Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности: "Послушный язычок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Талагаева Алена Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poslushnyy_yazychok.docx76.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 11 Лесозаводского городского округа»

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МДОБУ ЦРР Д/С №11

ЛГОC:\Users\ДС_11\Downloads\2022-06-09_15-47-01.png

Т.А. Татарченко

«30 » августа 2022г.

Послушный язычок

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности

Возраст учащихся: 5 - 6 лет

 Срок реализации программы: 1 год

Талагаева Алена Сергеевна

учитель – логопед

Лесозаводск 2022

Раздел № 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4 – 7 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьно усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Направленность программы: социально – гуманитарная

Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский

Уровень освоения: стартовый

Адресат программы: дошкольники  (мальчики и девочки) МДОБУ № 11 ЛГО

Особенности организации образовательного процесса:

Программа рассчитана для детей 5 - 6 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на 1 учебный год.

Общее количество учебных часов – 62.

Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью 25 минут.

Форма организации занятий – групповая. Наполняемость группы от 10 - 15 человек.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Данной программой теоретические занятия не предусмотрены.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
  2. воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
  3. воспитывать самоконтроль за речью.

Развивающие:

  1. развивать        дыхание,        голос        и        мимические        мышцы,        артикуляционную        и пальчиковую моторику;
  2. развивать слуховое и зрительное внимание;
  3. развивать фонематическое восприятие, связную речь.

Обучающие:

  1. формировать слуховое внимание и восприятие;
  2. формировать понятия о грамматических категориях языка;
  3. обогащать и активизировать словарный запас.

  1. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Гимнастика для язычка»

1

1

Беседа, игровые

задания

2

«Наши пальчики играли»

1

1

Беседа

игровые задания

3

«Осень»

1

1

Беседа, игровые задания

4

«Фрукты»

1

1

Беседа, игровые задания

5

«Ягоды. Звук [У]»

1

1

Беседа, игровые задания

6

«Овощи. Звук [О]

1

1

Беседа, игровые задания

7

«Грибы. Звук [У]»

1

1

Беседа, игровые задания

8

«Деревья. Звук [П]»

1

1

Беседа, игровые задания

9

«Деревья. Звук [П]»

1

1

Беседа, игровые задания

11

Тема: «Одежда»

1

1

Беседа, игровые задания

12

«Мебель»

1

1

Беседа, игровые задания

13

«Посуда»

1

1

Беседа, игровые задания

14

«Игрушки»

1

1

Беседа, игровые задания

15

«Одежда»

1

1

Беседа, игровые задания

16

«Транспорт. Звук [В]»

1

1

Беседа, игровые задания

17

«Транспорт. Звук [В]»

1

1

Беседа, игровые задания

18

«Правила дорожного движения. Звук [Ф]»

1

1

Беседа, игровые задания

19

«Правила дорожного движения. Звук [Ф]»

1

1

Беседа, игровые задания

20

«Домашние животные. Звук [Ы]»

1

1

Беседа, игровые задания

21

«Домашние животные и их детеныши. Звук Б]»

1

1

Беседа, игровые задания

22

«Дикие животные. Звук [Т]»

1

1

Беседа, игровые задания

23

«Дикие животные готовятся к зиме. Звук [К]»

1

1

Беседа, игровые задания

24

«Перелетные птицы. Звук [М]»

1

1

Беседа, игровые задания

25

«Зимующие птицы. Звук [Н]»

1

1

Беседа, игровые задания

26

«Зима»

1

1

Беседа, игровые задания

27

«Зима»

1

1

Беседа, игровые задания

28

«Зима. Зимняя одежда. Звук [Д]»

1

1

Беседа, игровые задания

29

«Зима. Зимняя одежда. Звук [Д]»

1

1

Беседа, игровые задания

30

«Зимние забавы. Звук [Г]»

1

1

Беседа, игровые задания

31

«Зимние забавы. Звук [Г]»

1

1

Беседа, игровые задания

32

«Новый год»

1

1

Беседа, игровые задания

33

«Человек. Части тела. Звук [Х]»

1

1

Беседа, игровые задания

34

«Человек. Части тела. Звук [Х]»

1

1

Беседа, игровые задания

35

«Материалы и инструменты. Звук [Ш]»

1

1

Беседа, игровые задания

36

«Материалы и инструменты. Звук [Ш]»

1

1

Беседа, игровые задания

37

«Профессии. Звук [Ж]»

1

1

Беседа, игровые задания

38

«Профессии. Звук [Ж]»

1

1

Беседа, игровые задания

39

«Защитники Отечества. Звук [Э]»

1

1

Беседа, игровые задания

40

«Времена года. Звук [С]»

1

1

Беседа, игровые задания

41

«Времена года. Звук [С]»

1

1

Беседа, игровые задания

«Мамин день. Семья. Звук [З]»

1

1

Беседа, игровые задания

42

«Мамин день. Семья. Звук [З]»

1

1

Беседа, игровые задания

43

«Признаки весны. Первые цветы. Звук [Ч]

1

1

Беседа, игровые задания

44

«Признаки весны. Первые цветы. Звук [Ч]

1

1

Беседа, игровые задания

45

«Электроприборы. Звук [Щ]»

1

1

Беседа, игровые задания

46

«Электроприборы. Звук [Щ]»

1

1

Беседа, игровые задания

47

«Весна в природе. Звук [Л]»

1

1

Беседа, игровые задания

48

«Первые цветы»

1

1

Беседа, игровые задания

49

«Первые цветы»

1

1

Беседа, игровые задания

50

«Семья»

1

1

Беседа, игровые задания

51

«Труд людей весной. Звук [Р]»

1

1

Беседа,

игровые задания

52

«Труд людей весной. Звук [Р]»

1

1

Беседа, игровые задания

53

«Рыбы»

1

1

Беседа, игровые задания

54

«Космос. Звук [Ц]»

1

1

Беседа, игровые задания

55

«Насекомые. Звук [Й]»

1

1

Беседа, игровые задания

56

«Насекомые. Звук [Й]»

1

1

Беседа, игровые задания

57

«Продукты питания. Звуки [С]- [Ш]»

1

1

Беседа, игровые задания

58

«Продукты питания. Звуки [С]- [Ш]»

1

1

Беседа, игровые задания

59

«Животные жарких стран. Звуки [З] - [Ж]»

1

1

Беседа, игровые задания

60

«Животные жарких стран. Звуки [З] - [Ж]»

1

1

Беседа, игровые задания

61

«Город Москва» Звуки [Л]- [Р]»

1

1

Беседа, игровые задания

62

Открытое занятие для родителей

Беседа, викторина, игровые задания

Всего часов

62

62

Содержание учебного плана

  1. Тема: «Гимнастика для язычка»

Практика: закрепить знания об артикуляционной гимнастике.

«Сказка овеселом язычке», «Паравоз».

  1. Тема: «Наши пальчики играли»

Практика: Закрепить знания о пальчиковой гимнастике с помощью сказки «Теремок»,

«Колобок» и «Маша и медведь».

  1. Тема: «Осень»

Практика: 1. Мелкая моторика. П/г «Листья». 2. Артикуляционная моторика. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. 3. Развивать зрительное внимание. «Найди такой же листочек». 4. Дыхательное упражнение «Ветерок». Развитие длительного, плавного выдоха

  1. Тема: «Фрукты»

Практика:        1.Артикуляционная        гимнастика.   Развивать   подвижность   артик-го        аппарата

«Улыбка», «Заборчик», «Дудочка». 2. Пальчиковая гимнастика. Поочередное сгибание пальцев обеих рук «Танины игрушки» 3. Упражнение на развитие фонематического слуха.

«Угадай, что делают». 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. «Футбол». 5.Формировать лексико-грамматический строй речи. Игра «Назови ласково».

  1. Тема: «Ягоды. Звук [У]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Толстячок», «Худышка», «Вкусное варенье»,

«Чашечка». 2. Обогащать и активизировать словарь по изучаемой теме «В лесу». 3. Развитие речевого дыхания «Гудок». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Из чего какое варенье», «Назови ласково». 5. Развивать связную речь «Ответь на вопросы».

  1. Тема: «Овощи. Звук [О]

Практика: 1. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное

внимание «Найди одинаковые овощи». 2. Развивать фонационное дыхание «Веселая песенка». 3.Развивать фонематический слух и внимание «Назови слова на звук [О]».

  1. Тема: «Грибы. Звук [У]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Иголочка», «Маляр». 2. Обогащать и активизировать словарь по изучаемой теме «В лесу». 3. Развивать силу и модуляцию голоса «Эхо». 4. Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями

«Шарик», «Свеча». 5. Развивать связную речь «Продолжи предложение».

  1. Тема: «Деревья. Звук [П]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Остановить лошадку», «Наказать непослушный язычок», «Фокус». 2. Уточнить артикуляцию звука [П]». 3. Развитие речевого дыхания «Веселая песенка». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Какие листья», «Один-много». 5. Развивать связную речь «Объясни словечко».

  1. Тема: «Деревья. Звук [П]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Остановить лошадку», «Наказать непослушный язычок», «Фокус». 2. Уточнить артикуляцию звука [П]». 3. Развитие речевого дыхания «Веселая песенка». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Какие листья», «Один-много». 5. Развивать связную речь «Объясни словечко».

  1. Тема: «Одежда»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Развитие подвижности органов артикуляции. Упражнения «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка». 2. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики, координация речи с движениями. П/г «Стирка».

  1. Упражнения на развитие фонематического слуха. Упражнение «Постучи карандашом как я». 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. «Ветер качает бельё». 5. Формировать лексико-грамматический строй речи. Игра «Оденем куклу Таню на прогулку».
  1. Тема: «Дом»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Развитие подвижности артик-х органов. Упражнения «Моем окна», «Красим потолок». 2. Пальчиковая гимнастика. Координация речи с движением. П/г «Строим дом» 3. Упражнение на развитие фонематического слуха

«Дятел». 4. Составление предложений по образцу. Д/игра «Что нужно домику?» 5.Дыхательная гим-ка. Выработка длительного вдоха и короткого прерывистого выдоха

«Погреем ручки.

  1. Тема: «Мебель»

Практика:1. Артикуляционная гимнастика. Выработка положения языка вверху за зубами.

«Сказка о веселом язычке». 2. Развивать фонематический слух «Что звучит?». 3. Мелкая моторика. Закреплять названия предметов мебели, загибая пальчики. Игра «Назови и посчитай предмет на картинке». 4. Учить детей правильно использовать предлог под «Что находится под…». 5. Дыхательная гим-ка. Развитие прерывистого вдоха и выдоха. Упр.

«Насос».

  1. Тема: «Посуда»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Развитие полноценных движений и переключаемости артик-х органов «Чашечка», «Пирожок». 2. Мелкая моторика. Координация речи с движением П/г «Посуда» Н. Нищевой 3. Речевое дыхание. Развитие прерывистого выдоха «Чайник пыхтит». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи. Игра «Назови предметы». Составление предложений с союзом и. 5. Игра «Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога на.

  1. Тема: «Игрушки»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. «Качели», «Орешек», «Болтушка». 2. Мелкая моторика. Поочередное сгибание пальцев обеих рук. П/г «Мальчик с пальчик». 3. Речевое дыхание. Выработка длительного выдоха. Пропевание гласных звуков на одном длительном выдохе. 4. Формировать лексико- грамматический строй речи. Д/и «Назови одним словом».

  1. Тема: «Одежда»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Развитие подвижности органов артикуляции. Упражнения «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка». 2. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики, координация речи с движениями. П/г «Стирка».

3.Упражнения на развитие фонематического слуха. Упражнение «Постучи карандашом как я». 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. «Ветер качает бельё». 5.Формировать лексико-грамматический строй речи. Игра «Оденем»

  1. Тема: «Транспорт. Звук [В]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Самолёт летит», «Пароход гудит», «Вкусное варенье», «Колокольчик». 2. Развивать фонематический слух «Назови словечко». 3. Развивать речевое дыхание «Ветер гудит». 4. Уточнить артикуляцию звука [В]. 5. Формирование лексико-грамматического строя речи «Назови ласково», «Подбери словечко».

  1. Тема: «Транспорт. Звук [В]»

Практика:     часа 1. Артикуляционная гимнастика: «Самолёт летит», «Пароход гудит»,

«Вкусное варенье», «Колокольчик». 2. Развивать фонематический слух «Назови словечко».

3. Развивать речевое дыхание «Ветер гудит». 4. Уточнить артикуляцию звука [В].

  1. Тема: «Правила дорожного движения. Звук [Ф]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». 2. Систематизировать знания детей о ПДД. 3. Уточнить артикуляцию согласных звуков в логопедических распевках и потешках. 4. Развивать чувство темпа и ритма «Повтори». 5. Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.

  1. Тема: «Правила дорожного движения. Звук [Ф]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». 2. Систематизировать знания детей о ПДД. 3. Уточнить артикуляцию согласных звуков в логопедических распевках и потешках. 4. Развивать чувство темпа и ритма «Повтори». 5. Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.

  1. Тема: «Домашние животные. Звук [Ы]»

Практика 1. Артикуляционная гимнастика. «Улыбка», «Гудим как пароход», «Прятки».

2. Пальчиковая гимнастика. «Покусаем» (с прищепками). 3. Упражнение на развитие фонематического слуха «Ферма». 4. Игра «Что нужно животному?» Составление предложений по образцу логопеда. 5. Игра «Кто где живет?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом в; существительных с обобщающим значением.

  1. Тема: «Домашние животные и их детеныши. Звук [Б]»

Практика:      1.   Артикуляционная   гимнастика.   «Парус»,   «Горка»,   «Вкусное   варенье»,

«Лошадка». 2. Развивать мимическую мускулатуру «Зеркало». 3. Развивать фонематический слух «Повтори», «Назови звуки в слове…» 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Исправь ошибку», «Кто как разговаривает?» 5. Тренировать детей в модулирований

«Тихо-громко».

  1. Тема: «Дикие животные. Звук [Т]»

Практика:   1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Часики», «Маляр», «Барабан».

2. Уточнять знания о диких животных. 3. Уточнит артикуляцию звука [Т]. 4. Закрепить правильное произношение согласных звуков в чистоговорках и звуковых играх. 5. Развивать зрительное внимание «Что не бывает».

23. Тема: «Дикие животные готовятся к зиме. Звук [К]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Волк», «Заяц», «Лопата», «Колокольчик».

2. Развивать фонационное дыхание «Пой со мной!». 3. Уточнить артикуляцию звука [К].

4. Самомассаж лица. 5. Развивать фонематический слух «Назови 1 звук в словах…».

6. Формировать лексико-грамматический строй речи «Назови ласково».

24. Тема: «Перелетные птицы. Звук [М]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики», «Орешки», «Валик».

2. Развивать длительный плавный выдох «Задуй свечку». 3. Уточнить артикуляцию звука [М]. 4. Закреплять произношение звука [М] в словах и словосочетаниях «Повтори».

5.        Развивать        связную        речь        «Продолжи        предложение».        6.        Формировать        лексико- грамматический строй речи «Чьи крылья».

25. Тема: «Зимующие птицы. Звук [Н]»

Практика:        1.        Артикуляционная        гимнастика.        «Маляр»,        «Чистим        зубки»,        «Валик».

2. Пальчиковая гимнастика. «Сорока». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха:

«Голосок». 4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Дуют ветры сильные,

дуют ветры слабые». 5. Формирование лексико-грамматического строя речи. Учить понимать значение вопроса «когда?»

  1. Тема: «Зима»

Практика: 1.Артикуляционная гимнастика. «Сосулька», «Санки-ледянки». 2. Мелкая моторика. Поочередное сгибание пальцев. П/г «Мы во двор пошли гулять». 3. Упражнение на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности «Ох и Ах». 4. Речевое дыхание. Формирование длительного, короткого вдоха и выдоха. Упражнение «Согреем ручки». 5. Расширять словарный запас по теме «Зима». Игра «Какой? Какая? какие?»

  1. Тема: «Зима»

Практика: 1.Артикуляционная гимнастика. «Сосулька», «Санки-ледянки». 2. Мелкая моторика. Поочередное сгибание пальцев. П/г «Мы во двор пошли гулять». 3. Упражнение на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности «Ох и Ах». 4. Речевое дыхание. Формирование длительного, короткого вдоха и выдоха. Упражнение «Согреем ручки». 5. Расширять словарный запас по теме «Зима». Игра «Какой? Какая? какие?»

  1. Тема: «Зима. Зимняя одежда. Звук [Д]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Качели», «Горка», «Болтушка», «Наказать непослушный язычок». 2. Развивать длительный выдох «Сдуй снежинку». 3. Развивать силу голоса «Веселая песенка». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Сосчитай до пяти». 5. Развивать последовательность в предложениях «Собери предложения».

«Зимние забавы.

  1. Тема: «Зима. Зимняя одежда. Звук [Д]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Качели», «Горка», «Болтушка», «Наказать непослушный язычок». 2. Развивать длительный выдох «Сдуй снежинку». 3. Развивать силу голоса «Веселая песенка». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Сосчитай до пяти». 5. Развивать последовательность в предложениях «Собери предложения».

«Зимние забавы.

  1. Тема «Зимние забавы. Звук [Г]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Гудим как самолет», «Барабан», «Болтушка»,

«Вкусное варенье». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова на звук [Г]», «Назови 1ый звук в словах…». 3. Развивать силу голоса «Эхо». 4. Формировать лексико- грамматический строй речи «Один-много». 5. Развивать связную речь «Подбери словечко».

  1. Тема «Зимние забавы. Звук [Г]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Гудим как самолет», «Барабан», «Болтушка»,

«Вкусное варенье». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова на звук [Г]», «Назови 1ый звук в словах…». 3. Развивать силу голоса «Эхо». 4. Формировать лексико- грамматический строй речи «Один-много». 5. Развивать связную речь «Подбери словечко».

  1. Тема: «Новый год»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Удержание позы язычка «узкий» «Иголочка»,

«Часики». 2. Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. «Подарки». 3. Речевое дыхание. Развитие длительного вдоха и выдоха. Упражнение «Метель». 4. Формирование фонематических процессов. «Инопланетянин».ормирование лексико-грамматического строя речи «Назови ласково», «Подбери словечко».

  1. Тема: «Человек. Части тела. Звук [Х]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Горка», «Часики», «Барабан».

2. Развивать силу и высоту голоса «Эхо». 3. Развивать речевое дыхание «Пароход гудит».

4. Учить составлять предложения с предлогом у, по образцу. 5. Формировать лексико- грамматический строй речи «Будь внимателен».

34. Тема: «Человек. Части тела. Звук [Х]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Горка», «Часики», «Барабан».

2. Развивать силу и высоту голоса «Эхо». 3. Развивать речевое дыхание «Пароход гудит».

4. Учить составлять предложения с предлогом у, по образцу. 5. Формировать лексико- грамматический строй речи «Будь внимателен».

  1. Тема: «Материалы и инструменты. Звук [Ш]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова со звуком [Ш]». 3. Развивать речевое дыхание «Веселая песенка». 4. Учить отвечать на вопрос полным предложением по образцу. 5. Формирование лексико-грамматического строя речи «Назови ласково», «Сосчитай до пяти».

  1. Тема: «Материалы и инструменты. Звук [Ш]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова со звуком [Ш]». 3. Развивать речевое дыхание «Веселая песенка». 4. Учить отвечать на вопрос полным предложением по образцу. 5. Формирование лексико-грамматического строя речи «Назови ласково», «Сосчитай до пяти».

  1. Тема: «Профессии. Звук [Ж]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 2. Расширять и уточнять знания детей о профессиях «Посмотри и назови». 3. Развивать связную речь «Кем работает человек, который…» . 4. Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

  1. Тема: «Профессии. Звук [Ж]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 2. Расширять и уточнять знания детей о профессиях «Посмотри и назови». 3. Развивать связную речь «Кем работает человек, который…» . 4. Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

  1. Тема: «Защитники Отечества. Звук [Э]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Самолёт летит», «Пароход гудит»,

«Вкусное варенье», «Колокольчик». 2. Уточнить знания детей о празднике «День Защитника Отечества». 3. Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту

«Эхо». 4. Закрепить артикуляцию гласных звуков в распевках. 5. Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений «Веселая песенка», «Звуки вокруг нас».

  1. Тема: «Времена года. Звук [С]»

Практика:        1. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 2. Уточнить артикуляцию звука [C]. 3. Упражнять детей в употреблении восклицательных предложения по заданному образцу. 4. Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений

«Спой со мной». 5. Формировать лексико-грамматический строй речи «Когда мы это

делаем…», «Собери предложение».

  1. Тема: «Времена года. Звук [С]»

Практика:        1. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 2. Уточнить артикуляцию звука [C]. 3. Упражнять детей в употреблении восклицательных предложения по заданному образцу. 4. Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений

«Спой со мной». 5. Формировать лексико-грамматический строй речи «Когда мы это делаем…», «Собери предложение».

  1. Тема: «Мамин день. Семья. Звук [З]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Улыбка», «Хоботок», «Часики»,

«Орешки», «Малер». 2. Пальчиковая гимнастика «Подарок для мамы». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха. «Угадай, кто я». 4Накопление словарного запаса «Запомни и повтори». 4. Формирование лексико-грамматического строя речи «Исправь предложение»,

«Назови отчества женщин и мужчин». 5. Развивать связную речь «Какая твоя мама?».

  1. Тема: «Признаки весны. Первые цветы. Звук [Ч] »

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Лошадка», «Остановить

лошадку», «Лопата», «Иголочка». 2. Пальчиковая гимнастика «Цветы». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха. «Кораблики». 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. Упражнение «Спой со мной!». 5. Формирование лексико-грамматического строя речи. «Назови полевые и садовые цветы», «Сосчитай до пяти», «Найди ошибку».

  1. Тема: «Признаки весны. Первые цветы. Звук [Ч] »

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Лошадка», «Остановить

лошадку», «Лопата», «Иголочка». 2. Пальчиковая гимнастика «Цветы». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха. «Кораблики». 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. Упражнение «Спой со мной!». 5. Формирование лексико-грамматического строя речи. «Назови полевые и садовые цветы», «Сосчитай до пяти», «Найди ошибку».

  1. Тема: «Электроприборы. Звук [Щ]»

Практика:1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». 2. Уточнить и закрепить знания детей об электроприборах. 3. Уточнить артикуляцию согласных звуков в логопедических распевках и потешках. 4. Уточнить артикуляцию звука [Щ].

  1. Тема: «Электроприборы. Звук [Щ]»

Практика:1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». 2. Уточнить и закрепить знания детей об электроприборах. 3. Уточнить артикуляцию согласных звуков в логопедических распевках и потешках. 4. Уточнить артикуляцию звука [Щ].

  1. Тема: «Весна в природе. Звук [Л]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Гудим как самолет», «Наказать не послушный язычок», «Выталкивать верхние и нижние зубки». 2. Уточнить признаки весны «Когда это бывает?». 3. Развивать фонематический слух «Назови все звуки», «Хлопай, не

зевай!». 4. Развивать чувство темпа и ритма «Повтори». 5. Укреплять голосовой аппарат детей с помощью оздоровительных упражнений.

  1. Тема: «Первые цветы»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Лошадка», «Остановить лошадку», «Лопата». 2. Физ. минутка. Координация речи с движением. Выполнять движения в соответствием с текстом потешки «Одуванчики…». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха.

«Кораблики» 4. Речевое дыхание. Упражнения на развитие речевого дыхания. Упражнение

«Божья коровка» 5. Формировать лексико-грамматический строй речи. Д/и «Назови цветы»,

«Один-много».

  1. Тема: «Первые цветы»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Лошадка», «Остановить лошадку», «Лопата». 2. Физ. минутка. Координация речи с движением. Выполнять движения в соответствием с текстом потешки «Одуванчики…». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха.

«Кораблики» 4. Речевое дыхание. Упражнения на развитие речевого дыхания. Упражнение

«Божья коровка» 5. Формировать лексико-грамматический строй речи. Д/и «Назови цветы»,

«Один-много».

  1. Тема: «Семья»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. Выработка полноценных движений. «Блинчик», Бублик», «Вкусное варенье». 2. Мелкая моторика, Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик», считалка «Мяч». 3. Упражнения на развитие фонематического слуха: «Голосок», 4. Речевое дыхание. Упражнение «Стирка». 5. Формировать лексико-грамматический строй речи. Научить понимать значение вопроса «чем?»

  1. Тема: «Труд людей весной. Звук [Р]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Гудим как пароход», «Барабан», «Болтушка»,

«Вкусное варенье». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова на звук [Р]», «Назови 1ый звук в словах…». 3. Развивать силу голоса «Эхо». 4. Формировать лексико- грамматический строй речи «Один-много», «Продолжи предложение». 5. Развивать связную речь «Подбери словечко».

  1. Тема: «Труд людей весной. Звук [Р]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Гудим как пароход», «Барабан», «Болтушка»,

«Вкусное варенье». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова на звук [Р]», «Назови 1ый звук в словах…». 3. Развивать силу голоса «Эхо». 4. Формировать лексико- грамматический строй речи «Один-много», «Продолжи предложение». 5. Развивать связную речь «Подбери словечко».

  1. Тема: «Рыбы»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Качели», «Часики», «Валик», «Блинчик». 2. Активизировать словарь по данной теме «Что не бывает?». 3. Учить детей выполнять игровой самомассаж. 4. Учить образовывать имена существительные в форме родительного падежа единственного числа «Доскажи словечко». 5. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память «Повтори

  1. Тема: «Космос. Звук [Ц]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Горка», «Часики»,

«Барабан». 2. Развивать силу и высоту голоса «Громко-тихо». 3. Развивать речевое дыхание

«Пароход гудит». 4. Учить составлять вопросительные предложения по образцу. 5. Формировать лексико-грамматический строй речи «Будь внимателен», «Назови одним словом». 6. Расширять глагольный словарь по изучаемой теме «Отгадай

загадки». «Возращение птиц.

  1. Тема: «Насекомые. Звук [Й]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Маляр», «Фокус», «Болтушка»,

«Вкусное варенье». 2. Развивать фонематический слух и внимание «Назови все звуки в слове».        3.        Развивать        силу        голоса        «Веселая        песенка».        4.        Формировать        лексико- грамматический строй речи «Один-много», «Скажи наоборот».

  1. Тема: «Насекомые. Звук [Й]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Маляр», «Фокус», «Болтушка»,

«Вкусное варенье». 2. Развивать фонематический слух и внимание «Назови все звуки в слове».        3.        Развивать        силу        голоса        «Веселая        песенка».        4.        Формировать        лексико- грамматический строй речи «Один-много», «Скажи наоборот».

  1. Тема: Продукты питания. Звуки [С]- [Ш]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Горка», «Часики», «Барабан». 2. Уточнить артикуляцию изучаемого звука. 3. Закреплять умение составлять предложение с заданным словом. «Продолжи предложение». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Будь внимателен», «Сосчитай до пяти». 6. Расширять глагольный словарь по изучаемой теме «Новое словечко».

  1. Тема: «Продукты питания. Звуки [С]- [Ш]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Горка», «Часики», «Барабан». 2. Уточнить артикуляцию изучаемого звука. 3. Закреплять умение составлять предложение с заданным словом. «Продолжи предложение». 4. Формировать лексико-грамматический строй речи «Будь внимателен», «Сосчитай до пяти». 6. Расширять глагольный словарь по изучаемой теме «Новое словечко».

  1. Тема: «Животные жарких стран. Звуки [З] - [Ж]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Лопата», «часики», «Болтушка», «Качели». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова на звук [Я]», «Назови 1-ый звук в словах…».

3. Развивать силу голоса «Эхо». 4. Учить передавать эмоции через интонацию «Угодай-ка!»

5. Развивать лексико-грамматический строй речи «Подбери словечко», «Назови семью»,

«Скажи наоборот».

  1. Тема: «Животные жарких стран. Звуки [З] - [Ж]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика. «Лопата», «часики», «Болтушка», «Качели». 2. Развивать фонематический слух «Назови слова на звук [Я]», «Назови 1-ый звук в словах…».

3. Развивать силу голоса «Эхо». 4. Учить передавать эмоции через интонацию «Угодай-ка!»

5. Развивать лексико-грамматический строй речи «Подбери словечко», «Назови семью»,

«Скажи наоборот».

61. Тема: «Город Москва» Звуки [Л]- [Р]»

Практика: 1. Артикуляционная гимнастика: «Парус», «Горка», «Часики», «Вкусное варенье»,

«Достань подбородок» 2. Упражнять детей в умение называть свой полный адрес.

3. Уточнить значение понятия «Родина». 4. Учить составлять предложения с предлогом около, по образцу логопеда. 5. Формировать лексико-грамматический строй речи «Будь внимателен», «Сосчитай до пяти».

62. Тема: Открытое занятие для родителей

Практика: 1. Сформированность лексико-грамматического строя речи и связную

речь; 2. Развитость речевого дыхания; 3. Выработку четких координированныхдвижении во взаимосвязи с речью.

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты

  • познавательные мотивы преобладают над игровыми (предпочитает заниматься с целью получить новые знания);
  • осознает свои возможности, умения, качества, переживания («я это умею», «я никогда этого не делал, но думаю, что у меня получится»);
  • готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль (выражен познавательный мотив, потребность получать новую информацию);

Метапредметные результаты:

  • будет уметь чисто и правильно произносить все звуки;
  • будет уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные- согласные звуки, твёрдые - мягкие звуки, звонкие - глухие звуки);
  • будет уметь давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой);

Предметные результаты:

  • будет уметь правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • будет уметь чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • будет называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Детское посадочное место (по росту ребёнка); Стол и стул для педагога;

Зеркало ручное; Зеркало настенное; Лампа дневного света; Шпатель одноразовый; Песочные часы; Предметные картинки

Наборы серии сюжетных картинок для развития связной речи Магнитная азбука(демонстрационная)

Касса букв и слогов(раздаточный материал) Схемы предложений

Конверты с фишками (синий, зелѐный, красный) Карточки для звукового анализа слова

Слоговые таблицы Домики для звуков Рабочие тетради

Карандаши простые и цветные

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

логопедические пособия;

набор дидактического раздаточного материала; набор настольных игр.

Список литературы:

  1. Веселая дыхательная гимнастика. – СПб.:ООО «Издательство»Детство- Пресс», 2014г.;
  2. Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов/ Ростов н/Д: Феникс, 2014г.;
  3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой        гимнастики.        Изд.        2-е,        дополненное.        –        СПб:        ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2014 г.;

  1. Нищева        Н.В.        Конспекты        подгрупповых        логопедических                занятий        в старшей                группе        детского                сада        для        детей        с        ОНР.        –        СПб.:        ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2014г.;

  1. Нищева        Н.В.        Конспекты        подгрупповых        логопедических        занятий        в

младшей группе   детского   сада   для   детей   с   ОНР.   –   СПб.:   ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2014г.;

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2015г.;

  1. Оценочные материалы и формы аттестации

Виды контроля и мониторинг:

  • Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС);
  • Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
  • Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

  1. Методические материалы

Методы, используемые для реализации Программы:

  • Наглядные
  • Словесные.
  • Практические.
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • Опосредованное        наблюдение        (изобразительная        нагляднос ть: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и        картинам).
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Приёмы, используемые для реализации Программы:        

  • Словесные.
  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.
  • Наглядные.
  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ        положения        органов        артикуляции        при обучении        правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Дидактические игры.

Средства реализации программы

  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда.
  • Обучение родной речи на занятиях.
  • Художественная литератур

  1. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

68

Продолжительностьучебных периодов

1полугодие

01.09.2022 - 30.12.2022

2 полугодие

09.01.2023 - 28.04.2023

Возраст детей, лет

5 - 6

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

62

  1. Календарный план воспитательной работы

События

Дата

Дни        открытых дверей

Ноябрь 2022г.

Викторина

Январь2023г.

Итоговое занятие

Апрель 2023г.

Список литературы

  1. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158.
  2. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С.26-30
  3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
  4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и

пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр «Сфера», М. - 2002.
  2. Кискальт И.«Солёное тесто: увлекательное моделирование»/ И. Кискальт//профиздат,М.- 2002.
  3. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто»/К.Силаева, И. Михайлова// изд.

«Эксмо», М.- 2004.

  1. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
  2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...