Буклет для родителей "Упражнения для развития фонематических процессов"
консультация по логопедии (старшая группа)
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, звуков;
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных звуков;
- фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных звуков;
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_razvitie_fonematicheskih_protsessov_st._i_podg._gr.docx | 57.29 КБ |
Предварительный просмотр:
9. Определение количества звуков в слове.
Взрослый называет слово (из 3-5 звуков), ребёнок должен посчитать, сколько звуков в слове. (Задание сложное, поэтому нужно запастись терпением)
10. Закончить слово.
Взрослый произносит начало слова, ребёнок говорит конец слова (например, МАШИ – НА).
11. Игра в слова.
Взрослый произносит любое слово, ребёнок должен на последнюю букву названного слова придумать своё слово. Затем взрослый говорит слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова и т.д. (например, КОРОВА – АИСТ – ТРУБА – АЛЬБОМ – МОСТ).
12. Отхлопай слово по слогам.
Взрослый произносит слово, ребёнок должен отхлопать слово по слогам. Предварительно нужно научить его этому. (КО-РО-ВА)
МБДОУ № 38 п.г.т. Молочный
УПРАЖНЕНИЯ
для развития фонематических процессов
Подготовила:
учитель-логопед
Шалимова Наталья Игоревна
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, звуков;
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных звуков;
- фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных звуков;
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Упражнения для развития фонематических процессов.
1. Различение звуков в изолированном положении.
Взрослый произносит различные звуки речи, и когда ребёнок услышит заданный звук (например, Ш), он должен поднять руку.
2. Различение звуков в слогах.
Взрослый произносит слоги, а ребёнок поднимает руку, когда слышит слог с заданным звуком (например, К).
3. Различение звуков в словах.
Взрослый произносит слова, а ребёнок поднимает руку, когда слышит слово с заданным звуком.
4. Повторение звукового ряда.
Взрослый произносит ряд из 3-4 звуков, ребёнок должен правильно повторить.
5. Определение первого звука в слове.
Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой звук в слове первый (например, в слове АИСТ первый звук А).
6. Определение последнего звука в слове.
Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой звук в слове последний (СЫР – последний звук Р).
7. Придумать слова с заданным звуком.
Взрослый говорит заданный звук (например, С), ребёнок должен назвать слова, начинающиеся с этого звука. Можно усложнить задание: ребёнок должен назвать слова с заданным звуком в середине или в конце слова.
8. Определение места звука в слове.
Взрослый говорит слово и просит ребёнка сказать, где находится заданный звук (например, В) в слове: в начале, в середине или в конце слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...
Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....
Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»
Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...
Буклет "Развитие фонематических процессов" (старшая и подготовительная группа)
Буклет "Развитие фонематических процессов у старших дошкольников...
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....