Использование элементов логоритмики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Блинова Ольга Александровна

Педагогический долгосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logoritmika_veselye_notki.docx826.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Волгодонска

C:\Users\Dima\Downloads\image-2022-12-14 12_12_02.jpg

г. Волгодонск, 2023

Актуальность

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями

в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и

недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое

общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет

значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех

компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными,

наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении.

Фонетическое оформление речи отстаѐт от возрастной нормы. Отмечаются

стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры,

недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются

логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным

препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а

в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами

работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль

играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова,

движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и

музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы

музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической

коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо

отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не

просто сопровождает движение и речь, а является их организующим

началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия,

настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном

этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка

организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их

познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные

эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает

внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению

профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и

развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно

понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном

логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с

развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием

занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят

значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении

активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия

на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми

нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной

недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики,

психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром

специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и

неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также

формирование положительной познавательной мотивации. Можно

использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические,

музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

Цель проекта: Стимулирование процесса речевой и психомоторной активности детей посредством использования элементов логоритмики  в коррекционной работе на занятиях и в режимных моментах.

Задачи проекта:

 - В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.

- К воспитательным задачам относятся: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку.

- К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Условия реализации проекта

 1) создание развивающей среды для занятий логоритмикой и самостоятельной двигательной активности детей;

2) наличие необходимого оборудования для проведения логоритмических упражнений (щеток-«ёжиков», массажных мячей, индивидуальных зеркал, музыкальное сопровождение и т.д.).

3) наличие картотеки пальчиковых игр, в которых все подражательные действия сопровождаются стихами, картотеки логоритмических упражнений.

 4) работа по психомоторному и речевому развитию в соответствии с технологией логоритмической гимнастики осуществляется на основе методики обучения и тесного сотрудничества всех субъектов воспитательно-образовательного процесса .

Участники проекта и их взаимодействие

Учитель-логопед.  Внедрение методов логоритмики в разные виды речевой деятельности

2 Воспитатели

3 Родители.  Собрание: «Красивая речь – залог успешности обучения в школе» » Консультации :«Использование технологии логоритмической гимнастики в непосредственно образовательной деятельности»;

 Практикум «Как сделать увлекательными занятия дома»; Традиционные мероприятия (развлечения, дни достижений).

Реализация проекта рассчитан на 9 месяцев (с сентября 2022 г. по май 2022 г.) и будет проходить в три этапа:

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2.ПРАКТИЧЕСКИЙ

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Месяцы

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Сентябрь

  • Сбор материала по теме проекта.
  • Объявление о теме проекта.
  • Родительское собрание с мастер-классом: «Чем полезна логоритмика для детей с нарушениями речи и как ею заниматься»
  •  

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Дети

Учитель-логопед

Воспитатели

Октябрь

  • Буклет для родителей
  • Тренинг для воспитателей «Использование элементов логоритмики на занятиях по развитию речи, как профилактика речевых нарушений у дошкольников».

  • Создание картотеки этюдов - импровизаций в игровой форме «Логоритмика с элементами психогимнастики»

Учитель-логопед

Воспитатели

Дети

Учитель-логопед Музыкальный руководитель

Ноябрь

 

Развлечение с элементами логоритмики «Музыкальное представление для друзей параллельной группы»

  • Презентация проекта на педсовете «Логоритмика как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников»
  • Фотоотчет

Воспитатели

Учитель-логопед

Дети

Учитель-логопед Музыкальный руководитель

Декабрь

картотеки

Январь

Подготовка костюмов и атрибутов к представлению.

Инсценировка сказки «Репка» с элементами логоритмики

Видеопрезентация сказки «Репка» для родителей.

Воспитатели

Учитель-логопед

Дети

родители

Воспитатели

Учитель-логопед

Февраль

Создание  картотеки  игр с элементами логоритмики для развития у детей 4-5 лет слухового внимания и восприятия.

В рамках проекта проведение Мастер-класса для родителей детей с ТНР  «Массаж лица под музыку»

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Март

Ручной труд: изготовление игрушки –погремушки для Матрешки с целью развития слухового внимания, восприятия. Чувства ритма.

Инсценировка этюда «Матрешки»

Воспитатели

Воспитатели

Апрель

«Мастер-класс по изготовлению

 музыкальных игрушек-шумелок»

(совместная деятельность с родителями и детьми средней группы)

Воспитатели

Учитель-логопед

Дети

родители

Воспитатели

Учитель-логопед

Май

Игровое интегрированное занятие на тему «Весна» с элементами логоритмики

Создание презентации «Использование приемов логоритмики в работе с детьми с ТНР»

Родительское собрание представление презентации

Мастер-класс «Музыкальные шумелки своими руками» (совместная деятельность с родителями и детьми).

Цель:   развитие музыкальных способностей детей, творческой и познавательной активности.

Задачи:

Развивающие:

- развивать музыкальный слух детей, чувство ритма;

- развивать мелку моторику у детей;

- закреплять умение играть на самоделках– шумелках;

- побуждать к творчеству.

Познавательные:

- познакомить с вариантами изготовления музыкальных инструментов из бросового материала;

- устанавливать взаимосвязь изменения звука от размера наполнителя для шумелки.

Воспитательные:

- воспитывать умение взаимодействовать в детском коллективе и с родителями;

- воспитывать активность и самостоятельность.

Используемые технологии:

- технология создания проблемной ситуации;

- эксперимент;

- технология эстетической направленности.

  - Добрый вечер, уважаемые родители.

- Предлагаем посмотреть  музыкальную сказку, подготовленную нашими детьми «Трусливый заяц».

-Предлагаю детям взять  музыкальные инструменты  из коробки, но их там нет.

- «Что же делать?» (предположения детей и родителей)

-А как мы их сделаем, из чего?

- Попробуем сделать сами и все равно покажем сказку. 

-Вот то, что всегда может оказаться под рукой: (перечисляется бросовый материал).

-Внимательно рассмотрите картинки, и попробуйте описать из чего он сделан и как его можно использовать. Наполнитель может быть разный: крупы, бусы, крупный песок. Это зависит от того с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент.

1. Для начала выберите, какой муз. инструмент вы будете делать.

2. Выбрать бросовый и не обходимый к нему материал.

3. Создать совместно с ребёнком.

4. Показ сказки-шумелки.

Сказка «Трусливый заяц».

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётка)

Побежал заяц из леса к речке (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

А сейчас давайте организуем выставку работ музыкальных инструментов, которые Вы сегодня смастерили со своими детьми.

- Понравились Вам ваши работы?

C:\ЗАГРУЗКИ\IMG20230405162933.jpg     C:\ЗАГРУЗКИ\IMG20230405164320.jpg

C:\ЗАГРУЗКИ\IMG20230405162734.jpg           C:\ЗАГРУЗКИ\IMG20230425170702 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...

«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...