Обучение пересказу
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тихонова Алена Владимировна
Методика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В работе по развитию речи детей ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе. 

Пересказ – осмысленное, связное воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображение, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Благодаря занятиям по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Во второй младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, называть героев произведения, сочувствовать им. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

В средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

Дети 5 – 6 лет (старшая, подготовительная группа) при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. На занятиях по пересказу, дети закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

 - Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности.

 - Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

 -  Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

 - Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

-  Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти.

 - Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи вводной части:

  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  • обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели беседы:

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
  • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно, применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
  • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
  • Активно используются игровые приемы (например: пересказ, сидя у макета телевизора).

Таким образом, решается программная задача – приобщение детей к художественной литературе. Художественное произведение здесь рассматривается как самоценность. В данном направлении следует работать с детьми в системе, каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Существуют разные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники,  построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.

1способ. Учим стихи по картинкам. Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

А теперь я предлагаю воспользоваться этим способом и попробовать выучить стихотворения «Зайчики», «Мышки», «Ель и ежик».

2способ. Учим стихи в движении.

Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста.  (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Попробуем с помощью этого способа выучить стихотворение «Снеговик», «Зимние забавы», «Самолет». Я попрошу вас придумать самим движения на два последних стихотворения и записать их на листе.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 способ. Мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование приѐмов мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

Заучим стихотворение «Снеговик».

4 способ. Учим стихи построчно.

Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».

5 способ. «Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Применим этот способ.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.

Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.

Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

6 способ. Запоминания и проговаривания хором.

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные.

Например:

Взял я лук и крикнул: «Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»  

Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.

Практический материал.

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,    

Кати по снегу свой снежок        

(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратился в толстый ком

(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)

И станет ком снеговиком

(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла

(Показывают на лице улыбку)

Два глаза шляпа нос метла

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка

(Медленно приседают)

Увы. И нет снеговика.

(Пожимают плечами, разводят руками).

«Зимние забавы»

Мы идем с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках,

Но упали мы. Ах.

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали,

И домой мы побежали.

«Самолет»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

«Дни недели»

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с медом пек калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

Список используемой литературы:

 

 1. Дмитриева Т.И. Речевая мозаика. Коррекция у детей с        задержками речевого развития. Детство-пресс, 2007.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.  «Просвещение», 1980.                                           

3. Лопоухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. «Дельта», 1998.

4. Коротаева Г.А. Воспитание правильной речи у детей. Москва, 2005.

5. Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980

6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981.

Цель мастер-класса: 

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками;

Повышение профессиональной квалификации педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи: 

Оказание методической и практической помощи воспитателям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;

Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;

Научить использовать нетрадиционные технологии при разучивании стихотворений с детьми.

Оборудование: иллюстрации, мнемотаблицы, анкеты.

Ход мастер-класса:

Вводная часть – теоретическая. Способы заучивания: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники,  построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.

Основная часть – практическая. Заучивание стихотворений разными способами.

Заключительная часть. Анкетирование, рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».

Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...