспраксия может носить другие названия: Синдром неуклюжего ребенка Расстройство координации Трудности двигательных реакций
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСПРАКСИИ Своевременное созревание или несозревание подкорковых структур (нарушение согласованности между различными областями головного мозга, замедленное развитие отдельных его частей, повреждение нервной ткани); патология течения беременности и родов (преждевременные роды, низкая масса тела при рождении, гипоксия); патология периода новорожденности; фактор наследственности. ТОЧНЫХ ПРИЧИН ЗАБОЛЕВАНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ УЧЕНЫМ ВЫЯВИТЬ НЕ УДАЛОСЬ. МОЖНО ГОВОРИТЬ О СОВОКУПНОСТИ ПРОБЛЕМ ПРИ РАЗВИТИИ ПЛОДА, ВЛИЯНИИ ЭКОЛОГИИ , ОБРАЗЕ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДИСПРАКСИИ И ДИЗАРТРИИ ДИСПРАКСИЯ Неврологический диагноз (двигательное беспокойство языка, ассиметрия носогубных складок или языка, признаки недостаточности орального праксиса); элементарный акт движения сохранен (страдает переключение с одного движения на другое, соразмерность, плавность движения), двигательная координация нарушена; р ебенок держит позу; р азвивать оральный и артикуляционный праксис за 3 месяца и ставить все звуки (автоматизация легка при условии, что хорошие связи между зонами кинестетического и кинетического праксиса); к оррекция: кинезиотерапия, гимнастика мозга, упражнения, сочетающие речь и движение, медикаментозная поддержка для улучшения миелинизации ). ДИЗАРТРИЯ Нарушение нервно-мышечной передачи, т.е. непосредственно нервных волокон или нервно-мышечных синапсов; н арушен элементарный акт движения; ребенок позу не держит (паретичность или спастичность , синкенезии); г отовим базу для каждого звука, т.е. на один звук 3 месяца. к оррекция : массаж, физиотерапия, артикуляционная гимнастика (пассивная, активная ).
СИМПТОМЫ ПРИ ДИСПРАКСИИ Отсутствие чувства направления движения; н аличие синкинезий; трудности зрительно-моторной координации; п отеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения; т рудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя; с ложности в тонкой моторике; н еуклюжесть после достижения возраста двух лет; н еопрятность; н ежелание осваивать новые двигательные навыки; з амедленная автоматизация навыков.
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИСПРАКСИЕЙ Частые падения; н еаккуратность в еде и питье; т рудности в обучении езде на велосипеде и в игре в мяч; п роблемы с действиями, требующими мелкой моторики, например застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков или использованием столовых приборов; т рудности с зрительно-моторной координацией; н еорганизованность в целом: дети с диспраксией часто теряют вещи и путаются в последовательности действий; з атруднения в интерпретации увиденного и понимания устройства вещей; т акой ребенок часто надевает одежду задом наперед и путает правый ботинок с левым; б ыстрая потеря концентрации внимания, неспособность следовать больше, чем одному-двум требованиям взрослого одновременно; н арушения речи.
ДИАГНОСТИКА (тесты): р ебенка просят раздеться – одеться; н арисовать простой предмет, животное; х одить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д. д отронуться до уха слева-справа попеременно по команде; п роследить за предметами глазами; с обеседование для выявления речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу; п ерекрещивание ног по образцу, команде; с обрать пазл, выполнить задания головоломки; в ырезание несложной фигуры ножницами.
ВИДЫ ДИСПРАКСИЙ Моторная (кинетическая) – трудности связаны выполнением простых, одношаговых задач и предметных действий (расчесывание, пожимание руки), в том числе подражательных; Идеаторная – нарушение составления схемы сложного действия, моторной программы; Идеомоторная – трудности вызывает выполнение серии последовательных движений (уборка кровати, чистка зубов и пр.; Артикуляционная (артикуляторная, вербальная) – неясная, смазанная речь вследствие затрудненной координации мышц, непосредственно отвечающих за произнесение звуков, и нарушения обработки кинестетической информации от артикуляторного аппарата, вследствие чего затрудняется реализация артикуляционных поз; Конструктивная – проявляется сложностями овладения конструктивно деятельности: игры с конструктором, понимание геометрических законов, копирование изображений и пр.; Пространственная – трудности овладения понятиями «право-лево» «верх-низ», нарушение ориентации собственного тела в пространстве; Выразительная (мимическая)– неспособность выразить эмоциональное состояние через мимику или несоответствие выражения лица окружающей ситуации; Кинестетическая – трудности подбора кинестетической позы из- зи недостаточности сенсорной информации от кинестетического анализатора.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ Отличия от дизартрии Ребенок ищет артикуляционную позу; е сли фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью; н аличие ошибок в речи зависит от произносительных условий (если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно; при условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще). Отличия от моторной алалии Богатый словарный запас; п равильное грамматическое оформление предложений, фраз; о тносительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний; с пособность играть со словами, например, составлять рифмы.
ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ Детям сложно четко и разборчиво писать; возникают проблемы с обучением чтению; в ыполняют задания учителя медленнее сверстников; б ыстро устают; о тчаиваются и унывают, если их постоянно упрекают и наказывают родителя и учителя; р азвивается страх выполнения действий, требующих чёткого владения определенного навыка; с традают от неуверенности в себя и заниженной самооценки; т рудно приобрести друзей, а сверстники могут дразнить и игнорировать их; м огут становиться беспокойными, замкнутыми, депрессивными или агрессивными, начать пропускать занятия; с войственно беспокойство по поводу своих способностей.
ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ КОРРЕКЦИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ДИСПРАКСИИ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, ф изиотерапевтами, л огопедами, д ефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Гепатит: причины развития, симптомы, течение»
Консультации для родителей «Гепатит: причины развития, симптомы, течение»...
Консультация на тему: «Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение ветряной оспы».
Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб...
Папка-передвижка "Плоскостопие у детей - симптомы и причины"
Плоскостопие у детей является вполне реальной проблемой. Начиная с рождения, стопа малыша заполнена жировой прослойкой. Именно из-за этого создается впечатление уплощенного контура. С момента, когда р...
Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей
Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.
Синькова Екатерина Михайловна воспитательГБДОУ детский сад №65 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербурга КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.Кризис 7 лет у реб...
Диспраксия у детей: симптомы, виды и коррекция
Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взя...