Буклет "Развитие фонематических процессов" (старшая и подготовительная группа)
консультация

Бухтиярова Светлана Александровна

Буклет "Развитие фонематических процессов у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Определи, сколько звуков в слове»

Взрослый называет слово (из 3-5 звуков), ребёнок должен посчитать, сколько звуков в слове. (Задание сложное, поэтому нужно запастись терпением)

«Закончить слово»

Взрослый произносит начало слова, ребёнок говорит конец слова (например, МАШИ – НА).

«Игра в слова»

Взрослый произносит любое слово, ребёнок должен на последнюю букву названного слова придумать своё слово. Затем взрослый говорит слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова и т.д. (например, КОРОВА – АИСТ – ТРУБА – АЛЬБОМ – МОСТ).

«Отхлопай слово по слогам»

Взрослый произносит слово, ребёнок должен отхлопать слово по слогам. Предварительно нужно научить его этому. (КО-РО-ВА)

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

УПРАЖНЕНИЯ

для развития фонематических процессов

https://afisha.sakh.com/p/events/12220/201705051056481.jpg

                                 Подготовила:

воспитатель

                             С.А. Бухтиярова

К фонематическим процессам относят:

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, звуков.

Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных звуков.

Фонематический анализ - мысленный процесс выделения отдельных звуков.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Упражнения для развития фонематических процессов

«Различение звуков в изолированном положении»

Взрослый произносит различные звуки речи, и когда ребёнок услышит заданный звук (например, «Ш»), он должен хлопнуть в ладоши.

«Различение звуков в слогах»

Взрослый произносит слоги, а ребёнок поднимает руку, когда слышит слог с заданным звуком (например, «К»).

«Различение звуков в словах»

Взрослый произносит слова, а ребёнок поднимает руку, когда слышит слово с заданным звуком.

«Повторение звукового ряда»

Взрослый произносит ряд из 3-4 звуков, ребёнок должен правильно повторить.

«Определение первого звука

 в слове»

Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой звук в слове первый (например, в слове АИСТ первый звук «А»).

«Определение последнего звука

 в слове»

Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой звук в слове последний (СЫР – последний звук «Р»).

«Придумать слова с заданным звуком»

Взрослый говорит заданный звук (например, «С»), ребёнок должен назвать слова, начинающиеся с этого звука. Можно усложнить задание: ребёнок должен назвать слова с заданным звуком в середине или в конце слова.

«Определение места звука в слове»

Взрослый говорит слово и просит ребёнка сказать, где находится заданный звук (например, «В») в слове: в начале, в середине или в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов старших дошкольников

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?         Этот вопрос волнует...

Тема: «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей  ДОУ  от учителя - логопеда на тему : " Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи"....