ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (подготовительная группа)

Каленская Алина Владимировна

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью моей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Для профилактики нарушений речи  я  уже несколько  лет использую  различные виды логоритмических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

        

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью моей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Для профилактики нарушений речи  я  уже несколько  лет использую  различные виды логоритмических упражнений:

—        движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

—        танец (хоровод);

—        разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

—        песня, сопровождаемая жестами;

—        логопедическая гимнастика;

—        мимические упражнения;

—   гимнастика для глаз;

—        пальчиковая игра;

—        подвижная или коммуникативная игра.

Логоритмические упражнения  направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.  

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательного аппарата. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, играют в речевые и пальчиковые игры.

В основу логоритмических упражнений  положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

С помощью логоритмических упражнений  реализуются следующие задачи:

  •  развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  •  расширение лексического запаса;
  •  развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  •  совершенствование общей и мелкой моторики;
  •  выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  •  развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время выполнения логоритмических упражнений  желательно, чтобы дети стояли вместе с воспитателем  в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть воспитателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в режим дня детского сада:

– утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;

– проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов;

– умывания, одевания на прогулку;

– речевые игры перед едой;

– логоритмические паузы на занятиях;

– динамические паузы между занятиями;

– физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

– бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

– подвижные игры с пением (на прогулке);

– игры малой подвижности (в группе);

– логоритмические досуги.

Мимические упражнения, гимнастика для глаз, пальчиковые  игры, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно проводить включая их в  музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Главный принцип достижения эффективности в работе индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а так же формирование положительной, познавательной мотивации.

Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное  с полезным».

Анализируя результаты проведенной  работы, можно сделать вывод, что у детей быстрее развивается речь, формируется положительно-эмоциональный настрой и вырабатывается умение общаться со сверстниками.

Список использованных источников:

1.        Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.

Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;

2.        «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;

3.        «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;

4.        «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012;

5.        Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;

6.        Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;

7.        «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014;

8.        Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;

9.        Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4

10.        Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5

лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

11.        Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

12.        Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 2013г.

13.        Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.

14.        И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.

15.        «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;

16.        Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».

17.        Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.

18.        Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.

19.        Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

20.        Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Цель тренинга:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...

Использование элементов логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста.

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми,координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справить...

Использование элементов логоритмики в работе логопеда

Использование элементов логоритмики в работе логопеда...

Статья «Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда»

Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика,   по развитию речи детей. В этой  методике  сочетаются музыка, движения и слова стихотворени...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД....