Комплексы миогимнастических упражнений с трейнером.
консультация по логопедии

Ирина Николаевна Мельникова

Формирование неправильного прикуса берет начало в детском возрасте. Зачастую причиной этой патологии становятся не только наследственные факторы, но и некоторые вредные привычки, присущие младенцам. Во время прорезывания молочных зубов исправить их неправильное положение гораздо легче и быстрей, чем бороться с патологией при сформировавшемся прикусе. По этой причине производителями ортодонтических конструкций были разработаны специальные трейнеры для детей младшего возраста, которые позволяют корректировать прикус быстро и эффективно, доставляя малышам минимум дискомфорта.

 

Производителем многофункционального трейнера ''Infant'', предназначенного для коррекции прикуса у малышей, является австралийская компания Myofunctional Research Co (MRC), которая начала свою деятельность в 1989 году. В товарной линейке производителя присутствуют ортодонтические трейнеры, которые способствуют не только формированию правильного положения зубов, но и обеспечению полноценного развития жевательных, мышечных и костных структур.

 

Трейнер''Infant''  — это специальный тренажер для речевого аппарата в виде мягкой капы, изготовленной из специальных гипоаллергенных материалов.

Производитель позиционирует конструкцию, как средство для коррекции прикуса у детей в возрасте от двух до пяти лет. ПОКАЗАНИЯМИ к ее использованию являются следующие моменты:

  1. Длительное сосание ребенком пустышки, в результате чего происходит нарушение естественного мышечного равновесия верхней и нижней челюстей. Результатом этого процесса может стать смещение молочных зубов в неправильное положение, что в дальнейшем приведет к формированию открытого либо дистального прикуса.
  2. Ротовое дыхание. Привычка дышать ртом способствует формированию неправильного расположения языка, снижению его тонуса, что влечет за собой изменение прикуса. Помимо этого может развиваться патология мышечного и костного развития челюсти.
  3.  Бруксизм. Скрежетание зубами со временем приведет к стираемости эмали и разрушению зубов.
  4. Нарушение дикции может быть признаком неправильного размещения языка в полости рта.
  5. Отказ от приема твердой пищи, который может свидетельствовать о наличии у ребенка нарушений в функционировании челюстных мышц, неправильном расположении языка во время глотания. Использование трейнера ''Infant'' позволяет быстро и эффективно скорректировать развитие челюстных рядов и костно-мышечного аппарата ребенка, устраняя необходимость проведения ортодонтического лечения во взрослом возрасте.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ к применению трейнеров.

Стоматологи отмечают, что устройства не могут использоваться при наличии у ребенка таких проблем: наличие сложностей с носовым дыханием в результате заболеваний ЛОР-органов; перекрестный прикус; прикус мезиального типа.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.

Конструкция представляет собой вариант тренажера, предназначением которого является тренировка мышц нижней челюсти и языка. Во время расположения устройства в ротовой полости происходит стимуляция тонуса круговой мышцы рта, развивается челюстная мускулатура и стимулируется естественный рост челюстных рядов за счет совершения жевательных движений. Благодаря конструктивным особенностям трейнера ребенок получает недостающую нагрузку на мышечную и костную ткань зубных рядов. Помимо этого у него формируются навыки правильного размещения и удержания языка в полости рта в состоянии покоя и во время глотания.

 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Изделие представляет собой конструкцию, напоминающую двухчелюстные каппы. При этом оно имеет несколько особенностей, позволяющих сделать процесс коррекции прикуса более эффективным.

Трейнер Инфант имеет следующие элементы строения:

  •  углубления для зубов и лабиальные дуги, способствующие наиболее правильному размещению элементов челюстного ряда;
  • маркерный язычок, расположенный в верхней части конструкции – этот элемент способствует поднятию языка в наиболее правильное нёбное положение;
  • ограничитель языка предназначен для обеспечения оптимального физиологического расположения мышечного органа в состоянии покоя, во время произношения отдельных звуков, а также при глотании;
  • воздушные амортизационные подушки, расположенные в области жевательных элементов челюстного ряда, побуждают ребенка прикусывать конструкцию, способствуя развитию костно-мышечных структур челюсти.

Поскольку изделие предназначено для коррекции челюстного строения детей юного возраста, оно имеет еще один элемент конструкции – ремешок, благодаря которому ребенок может сам вынуть устройство из ротовой полости. Еще одно назначение ремешка – возможность прикрепить преортодонтическое изделие к одежде малыша, предотвращая его падение на пол и потерю.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Размещение трейнера''Infant'' в ротовой полости осуществляется следующим образом: трейнер необходимо взять в руку маркерным язычком вверх; устройство размещается во рту таким образом, чтобы зубы находились в специально предназначенных для этого углублениях; язык ребенка должен касаться маркерного язычка изделия; после размещения в ротовой полости трейнер необходимо слегка прикусить, после чего плотно сомкнуть губы и дышать при помощи носа.

Длительность использования трейнера ''Infant'' в течение дня должна составлять не менее часа. В это время губы ребенка должны быть сомкнуты. От разговоров необходимо отказаться, а дышать − исключительно через нос. Помимо этого ортодонты рекомендуют применять конструкцию в течение всей ночи, чтобы во время сна ребенок также привыкал к физиологически правильному носовому дыханию.

ТОНКОСТИ ПРИВЫКАНИЯ.

Первое использование незнакомого ребенку приспособления может вызвать некоторый страх, поэтому, прежде чем размещать конструкцию в ротовой полости малыша, следует дать ему рассмотреть изделие, доступно объяснить, для чего оно необходимо. На первых порах длительность ношения трейнера необходимо сократить до 10—15 минут, постепенно повышая ее по мере привыкания ребенка. Оставлять конструкцию в ротовой полости на ночь необходимо лишь после того, как она перестанет причинять ребенку сильный дискомфорт, а ротовая полость при установленном изделии будет полностью сомкнута. Помимо этого следует следить за тем, чтобы у малыша не был заложен нос. При наличии ЛОР-заболеваний от использования конструкции необходимо отказаться.

УХОД за трейнером.

Регулярное размещение трейнера во рту ребенка требует соблюдения определенных гигиенических процедур: после каждого использования необходимо промывать изделие под проточной водой; для более тщательной очистки и недопущения развития на конструкции патогенной микрофлоры, дважды в неделю следует проводить тщательную очистку с использованием специальных антибактериальных препаратов; во избежание повреждения трейнера нельзя использовать для его очистки слишком горячую воду; для хранения ортодонтического изделия следует воспользоваться специальным контейнером.

Соблюдение этих требований позволит предотвратить развитие на поверхности трейнера патогенных микроорганизмов и минимизировать риск возникновения у ребенка стоматита и других заболеваний дёсенной ткани.

 ПРОГНОЗ.

Длительность использования ортодонтического приспособления зависит от различных факторов — возраста ребенка, тяжести патологии, регулярности использования конструкции. Зачастую первые результаты заметны, спустя 2—3 месяца ежедневного ношения изделия. Происходит избавление от вредных привычек, нормализация мышечного аппарата и костного строения челюсти. Длительность применения мягкого трейнера''Infant''  составляет от 6 до 8 месяцев. По истечении этого периода стоматологи чаще всего рекомендуют воспользоваться моделью, изготовленной из более жесткого силикона для увеличения степени воздействия на зубы. Срок использования такой конструкции не превышает 3—6 месяцев. Опыт стоматологов свидетельствует, что ношение трейнеров при становлении прикуса способствует мягкому исправлению патологий зубочелюстного строения без необходимости использования в дальнейшем брекетов либо иных ортодонтических приспособлений.

 

В логопедической терапии показано использование трейнера ''Infant''.

Так как шибки звукопроизношения часто являются следствием как зубочелюстных деформаций, так и миофункциональных проблем — нарушений в работе мышц и мягких тканей («мио» — от греч. mys, род.падеж. myos — мышца).

Например, при ротовом дыхании создается сильное давление на жевательные и височные мышцы, в итоге, верхняя челюсть сужается, твердое небо становится высоким и узким, в результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное положение зубов верхней и нижней челюсти, перекрестный или мезиальный прикус. Он в свою очередь становится причиной сложных дислалий.

Нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти, что сказывается на интонационно-выразительной стороне речи. Слабость круговой мышцы рта значительно затрудняет смыкание губ, способствует недостаточной лабиализации звуков, нарушению просодики.

На сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение уже многие логопеды, так как все чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, требующая междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным. Необходима миогимнастика – дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определенных мышц.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, включая в свою работу миогимнастику, формируют у ребенка:

  • артикуляционный уклад звуков;
  • просодические компоненты, правильный темп, ритм, внятность речи;
  • достаточный речевой выдох и тд.

Все это требует хорошей миодинамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений: для мимических мышц, для круговой мышцы рта, для мышц головы и шеи, для мышц языка, на развитие физиологического и речевого дыхания, на развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики, на правильную артикуляцию определенных звуков.

 

Использование трейнера может быть включено в процедуру логопедического массажа или в логопедические занятия. Важная задача педагога — создать у ребенка положительное отношение к использованию трейнера, так как затем ребенок будет пользоваться им дома еще несколько месяцев.

Доктором педагогических наук, Профессором МПГУ г. Москва Е.Ф. Архиповой были предложены комплексы миогимнастических упражнений с трейнером '' Infant''.

 

I. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером '' Infant'' для мимических мышц лица.

Цель: активизировать мимические мышцы.

Упражнение 1. «Сердитый человек».

Методические  рекомендации:  нахмуриться,  сделать  недовольное  лицо,

наморщить нос и лоб.

Упражнение 2. «Удивленный человек»

Методические  рекомендации:  поднять  брови  вверх,  изобразить  на  лице

удивление.

Упражнение 3. «Сердитый человек» - «Удивленный человек».

Методические рекомендации: чередовать выражения недовольного лица с

удивленным лицом.

Упражнение 4. «Шалун».

Методические  рекомендации:  подмигивание  глазами — попеременно открывать — закрывать правый —левый глаз, оба глаза.

Упражнение 5. «Чем пахнет?».

Методические рекомендации: короткими неглубокими вдохами добиваемся

расширения крыльев носа.

 

II. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером ''Infant''

для круговой мышцы рта.

Цель: активизировать круговую мышцу рта и нормализовать  ее тонус.

Упражнение 1. «Улыбка».

Методические рекомендации: максимально растянуть губы, но не размыкать

губы  (трейнер не виден).

Упражнение 2. «Забор».

Методические  рекомендации:  максимально  растянуть  губы  в  широкую

улыбку, (трейнер виден). Следить за тем, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать под счет до 5.

Упражнение 3. «Трубочка».

Методические  рекомендации:  из  положения  «Забор»  плотно  сомкнуть  и

вытянуть губы вперед. При правильном выполнении упражнения круговая

мышца  собирается  в  морщинки.  Нижняя  челюсть,  под  контролем  руки,

находится в одном положении. Удерживать под счет до 5.

Упражнение 4.  «Забор» - «Трубочка».

Методические  рекомендации:  чередование:  «Забор» - «Трубочка».  Из положения «Забор»  выполнить «Трубочку». Такие переключения выполнить 5 - 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом, начиная с медленного темпа. Подбородок под контролем руки неподвижен.

Упражнение 5. «Чистим трейнер».

Методические  рекомендации:  сомкнутыми  губами  делаем  разнообразные

движения по трейнеру: вверх - вниз, вправо - влево.

Упражнение 6. «Утка».

Методические  рекомендации:  из  положения  «Трубочка»  смыкаем  и размыкаем губы. Делать можно в разном темпе, начиная с медленного темпа.

Упражнение 7. «Заяц».

Методические рекомендации: поднять вверх только верхнюю губу.

Упражнение 8. «Тигр».

Методические рекомендации: верхнюю губу поднять вверх, нижнюю губу опустить вниз.

Упражнение 9. «Рыба».

Методические рекомендации: нижней губой дотянуться до верхней губы.

Упражнение 10. «Силач».

Методические рекомендации: сильно прижать губы к трейнеру, подбородок напряжен.

Упражнение 11. «Звездочет».

Методические рекомендации: сильно прижать губы к трейнеру и откинуть голову назад (напряжен подбородок и мышцы шеи).

Упражнение 12. «Напряжение - расслабление».

Методические  рекомендации:  поочередно  сильно  сжимать  и  разжимать губы.

Упражнение 13. «Фокусник».

Методические рекомендации: в течение 1 минуты в горизонтальном положении удерживать губами тонкий плоский предмет (палочку от мороженного, пластмассовую полоску).

 

III. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером ''Infant'' для мышц головы, шеи и окружности рта.

Цель: развитие моторики мышц шеи, окружности рта, щек.

Упражнение 1. «Качели».

Методические  рекомендации:  тянуть  угол  рта  вправо - в  исходное положение –влево.

Упражнение 2. «Качели с улыбкой».

Методические  рекомендации:  из  положения  «Улыбка»,  тянем  угол  рта вправо-влево.

Упражнение 3. «Шарик».

Методические рекомендации: вдохнув через нос, надуть щеки. Удерживать позицию от 5 до 10 секунд.

Упражнение 4. «Шарик с дыркой».

Методические  рекомендации:  надуть  одну  или  обе  щеки  (губы  плотно

сжаты), кулаками, приложенными к щекам, медленно выдавливать воздух через губы.

Упражнение 5. «Футбол».

Методические рекомендации: перегонять «шарик» воздуха из правой щеки в

левую.

Упражнение 6. «Грустный клоун».

Методические рекомендации: тянуть уголки рта вниз (можно усложнить: подбородком касаться груди).

Упражнение 7. «Точим зубы».

Методические рекомендации: быстро сжимать (как бы покусывать) трейнер передними зубами (пальцы приложить к щекам на область жевательных мышц).

Упражнение 8. «Спортсмен».

Методические  рекомендации:  сильно  сжать  челюсти,  удерживать положение  5 -7  секунд,  расслабиться  (пальцы  приложить  к  щекам  на область жевательных мышц). Повторить от 6 до 10 раз.

Упражнение 9. «Показать подбородок».

Методические  рекомендации:  движение  нижней  челюстью  вперед (необходимо преодолеть сопротивление верхней части трейнера).

Упражнение 10. «Чистим зубы».

Методические  рекомендации:  движение  челюстями  вправо - влево  по

трейнеру (зубы находятся на трейнере).

 

IV. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером ''Infant'' для мышц языка.

Цель: развитие дифференцированных движений языка.

Упражнение 1. «Маляр».

Методические  рекомендации:  погладить  языком  небо:  влево —вправо, вперед — назад. 

Упражнение 2. «Язычки здороваются».

Методические рекомендации: кончиком языка надавить на маркерный язычок в верхней внутренней части трейнера.

Упражнение 3. «Мост».

Методические  рекомендации:  расположить  кончик  языка  на  нижней внутренней  части трейнера.

Упражнение 4. «Кто сильнее».

Методические  рекомендации:  язык  в  нейтральном  положении.  С  силой

давить кончиком языка на трейнер.

Упражнение 5. «Грибок».

Методические  рекомендации:  прососать  язык  к  небу  (попросить  ребенка

проглотить  слюну,  губы  плотно  сомкнуты,  трейнер  сильно  прилипает  к

зубам).

Упражнение 6. «Качели».

Методические рекомендации: кончиком языка вверху дотронуться до неба,

внизу дотронуться до полости рта (трейнера не касаться).

Упражнение 7. «Лошадка».

Методические  рекомендации:  щелкать  языком,  широко    улыбаясь  (губы разомкнуты).

Упражнение 8. «Ко - ко - ко».

Методические  рекомендации:  не  размыкая  губ  корнем  языка  быстро дотронуться до неба (при правильном выполнении слышится похожее на  ко-

ко).

Упражнение 9. «Парус».

Методические рекомендации: язык поднят кверху. Кончик языка лежит на

маркерном язычке трейнера.

 

V. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером '' Infant'' на развитие физиологического дыхания. 

Цель: развитие физиологического дыхания через нос.

Методические рекомендации: каждое упражнение выполняется 5 - 6 раз.

Упражнение 1. «Вверх - вниз».

Методические рекомендации: исходное положение  - лежа на спине, руки 

находятся на животе: глубоко вдохнуть — живот поднимается, выдохнуть —живот опускается (вместо рук на живот можно положить игрушку).

Упражнение 2. «Солдатик».

Методические рекомендации: в положении стоя глубокий вдох не поднимая плеч, при выдохе руки на животе.

Упражнение 3. «Вперед - назад».

Методические рекомендации: исходное положение  - стоя (сидя на стуле), руки располагаются на животе. Глубоко вдохнуть — живот поднимается, выдохнуть — живот опускается под контролем руки.

Упражнение 4. «Бабочка».

Методические рекомендации: исходное положение   - стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.

Упражнение 5. «Уши слона».

Методические рекомендации: исходное положение   - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, опустить — выдох.

Упражнение 6. «Вправо - влево».

Методические рекомендации: исходное положение  - стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением головы в сторону — вдох, исходное положение — выдох.

Упражнение 7. «Снежинка».

Методические  рекомендации:  исходное  положение стоя,  ноги  вместе.  Подняться на носках, руки вверх – вдох, опуститься – выдох.

Упражнение 8. «Ракета».

Методические  рекомендации:  исходное  положение - стоя,  ноги  вместе. Поднять руки над головой, ладонями навстречу - руки касаются друг друга –вдох, опустить руки – выдох.

Упражнение 9. «Дорога».

Методические  рекомендации:  исходное  положение - стоя,  ноги  вместе. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей-логопедов

Тема выступления: Комплексы миогимнастических

 упражнений с трейнером.

Подготовила доклад:

 уч-логопед МДОАУ д/с №11

Мельникова И.Н.

г. Зея

Формирование неправильного прикуса берет начало в детском возрасте. Зачастую причиной этой патологии становятся не только наследственные факторы, но и некоторые вредные привычки, присущие младенцам. Во время прорезывания молочных зубов исправить их неправильное положение гораздо легче и быстрей, чем бороться с патологией при сформировавшемся прикусе. По этой причине производителями ортодонтических конструкций были разработаны специальные трейнеры для детей младшего возраста, которые позволяют корректировать прикус быстро и эффективно, доставляя малышам минимум дискомфорта.

Производителем многофункционального трейнера ''Infant'', предназначенного для коррекции прикуса у малышей, является австралийская компания Myofunctional Research Co (MRC), которая начала свою деятельность в 1989 году. В товарной линейке производителя присутствуют ортодонтические трейнеры, которые способствуют не только формированию правильного положения зубов, но и обеспечению полноценного развития жевательных, мышечных и костных структур.

Трейнер''Infant''  — это специальный тренажер для речевого аппарата в виде мягкой капы, изготовленной из специальных гипоаллергенных материалов.

Производитель позиционирует конструкцию, как средство для коррекции прикуса у детей в возрасте от двух до пяти лет. ПОКАЗАНИЯМИ к ее использованию являются следующие моменты:

  1. Длительное сосание ребенком пустышки, в результате чего происходит нарушение естественного мышечного равновесия верхней и нижней челюстей. Результатом этого процесса может стать смещение молочных зубов в неправильное положение, что в дальнейшем приведет к формированию открытого либо дистального прикуса.
  2. Ротовое дыхание. Привычка дышать ртом способствует формированию неправильного расположения языка, снижению его тонуса, что влечет за собой изменение прикуса. Помимо этого может развиваться патология мышечного и костного развития челюсти.
  3.  Бруксизм. Скрежетание зубами со временем приведет к стираемости эмали и разрушению зубов.
  4. Нарушение дикции может быть признаком неправильного размещения языка в полости рта.
  5. Отказ от приема твердой пищи, который может свидетельствовать о наличии у ребенка нарушений в функционировании челюстных мышц, неправильном расположении языка во время глотания. Использование трейнера ''Infant'' позволяет быстро и эффективно скорректировать развитие челюстных рядов и костно-мышечного аппарата ребенка, устраняя необходимость проведения ортодонтического лечения во взрослом возрасте.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ к применению трейнеров.

Стоматологи отмечают, что устройства не могут использоваться при наличии у ребенка таких проблем: наличие сложностей с носовым дыханием в результате заболеваний ЛОР-органов; перекрестный прикус; прикус мезиального типа.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.

Конструкция представляет собой вариант тренажера, предназначением которого является тренировка мышц нижней челюсти и языка. Во время расположения устройства в ротовой полости происходит стимуляция тонуса круговой мышцы рта, развивается челюстная мускулатура и стимулируется естественный рост челюстных рядов за счет совершения жевательных движений. Благодаря конструктивным особенностям трейнера ребенок получает недостающую нагрузку на мышечную и костную ткань зубных рядов. Помимо этого у него формируются навыки правильного размещения и удержания языка в полости рта в состоянии покоя и во время глотания.

 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Изделие представляет собой конструкцию, напоминающую двухчелюстные каппы. При этом оно имеет несколько особенностей, позволяющих сделать процесс коррекции прикуса более эффективным.

Трейнер Инфант имеет следующие элементы строения:

  •  углубления для зубов и лабиальные дуги, способствующие наиболее правильному размещению элементов челюстного ряда;
  • маркерный язычок, расположенный в верхней части конструкции – этот элемент способствует поднятию языка в наиболее правильное нёбное положение;
  • ограничитель языка предназначен для обеспечения оптимального физиологического расположения мышечного органа в состоянии покоя, во время произношения отдельных звуков, а также при глотании;
  • воздушные амортизационные подушки, расположенные в области жевательных элементов челюстного ряда, побуждают ребенка прикусывать конструкцию, способствуя развитию костно-мышечных структур челюсти.

Поскольку изделие предназначено для коррекции челюстного строения детей юного возраста, оно имеет еще один элемент конструкции – ремешок, благодаря которому ребенок может сам вынуть устройство из ротовой полости. Еще одно назначение ремешка – возможность прикрепить преортодонтическое изделие к одежде малыша, предотвращая его падение на пол и потерю.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Размещение трейнера''Infant'' в ротовой полости осуществляется следующим образом: трейнер необходимо взять в руку маркерным язычком вверх; устройство размещается во рту таким образом, чтобы зубы находились в специально предназначенных для этого углублениях; язык ребенка должен касаться маркерного язычка изделия; после размещения в ротовой полости трейнер необходимо слегка прикусить, после чего плотно сомкнуть губы и дышать при помощи носа.

Длительность использования трейнера ''Infant'' в течение дня должна составлять не менее часа. В это время губы ребенка должны быть сомкнуты. От разговоров необходимо отказаться, а дышать − исключительно через нос. Помимо этого ортодонты рекомендуют применять конструкцию в течение всей ночи, чтобы во время сна ребенок также привыкал к физиологически правильному носовому дыханию.

ТОНКОСТИ ПРИВЫКАНИЯ.

Первое использование незнакомого ребенку приспособления может вызвать некоторый страх, поэтому, прежде чем размещать конструкцию в ротовой полости малыша, следует дать ему рассмотреть изделие, доступно объяснить, для чего оно необходимо. На первых порах длительность ношения трейнера необходимо сократить до 10—15 минут, постепенно повышая ее по мере привыкания ребенка. Оставлять конструкцию в ротовой полости на ночь необходимо лишь после того, как она перестанет причинять ребенку сильный дискомфорт, а ротовая полость при установленном изделии будет полностью сомкнута. Помимо этого следует следить за тем, чтобы у малыша не был заложен нос. При наличии ЛОР-заболеваний от использования конструкции необходимо отказаться.

УХОД за трейнером.

Регулярное размещение трейнера во рту ребенка требует соблюдения определенных гигиенических процедур: после каждого использования необходимо промывать изделие под проточной водой; для более тщательной очистки и недопущения развития на конструкции патогенной микрофлоры, дважды в неделю следует проводить тщательную очистку с использованием специальных антибактериальных препаратов; во избежание повреждения трейнера нельзя использовать для его очистки слишком горячую воду; для хранения ортодонтического изделия следует воспользоваться специальным контейнером.

Соблюдение этих требований позволит предотвратить развитие на поверхности трейнера патогенных микроорганизмов и минимизировать риск возникновения у ребенка стоматита и других заболеваний дёсенной ткани.

 ПРОГНОЗ.

Длительность использования ортодонтического приспособления зависит от различных факторов — возраста ребенка, тяжести патологии, регулярности использования конструкции. Зачастую первые результаты заметны, спустя 2—3 месяца ежедневного ношения изделия. Происходит избавление от вредных привычек, нормализация мышечного аппарата и костного строения челюсти. Длительность применения мягкого трейнера''Infant''  составляет от 6 до 8 месяцев. По истечении этого периода стоматологи чаще всего рекомендуют воспользоваться моделью, изготовленной из более жесткого силикона для увеличения степени воздействия на зубы. Срок использования такой конструкции не превышает 3—6 месяцев. Опыт стоматологов свидетельствует, что ношение трейнеров при становлении прикуса способствует мягкому исправлению патологий зубочелюстного строения без необходимости использования в дальнейшем брекетов либо иных ортодонтических приспособлений.

В логопедической терапии показано использование трейнера ''Infant''.

Так как шибки звукопроизношения часто являются следствием как зубочелюстных деформаций, так и миофункциональных проблем — нарушений в работе мышц и мягких тканей («мио» — от греч. mys, род.падеж. myos — мышца).

Например, при ротовом дыхании создается сильное давление на жевательные и височные мышцы, в итоге, верхняя челюсть сужается, твердое небо становится высоким и узким, в результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное положение зубов верхней и нижней челюсти, перекрестный или мезиальный прикус. Он в свою очередь становится причиной сложных дислалий.

Нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти, что сказывается на интонационно-выразительной стороне речи. Слабость круговой мышцы рта значительно затрудняет смыкание губ, способствует недостаточной лабиализации звуков, нарушению просодики.

На сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение уже многие логопеды, так как все чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, требующая междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным. Необходима миогимнастика – дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определенных мышц.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, включая в свою работу миогимнастику, формируют у ребенка:

  • артикуляционный уклад звуков;
  • просодические компоненты, правильный темп, ритм, внятность речи;
  • достаточный речевой выдох и тд.

Все это требует хорошей миодинамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений: для мимических мышц, для круговой мышцы рта, для мышц головы и шеи, для мышц языка, на развитие физиологического и речевого дыхания, на развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики, на правильную артикуляцию определенных звуков.

Использование трейнера может быть включено в процедуру логопедического массажа или в логопедические занятия. Важная задача педагога — создать у ребенка положительное отношение к использованию трейнера, так как затем ребенок будет пользоваться им дома еще несколько месяцев.

Доктором педагогических наук, Профессором МПГУ г. Москва Е.Ф. Архиповой были предложены комплексы миогимнастических упражнений с трейнером '' Infant''.

I. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером '' Infant'' для мимических мышц лица.

Цель: активизировать мимические мышцы.

Упражнение 1. «Сердитый человек».

Методические  рекомендации:  нахмуриться,  сделать  недовольное  лицо,

наморщить нос и лоб.

Упражнение 2. «Удивленный человек»

Методические  рекомендации:  поднять  брови  вверх,  изобразить  на  лице

удивление.

Упражнение 3. «Сердитый человек» - «Удивленный человек».

Методические рекомендации: чередовать выражения недовольного лица с

удивленным лицом.

Упражнение 4. «Шалун».

Методические  рекомендации:  подмигивание  глазами — попеременно открывать — закрывать правый —левый глаз, оба глаза.

Упражнение 5. «Чем пахнет?».

Методические рекомендации: короткими неглубокими вдохами добиваемся

расширения крыльев носа.

II. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером ''Infant''

для круговой мышцы рта.

Цель: активизировать круговую мышцу рта и нормализовать  ее тонус.

Упражнение 1. «Улыбка».

Методические рекомендации: максимально растянуть губы, но не размыкать

губы  (трейнер не виден).

Упражнение 2. «Забор».

Методические  рекомендации:  максимально  растянуть  губы  в  широкую

улыбку, (трейнер виден). Следить за тем, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать под счет до 5.

Упражнение 3. «Трубочка».

Методические  рекомендации:  из  положения  «Забор»  плотно  сомкнуть  и

вытянуть губы вперед. При правильном выполнении упражнения круговая

мышца  собирается  в  морщинки.  Нижняя  челюсть,  под  контролем  руки,

находится в одном положении. Удерживать под счет до 5.

Упражнение 4.  «Забор» - «Трубочка».

Методические  рекомендации:  чередование:  «Забор» - «Трубочка».  Из положения «Забор»  выполнить «Трубочку». Такие переключения выполнить 5 - 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом, начиная с медленного темпа. Подбородок под контролем руки неподвижен.

Упражнение 5. «Чистим трейнер».

Методические  рекомендации:  сомкнутыми  губами  делаем  разнообразные

движения по трейнеру: вверх - вниз, вправо - влево.

Упражнение 6. «Утка».

Методические  рекомендации:  из  положения  «Трубочка»  смыкаем  и размыкаем губы. Делать можно в разном темпе, начиная с медленного темпа.

Упражнение 7. «Заяц».

Методические рекомендации: поднять вверх только верхнюю губу.

Упражнение 8. «Тигр».

Методические рекомендации: верхнюю губу поднять вверх, нижнюю губу опустить вниз.

Упражнение 9. «Рыба».

Методические рекомендации: нижней губой дотянуться до верхней губы.

Упражнение 10. «Силач».

Методические рекомендации: сильно прижать губы к трейнеру, подбородок напряжен.

Упражнение 11. «Звездочет».

Методические рекомендации: сильно прижать губы к трейнеру и откинуть голову назад (напряжен подбородок и мышцы шеи).

Упражнение 12. «Напряжение - расслабление».

Методические  рекомендации:  поочередно  сильно  сжимать  и  разжимать губы.

Упражнение 13. «Фокусник».

Методические рекомендации: в течение 1 минуты в горизонтальном положении удерживать губами тонкий плоский предмет (палочку от мороженного, пластмассовую полоску).

III. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером ''Infant'' для мышц головы, шеи и окружности рта.

Цель: развитие моторики мышц шеи, окружности рта, щек.

Упражнение 1. «Качели».

Методические  рекомендации:  тянуть  угол  рта  вправо - в  исходное положение –влево.

Упражнение 2. «Качели с улыбкой».

Методические  рекомендации:  из  положения  «Улыбка»,  тянем  угол  рта вправо-влево.

Упражнение 3. «Шарик».

Методические рекомендации: вдохнув через нос, надуть щеки. Удерживать позицию от 5 до 10 секунд.

Упражнение 4. «Шарик с дыркой».

Методические  рекомендации:  надуть  одну  или  обе  щеки  (губы  плотно

сжаты), кулаками, приложенными к щекам, медленно выдавливать воздух через губы.

Упражнение 5. «Футбол».

Методические рекомендации: перегонять «шарик» воздуха из правой щеки в

левую.

Упражнение 6. «Грустный клоун».

Методические рекомендации: тянуть уголки рта вниз (можно усложнить: подбородком касаться груди).

Упражнение 7. «Точим зубы».

Методические рекомендации: быстро сжимать (как бы покусывать) трейнер передними зубами (пальцы приложить к щекам на область жевательных мышц).

Упражнение 8. «Спортсмен».

Методические  рекомендации:  сильно  сжать  челюсти,  удерживать положение  5 -7  секунд,  расслабиться  (пальцы  приложить  к  щекам  на область жевательных мышц). Повторить от 6 до 10 раз.

Упражнение 9. «Показать подбородок».

Методические  рекомендации:  движение  нижней  челюстью  вперед (необходимо преодолеть сопротивление верхней части трейнера).

Упражнение 10. «Чистим зубы».

Методические  рекомендации:  движение  челюстями  вправо - влево  по

трейнеру (зубы находятся на трейнере).

IV. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером ''Infant'' для мышц языка.

Цель: развитие дифференцированных движений языка.

Упражнение 1. «Маляр».

Методические  рекомендации:  погладить  языком  небо:  влево —вправо, вперед — назад.  

Упражнение 2. «Язычки здороваются».

Методические рекомендации: кончиком языка надавить на маркерный язычок в верхней внутренней части трейнера.

Упражнение 3. «Мост».

Методические  рекомендации:  расположить  кончик  языка  на  нижней внутренней  части трейнера.

Упражнение 4. «Кто сильнее».

Методические  рекомендации:  язык  в  нейтральном  положении.  С  силой

давить кончиком языка на трейнер.

Упражнение 5. «Грибок».

Методические  рекомендации:  прососать  язык  к  небу  (попросить  ребенка

проглотить  слюну,  губы  плотно  сомкнуты,  трейнер  сильно  прилипает  к

зубам).

Упражнение 6. «Качели».

Методические рекомендации: кончиком языка вверху дотронуться до неба,

внизу дотронуться до полости рта (трейнера не касаться).

Упражнение 7. «Лошадка».

Методические  рекомендации:  щелкать  языком,  широко    улыбаясь  (губы разомкнуты).

Упражнение 8. «Ко - ко - ко».

Методические  рекомендации:  не  размыкая  губ  корнем  языка  быстро дотронуться до неба (при правильном выполнении слышится похожее на  ко-

ко).

Упражнение 9. «Парус».

Методические рекомендации: язык поднят кверху. Кончик языка лежит на

маркерном язычке трейнера.

V. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером '' Infant'' на развитие физиологического дыхания.  

Цель: развитие физиологического дыхания через нос.

Методические рекомендации: каждое упражнение выполняется 5 - 6 раз.

Упражнение 1. «Вверх - вниз».

Методические рекомендации: исходное положение  - лежа на спине, руки  

находятся на животе: глубоко вдохнуть — живот поднимается, выдохнуть —живот опускается (вместо рук на живот можно положить игрушку).

Упражнение 2. «Солдатик».

Методические рекомендации: в положении стоя глубокий вдох не поднимая плеч, при выдохе руки на животе.

Упражнение 3. «Вперед - назад».

Методические рекомендации: исходное положение  - стоя (сидя на стуле), руки располагаются на животе. Глубоко вдохнуть — живот поднимается, выдохнуть — живот опускается под контролем руки.

Упражнение 4. «Бабочка».

Методические рекомендации: исходное положение   - стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.

Упражнение 5. «Уши слона».

Методические рекомендации: исходное положение   - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, опустить — выдох.

Упражнение 6. «Вправо - влево».

Методические рекомендации: исходное положение  - стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением головы в сторону — вдох, исходное положение — выдох.

Упражнение 7. «Снежинка».

Методические  рекомендации:  исходное  положение стоя,  ноги  вместе.  Подняться на носках, руки вверх – вдох, опуститься – выдох.

Упражнение 8. «Ракета».

Методические  рекомендации:  исходное  положение - стоя,  ноги  вместе. Поднять руки над головой, ладонями навстречу - руки касаются друг друга –вдох, опустить руки – выдох.

Упражнение 9. «Дорога».

Методические  рекомендации:  исходное  положение - стоя,  ноги  вместе. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Вестибулярные пластины и трейнеры в логопедической работе при дизартрии.

     На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого обр...

16.09.2020 Инновационные современные логопедические технологии / Трейнеры и вестибулярные пластинки в коррекционной работе учителя-логопеда/

Использование средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, которая помогает логопеду в профилактике и исправлении произносительных речевых нарушений  у детей...

Консультация для родителей "Что такое трейнер ортодонтический и для чего он нужен."

В консультации рассказывается о  трейнере ТК4. Исследования показали, что положение зубов определяется давлением на них со стороны губ и языка. В 70% случаев неправильный прикус вызван избыточным...

Трейнеры для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

использование трейнеров в коррекции речевых нарушений как одного извариантов...

Консультация для педагогов "Использование вестибулярных пластинок и трейнеров у детей с нарушениями речи"

В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. Практика показывает, что для исправления сложных дефектов звуко...

Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. Трейнер "INFANT" в логопедической практике

Неправильное строение  артикуляционного аппарата является одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения. Аномалии и деформации челюстно-лицевой области препятствуют нормаль...