Использование элементов логоритмики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Педагогический долгосрочный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logoritmika_veselye_notki.docx | 826.34 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г.Волгодонска
г. Волгодонск, 2023
Актуальность
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями
в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и
недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое
общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет
значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.
У многих детей наблюдается значительное нарушение всех
компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными,
наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении.
Фонетическое оформление речи отстаѐт от возрастной нормы. Отмечаются
стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры,
недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются
логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным
препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а
в дальнейшем и программой начальной школы.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами
работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль
играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова,
движения и музыки.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и
музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы
музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической
коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо
отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не
просто сопровождает движение и речь, а является их организующим
началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия,
настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном
этапе занятия.
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка
организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их
познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные
эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает
внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.
Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению
профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и
развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно
понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном
логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с
развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием
занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят
значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении
активного словарного запаса.
Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия
на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми
нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной
недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики,
психологические проблемы.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром
специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и
неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также
формирование положительной познавательной мотивации. Можно
использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические,
музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.
Цель проекта: Стимулирование процесса речевой и психомоторной активности детей посредством использования элементов логоритмики в коррекционной работе на занятиях и в режимных моментах.
Задачи проекта:
- В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.
- К воспитательным задачам относятся: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку.
- К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Условия реализации проекта
1) создание развивающей среды для занятий логоритмикой и самостоятельной двигательной активности детей;
2) наличие необходимого оборудования для проведения логоритмических упражнений (щеток-«ёжиков», массажных мячей, индивидуальных зеркал, музыкальное сопровождение и т.д.).
3) наличие картотеки пальчиковых игр, в которых все подражательные действия сопровождаются стихами, картотеки логоритмических упражнений.
4) работа по психомоторному и речевому развитию в соответствии с технологией логоритмической гимнастики осуществляется на основе методики обучения и тесного сотрудничества всех субъектов воспитательно-образовательного процесса .
Участники проекта и их взаимодействие
Учитель-логопед. Внедрение методов логоритмики в разные виды речевой деятельности
2 Воспитатели
3 Родители. Собрание: «Красивая речь – залог успешности обучения в школе» » Консультации :«Использование технологии логоритмической гимнастики в непосредственно образовательной деятельности»;
Практикум «Как сделать увлекательными занятия дома»; Традиционные мероприятия (развлечения, дни достижений).
Реализация проекта рассчитан на 9 месяцев (с сентября 2022 г. по май 2022 г.) и будет проходить в три этапа:
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2.ПРАКТИЧЕСКИЙ
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Месяцы | Мероприятия | Участники | Ответствен-ные | ||||
Сентябрь |
| Учитель-логопед Воспитатели Родители Дети | Учитель-логопед Воспитатели | ||||
Октябрь |
| Учитель-логопед Воспитатели Дети | Учитель-логопед Музыкальный руководитель | ||||
Ноябрь |
Развлечение с элементами логоритмики «Музыкальное представление для друзей параллельной группы»
| Воспитатели Учитель-логопед Дети | Учитель-логопед Музыкальный руководитель | ||||
Декабрь | картотеки | ||||||
Январь | Подготовка костюмов и атрибутов к представлению. Инсценировка сказки «Репка» с элементами логоритмики Видеопрезентация сказки «Репка» для родителей. | Воспитатели Учитель-логопед Дети родители | Воспитатели Учитель-логопед | ||||
Февраль | Создание картотеки игр с элементами логоритмики для развития у детей 4-5 лет слухового внимания и восприятия. В рамках проекта проведение Мастер-класса для родителей детей с ТНР «Массаж лица под музыку» | Воспитатели Учитель-логопед | Воспитатели Учитель-логопед | ||||
Март | Ручной труд: изготовление игрушки –погремушки для Матрешки с целью развития слухового внимания, восприятия. Чувства ритма. Инсценировка этюда «Матрешки» | Воспитатели | Воспитатели | ||||
Апрель | «Мастер-класс по изготовлению музыкальных игрушек-шумелок» (совместная деятельность с родителями и детьми средней группы) | Воспитатели Учитель-логопед Дети родители | Воспитатели Учитель-логопед | ||||
Май | Игровое интегрированное занятие на тему «Весна» с элементами логоритмики Создание презентации «Использование приемов логоритмики в работе с детьми с ТНР» Родительское собрание представление презентации |
Мастер-класс «Музыкальные шумелки своими руками» (совместная деятельность с родителями и детьми).
Цель: развитие музыкальных способностей детей, творческой и познавательной активности.
Задачи:
Развивающие:
- развивать музыкальный слух детей, чувство ритма;
- развивать мелку моторику у детей;
- закреплять умение играть на самоделках– шумелках;
- побуждать к творчеству.
Познавательные:
- познакомить с вариантами изготовления музыкальных инструментов из бросового материала;
- устанавливать взаимосвязь изменения звука от размера наполнителя для шумелки.
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать в детском коллективе и с родителями;
- воспитывать активность и самостоятельность.
Используемые технологии:
- технология создания проблемной ситуации;
- эксперимент;
- технология эстетической направленности.
- Добрый вечер, уважаемые родители.
- Предлагаем посмотреть музыкальную сказку, подготовленную нашими детьми «Трусливый заяц».
-Предлагаю детям взять музыкальные инструменты из коробки, но их там нет.
- «Что же делать?» (предположения детей и родителей)
-А как мы их сделаем, из чего?
- Попробуем сделать сами и все равно покажем сказку.
-Вот то, что всегда может оказаться под рукой: (перечисляется бросовый материал).
-Внимательно рассмотрите картинки, и попробуйте описать из чего он сделан и как его можно использовать. Наполнитель может быть разный: крупы, бусы, крупный песок. Это зависит от того с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент.
1. Для начала выберите, какой муз. инструмент вы будете делать.
2. Выбрать бросовый и не обходимый к нему материал.
3. Создать совместно с ребёнком.
4. Показ сказки-шумелки.
Сказка «Трусливый заяц».
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)
Испугался заяц и бежать (барабаним пальцами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)
Бросился заяц бежать (барабан)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётка)
Побежал заяц из леса к речке (барабан)
А на берегу речки лягушки сидели (гусли из карандашей)
Увидели они зайца и прыг в воду (звонарики)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.
А сейчас давайте организуем выставку работ музыкальных инструментов, которые Вы сегодня смастерили со своими детьми.
- Понравились Вам ваши работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на общегородском семинаре на базе МПК, посвященного 190-летию К.Д. Ушинского...
"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...
Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...
«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....
Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...