Буклет для родителей "Упражнения для развития фонематических процессов"
консультация по логопедии (старшая группа)

Шалимова Наталья Игоревна

      К фонематическим процессам относят:

фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, звуков;

фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных звуков;

фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных звуков;

фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
         Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.      

           Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.  

           Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 9. Определение количества звуков в слове.

Взрослый называет слово (из 3-5 звуков), ребёнок должен посчитать, сколько звуков в слове. (Задание сложное, поэтому нужно запастись терпением)

10. Закончить слово.

Взрослый произносит начало слова, ребёнок говорит конец слова (например, МАШИ – НА).

11. Игра в слова.

Взрослый произносит любое слово, ребёнок должен на последнюю букву названного слова придумать своё слово. Затем взрослый говорит слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова и т.д. (например, КОРОВА – АИСТ – ТРУБА – АЛЬБОМ – МОСТ).

12. Отхлопай слово по слогам.

Взрослый произносит слово, ребёнок должен отхлопать слово по слогам. Предварительно нужно научить его этому. (КО-РО-ВА)

МБДОУ № 38 п.г.т. Молочный

УПРАЖНЕНИЯ

для развития фонематических процессов

https://afisha.sakh.com/p/events/12220/201705051056481.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

Шалимова Наталья Игоревна

      К фонематическим процессам относят:

фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, звуков;

фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных звуков;

фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных звуков;

фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
         Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.      

           Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.  

           Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Упражнения для развития фонематических процессов.

1. Различение звуков в изолированном положении.

Взрослый произносит различные звуки речи, и когда ребёнок услышит заданный звук (например, Ш), он должен поднять руку.

2. Различение звуков в слогах.

Взрослый произносит слоги, а ребёнок поднимает руку, когда слышит слог с заданным звуком (например, К).

3. Различение звуков в словах.

Взрослый произносит слова, а ребёнок поднимает руку, когда слышит слово с заданным звуком.

4. Повторение звукового ряда.

Взрослый произносит ряд из 3-4 звуков, ребёнок должен правильно повторить.

5. Определение первого звука в слове.

Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой звук в слове первый (например, в слове АИСТ первый звук А).

6. Определение последнего звука в слове.

Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой звук в слове последний (СЫР – последний звук Р).

7. Придумать слова с заданным звуком.

Взрослый говорит заданный звук (например, С), ребёнок должен назвать слова, начинающиеся с этого звука. Можно усложнить задание: ребёнок должен назвать слова с заданным звуком в середине или в конце слова.

8. Определение места звука в слове.

Взрослый говорит слово и просит ребёнка сказать, где находится заданный звук (например, В) в слове: в начале, в середине или в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...

Буклет "Развитие фонематических процессов" (старшая и подготовительная группа)

Буклет "Развитие фонематических процессов у старших дошкольников...