Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорушки"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_burova_s.a._23-24_govorushki.docx | 47.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска
Принята на заседании Педагогического совета от «___» _________ 2023 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» ____________ И.А. Гращенкова Приказ № ___ от ______2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Говорушки»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Учитель-логопед Бурова Светлана Александровна
Смоленск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Говорушки» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».
Актуальность программы: Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Педагогическая целесообразность: В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Новизна программы: Программа дополнительного образования «Говорушки» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Адресат программы: дети в возрасте 4-5 лет.
Доступность программы для различных категорий детей:
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 16 занятий.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут.
Формы организации учебного процесса:
очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий: практические занятия с элементами беседы, игры, упражнений на расслабление (релаксация).
Цель программы: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Работа над интонационной выразительностью речи (использование
логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
Развивающие:
- Формирование связной речи.
- Расширение словарного запаса
Воспитательные:
- Воспитание культуры речевого общения.
- Прививать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого
ребенка.
- Развитие навыков правильного речевого дыхания (выдох длиннее, чем вдох).
Метапредметные:
- Совершенствование умений координировать тонкие пальчиковые движения;
- Развитие просодической стороны речи.
Предметные:
- Коррекция звукопроизношения
- Формирование слоговой структуры слова.
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный столами, стульями, учебной доской;
- ноутбук.
Виды и формы контроля:
Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения;
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: беседа и педагогическое наблюдение.
Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
«Огород, овощи» | 1 | 1 | Беседа, наблюдение | ||
«Сад, фрукты» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Осень» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Дары осени» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Как звери к зиме готовятся» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Игрушки» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Дом» | 1 | 1 | Беседа, педагогическое наблюдение | ||
«Новый год» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Деревья» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Наша Армия» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Одежда, обувь, головные уборы» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Мамин праздник» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Домашние животные» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Весна» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Перелетные птицы» | 1 | 1 | наблюдение | ||
«Насекомые» | 1 | 1 | Смотр знаний и умений | ||
Итого: | 16 | 16 |
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
сентябрь | «Огород, овощи» | фронтальная | 1 | Беседа, наблюдение | |
октябрь | «Сад, фрукты» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
октябрь | «Осень» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
ноябрь | «Дары осени» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
ноябрь | «Как звери к зиме готовятся» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
декабрь | «Игрушки» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
декабрь | «Дом» | фронтальная | 1 | Беседа и педагогическое наблюдение | |
январь | «Новый год» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
январь | «Деревья» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
февраль | «Наша Армия» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
февраль | «Одежда, обувь, головные уборы» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
март | «Мамин праздник» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
Март | «Домашние животные» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
Апрель | «Весна» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
Апрель | «Перелетные птицы» | фронтальная | 1 | наблюдение | |
май | «Насекомые» | фронтальная | 1 | Смотр знаний и умений |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации:
Дидактический материал:
Демонстрационный материал: пластмассовые игрушки, изображающие домашних и диких животных, овощи и фрукты, насекомых и птиц. Театр би-ба-бо (игрушки, надевающиеся на руку)по лексическим темам, соответствующим занятиям.
Музыкальные инструменты: ксилофон, деревянные ложки, маракасы, барабан, колокольчики.
Раздаточный материал: бумажные овощи, фрукты по количеству детей, резиновые массажные мячики, су-джок, ватные шарики.
Наглядный материал:
Наглядные пособия по лексическим темам «Овощи», «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные», «Одежда», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Весна».
Описание общей методики работы:
Занятия состоят из артикуляционной гимнастики, упражнений для развития слухового восприятия и внимания, дыхательных упражнений, которые необходимы для формирования правильного речевого дыхания, когда вдох короче, чем выдох. В каждое занятие включаются упражнения для развития координации речи и движений, игры по развитию мелкой моторики рук. Для развития связной речи и обогащения словаря используются короткие стишки, сказки, рассказы. Заканчиваются занятия упражнениями на релаксацию.
Методы обучения:
Беседы, игры (средней и малой подвижности), упражнения для развития пальцевой моторики и дыхания, артикуляционная гимнастика.
Технологии обучения:
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированного обучения.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
- Беседа
- Педагогическое наблюдение.
- ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
4. Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. –96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучения ребенка по программе (диагностические таблицы, тесты, задания и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...