Коррекционно- образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности по лексической теме " Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пахмутова Наталья Юрьевна

На групповых занятиях с детьми с ОНР логопедом отрабатываются  лексико-грамматические категории в соответствии с планом работы. Задача логопедов вести работу по устранению аграмматизма - ведущего признака ОНР. На общем занятии  делаю  упор на грамматические категории ( предлог, падежные окончания существительных, согласование различных частей речи, образование прилагательных от существительных, построение фраз и предложений). У детей с ОНР отмечается ограниченность словарного запаса в активном ( употреблени) и пассивном ( понимание)  плане, например: глиновый кувшин вместо глиняный кувшин, стекольный стакан вместо стеклянный, молочница  вместо молочник,  сольница вместо солонка и тд. Имеются трудности при согласовании существительных с колличественными числительными, например много блюдцев, много ножиков....На общих занятиях  стараюсь пополнить активный запас , чтобы ребята усвоили семантику новых слов. Для наглядности использую настоящую посуду, а также игровые наборы, что делает занятия более интересным и информативным и обязательно благодарю ребят за обратную связь и активное участие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_pahmutova_2.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя образовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов, г.о. Реутов

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

143965, Московская обл., г.о. Реутов, Юбилейный проспект, д.15А тел.8(495)791-49-67, school 6 class="c13 c4">

Технологическая карта

коррекционно-образовательной деятельности

в группе компенсирующей направленности

по лексической теме «Посуда»

Подготовила учитель- логопед

Пахмутова Наталья Юрьевна

Реутов, 2024г.


Форма организации

Фронтальное

Возраст детей, логопедическое заключение

Старшая группа (логопедическая). Дети с тяжелыми нарушениями речи

Тема:

«Посуда для бабушки Федоры»

Цель:

Познакомить детей с лексической темой «Посуда»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Систематизировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда;

расширять представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Уточнить и активизировать словарь по теме;

закреплять умение образовывать относительные прилагательные, подбирать антонимы;

строить самостоятельные предложения и высказывания.

Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное внимания и восприятие,

совершенствовать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;

синтезировать образное мышление и пространственное восприятие.

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Оборудование

Предметы посуды натуральные, разрезные картинки с изображением посуды, картинки посуды на магнитах.

Предварительная работа

Прослушивание произведения Чуковского К.И. «Федорино горе». Отгадывание загадок. Экскурсия на кухню детского сада. Знакомство с посудой во время завтрака, обеда.

Этапы технологии

Методы, приемы

Содержание

Предполагаемый

результат

Деятельность логопеда

Деятельность воспитанников

I. Введение в ситуацию

Беседа

Диалог

Загадывание загадок

Сюрпризный момент

Доброе утро, ребята!

Логопед замечает посуду….

Приход бабушки Федоры.

- Я, Федора. Убежали от меня чашки, ложки, поварешки…

Ой, беда-беда. Делать,что ̶ не знаю я.

- Ребята, а из какой сказки бабушка Федора?

Дети: «Федорино горе»

- Кто написал эту сказку?

Дети: К.И.Чуковский

О чем речь в сказке?

В ней суп и кашу варят

И картошку жарят.

Из нее едят и пьют,

Ее моют, берегут. Что это? (Посуда.)

- Правильно.

-Посуда убежала от бабушки Федоры и прибежала к нам в сад. Давайте познакомимся с посудой? Не плачь бабушка, поможем тебе подружиться с посудой.

Ответы детей

Отгадывают загадки

Положительный настрой на решение проблемы

II. Основной

Беседа

Показ

Указания к выполнению

Дидактические игры

1. Игра «Наведем порядок»

- Поможем бабушке Федоре расставить посуду?

На столе перед ребятами разные предметы посуды.

- А для чего нужна посуда? Та посуда, из которой мы кушаем за столом во время обеда - называется столовая. Повторите. Давайте назовем посуду и поставим на этот стол.

Дети: тарелка глубокая, тарелка мелкая, солонка, хлебница, столовая ложка, вилка, салфетница

- Правильно.

- А для чего еще нужна посуда? Чтобы в ней готовить. Та посуда, в которой мы готовим на кухне - называется кухонная. Давайте назовем?

Кастрюля, сковорода, ковш, половник..…

- А, еще для чего мы используем посуду? Чтобы пить чай. Такую посуду называют - чайная. Повторите за мной. Давайте назовем предметы посуды .

Дети: чашка, чайник, блюдце, чайная ложка, сахарница, …….

#1048;гра «Вода закипела».

- Чайник ставлю на плиту, а потом сижу и жду.

Жду, когда он закипит. Громко, громко засвистит.

По команде логопеда вода закипает в чайнике - пых – пых –пых. Чайник засвистел С-С-С-С.

3. Игра «Из какого материала сделана?»

- Вот предмет, а из чего, люди сделали его?

Посуда бывает разная…

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?

- А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

- Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ваза из хрусталя – хрустальная, ложки из дерева – деревянные.

4. Игра «Горячий – холодный».

- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот:

Мелкая тарелка – глубокая тарелка

Тяжелая кастрюля – лёгкая кастрюля

Горячий чайник – холодный чайник

Чистый стакан – грязный стакан

Новая посуда – старая посуда

Острый нож – тупой нож

5. Физкультминутка

Покажем Федоре, как за посудой надо ухаживать?

Один, два, три, четыре, пять.

Будем мы Федоре помогать.

Быстро чашки мы помыли,

Про тарелки не забыли.

Всю посуду мы убрали.

Очень сильно мы устали.

6. Игра « Назови части»

Как вы думаете, ребята, из каких частей состоит?…..

Дети: Чайник – дно, стенки, крышка, ручка, носик. Кастрюля – дно, стенки, ручка, крышка…

7. Дидактическая игра «Поможем Федоре»,

- Ох, не дружила Федора с посудой, поможем ей? - - Ребята, Федора говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? Ответы детей полным предложением. (Суп варят в кастрюле).

- Федора говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)

- Федора говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой)

- Федора говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой)

- Федора говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)

-Федора говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)

8. Игра «Соберем посуду». Ребята, а получится у нас собрать посуду? Попробуем?

Ответы детей

Расставляют посуду

по назначению

Выполняют дыхательные упражнения

Называют прилагательные

Ответы детей.

Слушают и выполняют движения в соответствии с текстом и показом логопеда

Соединяют пальчики по одному с большим

Прыгают

Трут ладошки

Трут ладошки по кругу

Поднимают руки вверх и потягиваются

Устало опускают руки вниз

Называют части целого

Ответы детей в соответствии с лексическим значением

Работают в парах, собирают разрезные картинки, называют предметы посуды

Пополнение активного и пассивного словарного запаса по теме

Умение классифицировать посуду по назначению

Умение вырабатывать сильную воздушную струю

Умение образовывать относительные прилагательные.

Умение называть и образовывать антонимы

Снятие напряжения

Умение составлять целостный образ предмета

Умение понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать полным предложением с опорой на вопрос

Формирование пространственных представлений и образного мышления

III. Заключительный

Рефлексия.

Беседа.

Поощрение.

Вот мы и подошли к концу. Вы все-молодцы! Помогли бабушке и много интересного узнали о чем? О посуде.

-А, вы, своей маме дома помогаете?

Береги посуду. бабушка. Федора благодарит за помощь и угощает детей.

Ответы детей

Умение справляться с проблемой и радоваться успеху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект непрерывной коррекционно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (старший возраст) ТЕМА: «Мой родной город»

В конспекте поставлены и решены следующие цели: систематизация знаний о Краснодарском крае, о Славянске-на-Кубани. Уточнение и расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Мой род...

Конспект коррекционно - образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи лексическая тема «Обувь». Звуки [Г], [Г\'], [К], [К\']

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДЮЙМОВОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОБУВЬ». ...