Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_razvitie_grafomotornyh_navykov_u_detey_s_ovz.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

      Графический навык – это привычные типовые положения кисти пишущей руки, ее движения.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.

Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

Данную работу мы строим по нескольким направлениям:

1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно - моторной координации.

• формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);

• формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы», затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);

• формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»);

• обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);

• обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

• формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей, узнавать и называть собранный предмет;

• обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч, что овальное? (рыба, ежик, Что квадратное? (часы, стол) и т. д.);

• формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции, где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

3. Развитие пространственной ориентировки.

• формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);

• обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);

• формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

4. Формирование базовых графических умений и навыков.

• формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом, между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см, непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно, не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);

• формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);

• формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика);

• обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;

• формирование умение копировать точки (простого рисунка, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);

• формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.

5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.

• формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.

Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;

2. взрослый задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.

Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.

При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы : держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).

Упражнения для формирования у детей базовых графических умений, разделены на четыре этапа. Каждый этап заданий помогает ребенку приобрести определенные умения.

I этап обучения включает пять серий заданий. Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими и совершать графическое действие совместно со взрослым или по показу.

1серия обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху вниз: дождик, семечки, иголки, трава и т. п.

2 серия Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик, шпалы и т. п.

3 серия Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии от одного графического объекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе и т. п.

4 серия Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает и т. п.

5 серия Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде и т. п.

II этап включает в себя четыре серии заданий. В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительнодвигательной координации, умения ориентироваться на листе бумаги и работать по показу.

1 серия Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки и указатель стрелку.

2 серия Дети овладевают умением проводить безотрывные линиидорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см и от 1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева направо, ориентируясь на вспомогательные ориентиры – точки, стрелки, штрихпунктирные линии.

3 серия. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу, сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками, используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т. п.

4 серия Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа (снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.

III этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указательстрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.

1 серия Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указательстрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.

III этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указательстрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.

1 серия Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указательстрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.

2 серия Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх – низ, левая сторона – правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателюстрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т. п.).

3 серия Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено наверху и внизу, слева и справа, в углах – верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину листа; при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию: посади улиток на грибочки, угости дельфинов рыбой, запусти ракету в космос и т. п.

4 серия Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии, ориентируясь на указательстрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п.

IV этап включает пять серий графических заданий, закрепляющих следующие умения: ориентироваться как на строке (широкой, узкой, так и в широкой клетке; работать по показу и образцу (копировать графические ряды, представленные простыми линиями, геометрическими фигурами, элементами букв); завершать начатое графическое действие.

1 серия Учит выполнять упражнения в пределах широкой строки (ширина 4 см, ориентироваться на строке (фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки). Закрепляет умение проводить прямые безотрывные линии по этим границам с ориентировкой на точки начала и конца графического действия; вести вертикальные, наклонные, волнистые и ломаные линии в пределах строки, ориентируясь на стрелку: проведи пальцем по строке, проведи линию по верхней границе строки, проведи линию посередине строки, продолжи ряд, разложи геометрические фигуры на верхней строке листа, а на нижней строке скопируй их.

2 серия Формируется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см, зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, по стрелке. Вырабатываются умения копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева – справа; работать по образцу; доводить упражнения до конца.

3 серия Закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см) и работать по образцу (копировать последовательно графические изображения простых предметов по клеткам, соблюдая очередность и интервалы между элементами, а также высоту и ширину изображения); переносить графические изображения на плоскость листа: сверху – снизу, слева – справа; доводить начатое графическое действие до конца : нарисуй домики, флажки, круги по клеткам, продолжи ряд, нарисуй кораблик слева, нарисуй башню справа, дорисуй по клеткам и т. п.

4 серия Закрепляются умения ориентироваться на крупной строке (ширина 4 см); копировать графические элементы в пределах строки (соблюдать интервалы между элементами, очередность, ориентироваться на точки, стрелку, штрихпунктирные линии); последовательно копировать элементы букв (наклонные линии, полуовалы, овалы, крючки, петли, зигзаги); завершать графическое действие : проведи линии по стрелке, продолжи ряд и т. п.

5 серия Закрепляется умение ориентироваться на строке шириной 2 см. После того как у ребенка сформируются графические умения и навыки в пределах крупной строки (4 см, рекомендуем повторить упражнения четвертой серии на строке шириной 2 см. Этот переход важен для дальнейшего выполнения упражнений на поле листа тетради в крупную линейку.

Опыт целенаправленной коррекционнопедагогической работы по овладению определенными графическими умениями показывает, что дети изучаемой категории способны выполнять следующие задания: проводить и копировать разные линии, штриховать, дорисовывать, чередовать элементы букв, цифр в пределах клетки, строки. Комплексная работа специалистов (воспитателей, учителядефектолога, психолога) в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности позволяет активизировать у детей познавательный потенциал, сформировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР

Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет

Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)...

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития

Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...