Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Веселый Язычок""
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Бурова Светлана Александровна

Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_obrazovanie_24-25_vesyolyy_yazychok.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска


Принята на заседании                                                                   Утверждаю:
педагогического совета                                                                Заведующий МБДОУ
от «31» августа 202
4 г.                                                                 «Детский сад № 79 «Соловушка»
Протокол № 1
                                                                                  ____________ И.А. Гращенкова
                                                                                                             Приказ № 91 от 31.08.2024 г.



Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Весёлый язычок»


Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год


Автор-составитель: учитель-логопед
Бурова Светлана Александровна


Смоленск

2024

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» является
программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными
 нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
   - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
   - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
   - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
   - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
   - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
   - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
   - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных
 программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
   - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
   - Устав МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».


Актуальность программы: федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
   Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без
освоения речевой культуры.
   Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как
элемент языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в
материальную звуковую форму.
   Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука
(артикуляционные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия
 (перцептивные свойства). Все эти единицы взаимосвязаны.
   

   Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно
воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию
произношения звуков у дошкольников проводится систематически. Наблюдения за собственной
 речью приводят детей к пониманию значения слова, они связывают его со звуками, составляющими слова. Начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.
   В воспитании звуковой культуры речи пристальное внимание уделяется работе над
интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания,
 поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи.
   Развитие фонематического слуха подготавливает детей к овладению звуковым анализом
слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку,
 дифференцированию звуков по их качественным характеристикам, что является одной из важных предпосылок успешности школьного обучения. Именно поэтому данная программа «Весёлый язычок» является актуальной для детей 4-5 лет.


Педагогическая целесообразность: объясняется тем, что предлагаемые в программе приемы и методы обучения; методы контроля и управления деятельностью детей; средства обучения доступные для детей действенны в развитии фонематического слуха у детей 4-5 лет.


Новизна программы: отличительными особенностями программы дополнительного образования «Весёлый язычок» являются:
   1. Систематизация специальных заданий и упражнений;
   2. Применение разнообразных видов работы с детьми (воспроизводящей, поисковой,
контролирующей);
   3. Использование в работе здоровьесберегающих технологий: кинезитерапии,
аурикулотерапии, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, фонетической ритмики;
   4. Доступность методического материала.


Адресат программы: дети в возрасте 4-5 лет.


Доступность программы для различных категорий детей:
   Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие технологии: кинезитерапия, аурикулотерапия, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, фонетическая ритмика.
   Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения.
   Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.


Объем программы: 72 часа.


Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут.

Форма организации учебного процесса:
очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Цель программы: развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Задачи:
Образовательные:
   − Формировать у детей четкие слуховые образы звуков;
   − Знакомить со способами интонационного выделения звука в слове;
   − Знакомить со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги.
Развивающие:
   Развивать восприятие устной речи на сенсомоторном уровне (развитие распознавания
звуков речи);
   Формировать у детей заинтересованное отношение к звуковой стороне речи;
   Развивать общую и мелкую моторику детей.
Воспитательные:
   Воспитывать любовь и интерес к родному языку;
   Формировать комплекс личностных качеств и навыков социального поведения
(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и
выполнять его и т.д.).


Планируемые результаты:
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
 ориентиров дошкольного образования, которые описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.
На фонетическом уровне:
   Ребенок умеет распознавать неречевые звуки.
   Наличие у ребёнка четких слуховых образов звуков речи.
   Наличие у ребёнка слухового контроля за качеством собственного произношения.
На фонематическом уровне:
   Ребенок умеет узнавать и дифференцировать фонемы на слух.
   Ребенок владеет фонематическим анализом и синтезом.


Условия реализации программы:
   − кабинет, оснащенный столами, стульями, учебной доской;
   − ноутбук;
   − раздаточный материал;
   − дидактические игры;
   − игрушки.


Приемы реализации программы:
   − Словесные;
   − Речевой образец;
   − Повторное проговаривание;
   − Объяснение;
   − Указание;
   − Оценка детской речи;
   − Вопрос;
   − Наглядные;
   − Показ иллюстративного материала;
   − Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению;
   Игровые;
   − Имитационно-моделирующие игры;
   − Ролевые обучающие игры;
   − Дидактические игры.


Виды и формы контроля:
Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: практическое задание.
Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме открытой образовательной деятельности.


II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

аттестации/контроля Формы

1

Узнавание и различение неречевых
звуков

5 ч

Беседа, педагогическое
наблюдение, устный опрос

2

Различение слов, близких по звуковому
составу и смыслу

10 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос

3

Ритмический рисунок слов

12 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос, практическое
задание

4

Выделение ударного слога

4 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос

5

Различение гласных звуков

18 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос

6

Различение слогов и слов,
отличающихся одним звуком

6 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос

7

Различение и отхлопывание
ритмического рисунка слов

8 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос

8

Выделение первого звука в слове

8 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос

9

Подведение итогов

2 ч

Педагогическое наблюдение,
устный опрос, открытое
занятие.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


1 раздел. Узнавание и различение неречевых звуков
Задачи:
   1. Знакомить детей с понятием «звук»;
   2. Дифференцировать неречевые звуки и соотносить их с символами;
   3. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   4. Развивать фонематический слух;
   5. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   6. Развивать мелкую моторику;
   7. Знакомить с моделированием - звук можно нарисовать в виде символа;
   8. Формировать интерес к речевой деятельности;
   9. Воспитывать самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.


2 раздел. Различение слов, близких по звуковому составу и смыслу
Задачи:
   1. Продолжить знакомить детей с понятием «звук»;
   2. Знакомить детей со звучащим словом;
   3. Расширить представления детей о значении слов;
   4. Развивать умение подбирать созвучные слова к заданному слову;
   5. Развивать умение подбирать слова, подходящих по смыслу;
   6. Расширить знания детей о протяженности слов;
   7. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   8. Развивать фонематический слух;
   9. Развивать просодию;
   10. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   11. Развивать мелкую моторику;
   12. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   13. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных заданий.


3 раздел. Ритмический рисунок слов
Задачи:
   1. Продолжать знакомить детей со звучащим словом;
   2. Расширить знания детей о протяженности слов;
   3. Дифференцировать односложные слова и звукоподражания;
   4. Дифференцировать односложные и двухсложные слова;
   5. Дифференцировать слова разного ритмического рисунка;
   6. Упражнять в словоизменении;
   7. Дифференцировать трехсложные слова из ряда слов разного ритмического рисунка;
   8. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   9. Развивать просодию;
   10. Развивать фонематический слух;
   11. Развивать слоговой анализ;
   12. Развивать мелкую моторику;
   13. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   14. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;7
   15. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных
заданий.


4 раздел. Выделение ударного слога
Задачи:
   1. Упражнять в интонационном выделении ударного слога в слове;
   2. Расширить знания детей о протяженности слов;
   3. Знакомить детей со словами-омографами;
   4. Развивать просодию;
   5. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   6. Развивать фонематический слух;
   7. Развивать слоговой анализ;
   8. Развивать мелкую моторику;
   9. Различение гласных звуков;
   10. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   11. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   12. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных
заданий.


5 раздел. Различение гласных звуков
Задачи:
   1. Уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [А], [О], [И], [У], [Ы], [Э];
   2. Упражнять в выделение звуков [А], [О], [И], [У], [Ы], [Э] в ударной позиции;
   3. Развивать просодию;
   4. Дифференцировать гласные звуки гласные звуки в словах простого слогового состава;
   5. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис.;
   6. Развивать фонематический слух;
   7. Развивать звуковой анализ;
   8. Развивать мелкую моторику;
   9. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   10. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   11. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных заданий.


6 раздел. Различение слогов и слов, отличающихся одним звуком
Задачи:
   1. Дифференцировать гласные звук в слогах словах;
   2. Дифференцировать двухсложные слова, отличающиеся одним звуком;
   3. Развивать просодию;
   4. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   5. Развивать фонематический слух;
   6. Развивать звуковой анализ;
   7. Развивать мелкую моторику;
   8. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   9. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   10. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных заданий.


7 раздел. Различение и отхлопывание ритмического рисунка слов
Задачи:
   1. Дифференцировать слова разного ритмического рисунка;
   2. Развивать просодию;
   3. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   4. Развивать фонематический слух;
   5. Развивать слоговой анализ;
   6. Развивать мелкую моторику;
   7. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   8. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   9. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных заданий.


8 раздел. Выделение первого звука в слове
Задачи:
   1. Упражнять в выделении первого звука в слове;
   2. Развивать просодию;
   3. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   4. Упражнять в подборе слов по смыслу;
   5. Развивать фонематический слух;
   6. Развивать звуковой анализ;
   7. Развивать мелкую моторику;
   8. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   9. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   10. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных заданий.


9 раздел. Подведение итогов
Задачи:
   1. Закрепить и уточнить знания детей;
   2. Развивать просодию;
   3. Развивать артикуляционную моторику, речевой праксис;
   4. Развивать фонематический слух;
   5. Развивать звуковой и слоговой анализ;
   6. Развивать мелкую моторику;
   7. Развивать слуховое внимание, память, мышление;
   8. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
   9. Воспитывать аккуратность и старательность при выполнении самостоятельных заданий.


Выводы:
   • предметы окружающего мира издают разные звуки;
   • музыкальные инструменты звучат по-разному;
   • предметы живой и неживой природы издают разные звуки;
   • каждая игрушка звучит по-своему;
   • слова звучат по-разному и обозначают разные предметы;
   • есть слова, похожие по звучанию;
   • есть слова, которые подходят друг к другу по смыслу;
   • есть одинаковые слова, которые отличаются только произношением;
   • слова имеют разную длительность звучания;
   • в словах есть части, которые произноситься дольше и громче, чем остальные;
   • от изменения звучания слова изменяется его значение;
   • при изменении слова может измениться его длительность;
   • звуки речи, можно петь;
   • с разными поющими звуками можно составить разные части слов;
   • слова могут отличаться одним звуком;
   • слова состоят из звуков.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


п/п

Месяц

Тема занятия

Кол
во
часов

Вид
контроля

1 раздел. Узнавание и различение неречевых звуков

1.

сентябрь

Различение звуков окружающих
шумов

1

Вводный

2.

Различение звучания музыкальных

инструментов

2

Текущий

3.

Различение звуков голосов природы

1

Текущий

4.

октябрь

Различение звуков игрушек

1

Текущий

2 раздел. Различение слов, близких по звуковому составу и смыслу

5.

октябрь

Знакомство с разнообразием слов

2

Текущий

6.

Созвучные слова

2

Текущий

7.

Различение близких по звучанию слов

2

Текущий

8.

Подбор созвучных слов

2

Текущий

9.

ноябрь

Подбор слов, подходящих по смыслу

2

Текущий

3 раздел. Ритмический рисунок слов

10.

ноябрь

Различение и отхлопывание
ритмического рисунка односложных
слов простого слогового состава

2

Текущий

11.

Различение и отхлопывание

ритмического рисунка односложных

слов

2

Текущий

12.

Различение и отхлопывание

ритмического рисунка двухсложных

слов простого слогового состава

2

Текущий

13.

Различение и отхлопывание

ритмического рисунка двухсложных слов

2

Текущий

14.

декабрь

Различение и отхлопывание

ритмического рисунка

трехсложных слов простого слогового

состава

2

Текущий

15.

Различение и отхлопывание

ритмического рисунка

трехсложных слов

2

Промежуточный

4 раздел. Выделение ударного слога

16.

декабрь

Выделение ударного слога в

простого слогового состава

2

Текущий

17.

Выделение ударного слога в

двухсложных словах.

Слова – омографы

2

Текущий

5 раздел. Различение гласных звуков

18.

январь

Звук [А]

2

Текущий

19.

Звук [О]

2

Текущий

20.

Звук [И]

2

Текущий

21.

Звук [У]

2

Текущий

22.

февраль

Звук [Ы]

2

Текущий

23.

Звук [Э]

2

Текущий

24.

Узнавание, различение и выделение

гласных звуков

[А-У-Ы] в односложных словах

2

Текущий

25.

Узнавание, различение и выделение

гласных звуков

[О-Э-И] в словах простого слогового

состава

2

Текущий

26.

март

Узнавание, различение и выделение
гласных звуков в
словах простого слогового состава

2

Текущий

6 раздел. Различение слогов, слов, отличающихся одним звуком

27.

март

Различение слогов, отличающихся
одним звуком

2

Текущий

28.

Различение односложных слов,

отличающихся одним

звуком

2

Текущий

29.

Различение двухсложных слов,

отличающихся одним

звуком

2

Текущий

7 раздел. Различение и отхлопывание ритмического рисунка слов

30.

апрель

Различение и отхлопывание
ритмического рисунка слов
простого слогового состава

2

Текущий

31.

Различение и отхлопывание

ритмического рисунка слов

2

Текущий

32.

Определение количества слогов в словах простого слогового состава

2

Текущий

33.

Определение количества слогов в

словах различной

слоговой структуры

2

Текущий

8 раздел. Выделение первого звука в слове

34.

май

Выделение первого звука
односложных слов

2

Текущий

35.

Выделение первого звука

двухсложных слов

2

Текущий

36.

Выделение первого звука

трехсложных слов

2

Текущий

37.

Выделение первого звука

пройденного материала

2

Текущий

9 раздел. Подведение итогов

38.

май

Подведения итогов. ООД

2

Итоговый

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми
для ее реализации:
   − Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
   − Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. О.Н. Лиманская
Конспекты логопедических занятий в средней группе.
   − Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Демонстрационный материал и учебно-методическое пособие.


Дидактический материал:
   Символы звуков и слоговые схемы.. Игрушки (музыкальные инструменты: металлофон, барабан, колокольчики и бубенчики), мелкие игрушки (машинки, грибочки, морковки и другие), демонстрационная – кукла); шумовые мешочки,  настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза «Поезд», «Собери цветок»; дидактические игры «Кто как говорит», «На что похоже?»; наглядный материал для проведения физкультминуток, фонетической ритмики; фонотека «Звуки природы», бытовых шумов на цифровых носителях; дидактические игры «Узнай, чей голос», «Найди по звуку»; «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками и т.д.


Описание общей методики работы:
Структура занятия:
   1. Организационный момент (выполнение артикуляционной гимнастики)
   2. Основная часть (игры и упражнения, способствующие достижению задач программы)
   3. Подведение итогов занятия.


Методы обучения:
Методы

а) по источнику познания:

   – словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, обобщающая предварительная, итоговая,беседы);
   – практический (упражнение, подражательно-исполнительское выполнение,
занимательные упражнения: загадки);
   – наглядный (демонстрация, иллюстрирование, показ образца задания, способа действия).


б) По степени продуктивности, по характеру познавательной деятельности:

    – объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);

   – репродуктивный (работа по образцам);
   – проблемный (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);
   – частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

 в) На основе структуры личности:
   – методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ,
беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);
   – методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, игра, поручение и т.д.);
   – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации).


Технологии обучения:
   В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированного обучения.


VI. ЛИТЕРАТУРА


1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79
«Соловушка», 2019.
2. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ
Астрель, 2006.
3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет/ Е.В. Колесникова. –
М.: Ювента, 2007.
4. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий в средней группе. – М.: ТЦ «Сфера»,
 2016.
5. Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.
Демонстрационный материал и учебно-методическое пособие – М.: Ювента, 2016.


VII. ПРИЛОЖЕНИЕ

Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Весёлый язычок»

Форма оценивания результатов освоения Программы:
Диагностика развития практических навыков в области речевого развития осуществляется в форме наблюдения за детьми и оценивания
уровня приобретения практических знаний, умений (низкий, средний, высокий) и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...